Смекни!
smekni.com

Предисловие редактора перевода (стр. 56 из 67)

При такой характеристике процесса припоминания возникает ряд проблем: наше описание этого процесса не столь полно, как это кажется. Однако ассоциативно-сетевая модель Андерсона и Боуэра дает довольно много сведений относительно припоминания; она помогает, например, объяснить эффекты организации, обсуждавшиеся в предыдущей главе. По-видимому, можно сформулировать следующее общее правило: все, что облегчает ассоциации между элементами запоминаемого набора, обегчает последующее вспоминание. Это происходит потому, что любая организация хоть немного, но облегчает процессы изучения и поиска — пометку элементов и прослеживание отходящих от них путей. При наличии у списка ассоциативной структуры пути (связи) между его элементами будут более многочисленны и более "удобны".

СРАВНЕНИЕ ПРОЦЕССОВ УЗНАВАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ

На данном этапе у нас имеются две гипотезы или теории "вспоминания". Их можно рассматривать как теории извлечения информации, поскольку они касаются вопроса о том, каким образом вновь становится доступной информация, хранящаяся где-то в памяти. Однако эти две теории совершенно различны. Теория узнавания основана на представлении о "прочности" следов и о довольно сложном процессе принятия решения. Теория припоминания основывается на таких понятиях, как ассоциативные пути и поиск. В извлечении информации, по-видимому, участвуют различные процессы в зависимости от того, изучаем ли мы узнавание или припоминание. Но различны ли в действительности процессы извлечения информации при узнавании и припоминании? И если различны, то в чем именно?

ГИПОТЕЗА ПОРОГА

Вопрос о том, чем узнавание отличается от припоминания, не нов. Эта проблема не переставала интересовать психологов с тех самых пор, как понятия узнавания и припоминания впервые были четко дифференцированы и когда было замечено, что в тестах на узнавание эффективность памяти оказывается более высокой (McDougall, 1904). Одной из первых лопыток объяснить это различие была "гипотеза порога". Эта гипотеза очень проста: в ней утверждается, что эффективность как узнавания, так и припоминания зависит от "прочности" элементов (т. е. эффективности их следов) в памяти. Согласно этой гипотезе, для того чтобы элемент можно было узнать, его прочность должна достигать определенной величины, которая называется порогом для узнавания. Существует также определенная величина прочности, необходимая для того, чтобы элемент можно было вспомнить; эта величина называется порогом для припоминания. Предполагается, что порог для припоминания выше, чем для узнавания; в этом и состоит сущность гипотезы.

Посмотрим, что это означает. Из этого прежде всего следует, что некоторые элементы, обладающие очень высокой прочностью, будут как припоминаться, так и узнаваться. Другие, обладающие очень низкой прочностью, не удастся ни вспомнить, ни узнать. Наконец, третьи — с промежуточной прочностью (выше пороговой для узнавания, но ниже пороговой для припоминания) — будут узнаваться, но не припоминаться. Это позволяет объяснить тот факт, что проверка на узнавание дает обычно лучшие результаты, чем проверка на припоминание.

Кинч (Kintsch, 1970) провел детальное сравнение процессов узнавания и вспоминания на основе обзора данных за и против пороговой гипотезы. Он указывает, что если какая-нибудь переменная влияет на узнавание и припоминание одинаковым образом, то это можно рассматривать как довод в пользу гипотезы порога. Но если удастся найти хотя бы одну переменную, которая действовала бы на эти два процесса по-разному, то это вызовет сомнение в справедливости гипотезы. Одним из доводов в пользу гипотезы порога служат упоминавшиеся в этой главе данные о том, что хотя забывание протекает во времени по-разному, оно представляет собой функцию числа элементов в промежутке между предъявлением и тестированием как при узнавании, так и при воспроизведении, причем форма кривой забывания в обоих случаях одинакова. Такие переменные, как скорость предъявления списка и число предъявлений, тоже оказывают одинаковое влияние; в обоих случаях наблюдается сходная зависимость от места в ряду-эффект начала и эффект конца (Shiffrin, 1970; см. также гл. 2). Все это легко объяснить на основе гипотезы порога (что говорит в ее пользу), если допустить, что упомянутые факторы повышают или понижают прочность элементов, так что эффективность узнавания и припоминания соответственно изменяется в одном и том же направлении.

