Доказательства истинности воскресения Христова показаниями непосредственных свидетелей-очевидцев Павел считает недостаточными для обыкновенных людей, но зато он не считает их единственными и указывает сильнейшую поддержу их в самом Свящ. Писании. Воскресение Иисуса представлялось необходимейшим условием исполнения обетований о Нем Божиих, из которых одно гласило: "Сын Мой еси Ты. Аз днесь родих Тя" (Пс. II, 7). Это учение о Богосыновстве Мессии как бы логически требовало Его воскресения, утверждаясь и само на нем, как неопровержимое заключение из Своих посылок.
Другое доказательство достоверности исполнения обетований Божиих на Иисусе, в Его воскресении, апостол указывает в словах Божиих, изреченных устами пророков Исаии (LV, 3) и псалмопевца Давида. Первый от Лица Божия обещает непреложное исполнение обетований, данных Давиду, которые таковы, что исполнение их несовместимо с возможностью для Мессии обратиться в тление. Совершенно ясно об этом повествует и Давид в Пс. XV, 10 (см. прим. к II, 25-32).
"Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил..." Греческий текст, кажется, (и за ним славянский) имеет несколько другую мысль: Δαβίδ μέν γάρ ιδία γενεα̃ υπηρετήσας τη̃ του̃ Θεου̃ βουλη̃, εκοιμήθη... - "Давид по своему роду послужив Божиим советом успе...", то есть: Давид, послужив своему роду, Божиею волею почил. Послужив своему роду (или народу) - царским своим служением и всею своею жизнью, так много давшею не только для его народа, но и для поколений всех времен и народов в своей псалтыри.
"Почил...", т.е. умер - благоговейно верующее обозначение смерти, которая есть как бы сон до будущего воскресения мертвых.
"Приложился к отцам своим..." - древнейшее еврейское выражение, указывающее на судьбу умерших по смерти (Быт. XV, 15; XXV, 8; Суд. II, 10); душа умершего отходит в шеол и там присоединяется к прежде умершим предкам.
"Увидел тление" - телесное, в противоположность чему Христос "не увидел тления" - потому, что Он воскрес, и должен был жить вечно, чтобы исполнились все обетования Божии отцам (32 ст.).
"Ради Его возвещается вам прощение грехов", т. е. ради Его даруется прощение грехов верующим в Него, о чем и возвещается Апостольскою проповедью
"Оправдаться..." - δικαιωθη̃ναι - "оправдитися..." - сделаться праведными пред Богом. Об этом оправдании и очищении грехов верою Христовою и о недостаточности для сего закона Моисеева подробнее говорит апостол в своих посланиях к Римлянам и Галатам.
"Во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым..." Это все имеет здесь безъисключительный смысл, ибо - по учению апостола - закон Моисеев ни в чем не мог оправдывать человека пред Богом. Таковым оправданием его является исключительно лишь вера во Христа, соединенная с делами любви христианской (Рим. III, 20 и д. 28; Гал. III, 10 и д.).
"Сказанное у пророков..." Ср. Авв. I, 5 по перев. LXX.
"Презрители..." - т.е. голоса Божия, предостережений Божиих, а отсюда - и самого Бога.
"Подивитесь и исчезните..." Пророк говорит здесь от Лица Божия о предстоявшем нашествии на еврейскую землю халдеев в наказание за неверие и разврат народа еврейского. Это нашествие являлось столь неожиданным и сопровождалось столь удивительными переворотами для евреев, что они как бы исчезли от удивления, смирились до ничтожества, до небытия, до полного поражения всех своих ожиданий и представлений возможного.
Таким же грозным судом и наказанием Божиим за неверие и презрение голоса Божия угрожает апостол и теперь.
"Пребывать в благодати Божией...", т.е. в этом, обнаружившемся в них, сердечном расположении к вере во Христа, проповеданного Павлом, - расположении, которое должно было в дальнейшем привести их и к проповеданному спасению. Это расположение здесь было первым дыханием или прикосновением спасающей благодати Божией.
"Почти весь город...", т.е. и языческое его население, внимание которого возбуждено было, очевидно, частными беседами апостолов с жителями в течение недели, между двумя упоминаемыми субботами (42 и 44).
Усиленные выражения - противореча и злословя, сопротивлялись - указывают на страстное, возбужденное враждебное отношение иудеев к учению Павла.
"С дерзновением сказали..." Мысль, высказанная Павлом о самостоятельной от иудейства проповеди Евангелия язычникам, возбуждала еще значительные недоумения среди иерусалимских и антиохийских верующих (XI, 2-3; XV, 1 и д.). Могла возбудить она те же недоумения и среди всех других иудеев рассеяния. Тем не менее Апостолы - Павел и Варнава приемлют дерзновение высказать ее и применить на деле, имея в виду и опыт Апостола Петра (X гл.), и опыт проповедников антиохийских (XI, 20), и особую волю Св. Духа (ст. 1-4), и, наконец, то обстоятельство, что иудеи, которые прежде всего и здесь оглашены были словом проповеди о Христе, оказались непокорными и этим как бы сами оправдывали то, что апостолы обратились с проповедью о Христе к язычникам.
"Вам первым надлежало быть проповедану Слову Божию...", т.е. учению о Христе Спасителе; надлежало и по ясному повелению самого Господа (I, 8; III, 26; Рим. I, 16), и вообще по Божественным определениям о Мессии, Который прежде всего посылался к погибшим овцам дома Израилева и уже потом принадлежал и всем остальным народам.
"Сами себя делаете недостойными вечной жизни...", дарование которой всему человечеству составляло главную цель пришествия Мессии, при условии веры в Него.
"Вот, мы обращаемся к язычникам..."
"Эти слова, - говорит св. Златоуст, - исполнены великой кротости. Не сказал: мы оставляем вас, дабы показать, что можно было опять возвратиться сюда, и это удаление делается не вследствие вашего оскорбления, но - так нам заповедано. Язычникам надлежит услышать Слово Божие, но то не от нас, а от вас зависит, что они должны будут услышать прежде вас..."
В доказательство того, что обращение апостолов с проповедью к язычникам было не самовольным их действием и вполне сообразовалось с Божественным планом спасания мира, апостолы ссылаются на изречение пророка Исаии (XLIX, 6), где выражается определение Божие о Мессии, как свете язычников и спасении всех людей до края земли. В этом определении Божием апостолы видят для себя как бы заповедь Божию и наибольшее оправдание своей деятельности в глазах иудеев, для которых ссылка на заповедь Самого Господа о научении всех языков (Мф. XXVIII, 19) не могла иметь такой силы, как указание на слова пророка.
"Слыша сие...", т.е. засвидетельствованное апостолами определение Божие о принятии в Церковь Христову язычников.
"Прославляли Слово Господне...", т.е. новое учение, новую веру, Св. Евангелие.
"Которые были предоставлены к вечной жизни...", вследствие предведения Богом их свободно-доброй деятельности (ср. Ин. VI, 44; Рим VIII, 29-30).
"Слово Господне...", т.е. проповедь евангельская.
"Оттрясши на них прах от ног своих..." (Мф. X, 14), в знак прекращения всякого общения.
"Пошли в Иконию..." - на юго-восток от Антиохии Писидийской, плотно населенный тогда город, причислявшийся то к Писидии, то к Ликаонии, то к Фригии.
"Ученики же", - т.е. христиане писидийские, - "исполнялись радости..." вместо того, чтобы упасть духом от гонений на апостолов.
Такова сила Евангелия! - восклицает Феофилакт (ср. Златоуст). - Учителей гнали, а ученики радовались... Страдание учителя не отнимает дерзновения у ученика, но делает его более бодрым..."
Под уверовавшими Еллинами, несомненно, разумеются прозелиты - обращенные в иудейство язычники, в противоположность упоминаемым далее "язычникам" (ст. 2), соединившимся заодно с неверующими иудеями против апостолов.
"Раздражили...", т.е. клеветали на апостолов, во многом обвиняли их, этих простосердечных представляли коварными..." (Златоуст).
"Против братьев...", т.е. не только против апостолов, но и вообще против новообращенных последователей Христовых, большую часть которых составляли природные иудеи, следовательно, братья по плоти - преследователям (Рим. IX, 3).
"Смело действуя о Господе..." "Это дерзновение, - говорит блаж. Феофилакт, - происходило от преданности апостолов делу проповеди, а то, что слушавшие их уверовали, было следствием чудес, но этому способствовало несколько и самое дерзновение апостолов..."
"Народ в городе разделился" В этом разделении, кажется, причина, почему подстрекательство иудеями язычников до времени оставалось безрезультатным.
"Иудеи со своими начальниками..." - ср. XIII, 15 - вероятно, с архисинагогом и старейшинами, составлявшими совет при нем.
В стремлении к побитию камнями обнаруживается как то, что главные руководители нападения на апостолов были иудеи, так и то, что вина апостолов была подведена под преступление Богохульства, за которое у иудеев полагалась этого рода казнь.
"В Ликаонские города, Листру и Дервию..."
Ликаония - не столько политически, сколько этнографически составляла особую область Малой Азии, с городами - Листрой - к юго-востоку от Иконии, и Дервией - к юго-востоку от Листры.