Предположим теперь, что найдена такая переменная, которая улучшает узнавание, но ухудшает припоминание. Повышение эффективности узнавания означает, что внесенное изменение повысило прочность элементов в памяти, однако ухудшение припоминания говорит о прямо противоположном действии. Но поскольку гипотеза порога пытается объяснить оба эффекта на основе одной и той же идеи, такие факты, возможно, заставили бы отвергнуть ее. Ибо если существует лишь какой-то один механизм, лежащий в основе как узнавания, так и припоминания, то каждый отдельный переменный фактор сможет вызвать изменение только в одну сторону: узнавание и припоминание могут или оба улучшиться, .или оба ухудшиться, но они не могут измениться в разных направлениях.

Существуют ли переменные, влияющие на узнавание и припоминание по-разному? Оказывается, есть несколько таких переменных (Kintsch, 1970). Наиболее важная из нихчастоты слов. Напомним, что оценка частоты данного слова определяется его встречаемостью в естественном языке. Неоднократно указывалось, что широко употребляемые слова припоминаются лучше, чем слова, встречающиеся редко. При прочих равных условиях, если предъявить испытуемым список слов и попросить их воспроизвести эти слова, эффективность припоминания окажется гораздо выше, когда в этот список входят часто встречающиеся слова, чем тогда, когда он состоит из редких слов. Однако при узнавании получаются прямо противоположные результаты. При включении в список часто встречающихся слов проверка на узнавание дает худшие результаты, чем при включении редких слов. Редко встречающиеся слова узнавать легче. Эффект этой переменной (и других переменных, по-разному влияющих на узнавание и воспроизведение) показывает, что гипотеза порога не в состоянии объяснить различия между узнаванием и припоминанием.

ГИПОТЕЗА ДВУХ СЛЕДОВ

Другую гипотезу (Adams, 1967) можно назвать гипотезой двух следов. В отличие от гипотезы порога она утверждает, что узнавание и припоминание зависят от разных механизмов. а именно — от разных комплексов информации, содержащейся в памяти. Согласно этой гипотезе, предъявление какого-либо элемента ведет к образованию в памяти двух информационных комплексов. (Такой информационный комплекс нередко называют следом; вообще след того или иного события в памяти — это то, что в ней остается, после того как само событие миновало.) Существуют лингвистические (вербальные) следы памяти и образные (перцептивные) следы. Первые представляют то или иное событие (или объект) в вербальной форме, а вторые — в форме, более близкой к его сенсорному восприятию. Например, — слово БОЛЬШОЙ после зрительного предъявления может сохраняться в виде осмысленного вербального элемента или в образной форме. По этой гипотезе узнавание основывается на перцептивном следе, тогда как при воспроизведении используется только вербальный след. В гл. 12 образные следы будут рассмотрены более подробно; однако один недостаток этой гипотезы ДВУХ следов нетрудно увидеть уже сейчас, если рассмотреть, как влияют на узнавание слова-дистракторы, в высокой степени ассоциированные со словами, входящими в список. Здесь проявляется отрицательный эффект семантического сходства: узнавание ухудшается, когда элементы-дистракторы тесно ассоциированы с элементами списка. Гипотеза двух следов, согласно которой узнавание основано на перцептивных, а не на вербальных следах, не позволяет объяснить эти наблюдения.

ГИПОТЕЗА ДВУХ ПРОЦЕССОВ

Третья гипотеза, предложенная для объяснения различий между узнаванием и воспроизведением, — это гипотеза двух процессов (Anderson a. Bower, 1972; Kintsch, 1970). В последние годы этой гипотезе уделялось много внимания. Преимущество ее в том, что она не только объясняет упомянутые различия, но и позволяет объединить теории узнавания и припоминания. Гипотеза двух процессов сглаживает несоответствия между нашими представлениями о прочности (применительно к узнаванию) и о процессах поиска (применительно к припоминанию). Это достигается благодаря тому, что припоминание (воспроизведение), согласно этой гипотезе, включает узнавание в качестве субпроцесса. Напомним, что по описанной ранее теории припоминание складывается из процессов поиска (прослеживание путей в ДП и нахождение нужных элементов) и принятия решения (о том, следует ли воспроизводить найденные элементы). В гипотезе двух процессов такая последовательность событий принимается в качестве модели для припоминания, и, кроме того, вводится предположение о том, что узнавание соответствует процессу принятия решения; иными словами припоминание складмвается из поиска и узнавания. При этом предполагается, что на стадии принятия решения происходят те же процессы, которые участвуют в узнавании, — процессы, описываемыетеорией обнаружения сигнала. Таким образом, мы приходим к выводу, что узнавание — это, по существу, припоминание (воспроизведение), из которого исключены процессы поиска.