Выполнил:
Золотухин Александр,
обучающийся 5 класса
МОУ гимназии №19 г.Липецка
Руководитель:
Жестерёва Наталия Борисовна,
учитель русского языка и литературы.
Липецк - 2011
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Основная часть
Кто такой гладиатор 4
Как и с какой целью устраивались бои гладиаторов? 4
Жизнь гладиатора 6
Сражение на арене 6
Знаменитые гладиаторы 7
Отношение римлян к гладиаторам 8
Исчезновение гладиаторов 9
Заключение 10
Список использованной литературы 12
Приложение
Введение
История – это один из моих любимых предметов в школе. А после уроков я занимаюсь в секции «Каратэ-до». Этим видом рукопашного боя увлекаюсь с первого класса. И почти каждый раз у меня возникает много вопросов: когда и в каких случаях можно обороняться, а когда нападать, что делать, если тебе во время встречи сделали больно? Бывали случаи, когда неосторожное движение наносило боль и моему «противнику». Вот почему наш сенсей (тренер) обращает внимание на то, что владение навыками борьбы – это, прежде всего, оборона, а не нападение. И очень часто для сравнения он приводит в пример бои гладиаторов.
Для меня и моих друзей, с кем я занимаюсь в спортивной секции, интересно узнавать любые неизвестные исторические факты. Поэтому темой своего реферата я выбрал историю возникновения и проведения гладиаторских боёв. Изучая историю древнего мира, я хотел бы более подробно узнать о гладиаторах, какими они были и для чего устраивались знаменитые гладиаторские бои?
Целью моей работы является изучение истории возникновения и развития этого события, поиск имён великих гладиаторов Римской империи.
А узнав новое о жизни гладиаторов, об отношении горожан к их поединкам, об исчезновении гладиаторства, я не мог не поделиться собранным материалом со своими сверстниками. Это стало заключительным этапом моей работы, результаты которой я представлял в гимназии на малой практической конференции во время проведения недели истории.
При написании реферата я обращался к справочной и энциклопедической литературе по истории древнего Рима, использовал Интернет-ресурсы, адреса которых указаны в библиографическом списке.
Основная часть
Кто такой гладиатор?
В Древнем Риме были люди, которых заставляли на потеху публике сражаться друг против друга на арене. Они бились обычно мечами, а «меч» на языке римлян – «гладиус», отсюда и название этих людей – «гладиаторы» [7].
Гладиаторы были из числа военнопленных, осуждённых преступников и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более 700 лет. [1.2, 5].
В гладиаторы могли и «продавать». Бывали случаи, когда гладиаторами становились свободные люди. На такой рискованный шаг их толкала нужда. Но ни один житель древнего Рима не сказал бы, что гладиатором быть престижно. Гладиаторы проходили обучение в бойцовских школах. Туда попадали как мальчики, так и юноши, но до зрелого возраста многие из них не доживали. Для римлян, отдельный интерес представляли кровавые зрелища, программа которых с каждым годом расширялась. Часто на арене устраивались бои и с дикими зверями. Это сразу подтверждает, что в древнеримском обществе гладиаторство было массовым развлечением и зрелищем. [1.1, 4, 5].
Как и с какой целью устраивались бои гладиаторов?
Гладиаторские поединки, как оказалось, были переняты римлянами у греков и египтян. Они были похожи на жертвоприношения богу войны Марсу. Сначала гладиаторами считались военнопленные и приговоренные к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им испытать свою судьбу в поединке. В случае победы победивший боец получал наличные деньги и на них мог выкупить собственную жизнь. Были и такие смельчаки, которые отказывались от своей свободы, вступали в гладиаторы в погоне за популярностью. [1.2, 5].
Для того чтобы быть гладиатором, нужно было принять клятву. [1.1, 4]. С этого этапа воины попадали в мир, где были безжалостные законы чести. Первый закон – безмолвие. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон – полное соблюдение правил чести. Так, к примеру, воин, упавший на землю и сознающий свое поражение, должен был снять защитный шлем и подставить гортань под клинок соперника. В таких случаях зрители имели возможность давать милосердие тем воинам, которые смело боролись и нравились публике.
«Мы поступаемся живыми, дабы накормить мертвых» - так правитель Каракалла в III веке нашей эпохи определил идею гладиаторских поединков. Согласно их вере, эти жертвоприношения должны были умиротворить души погибших [1.3, 5].
Этот обычай сначала очень медленно укоренялся в жизни римлян. В то время римлянам приходилось немало воевать. А для того, чтобы отдохнуть, они любили устраивать атлетические конкурсы, конные скачки, театральные представления. Поэтому на тот момент римлян никак нельзя было назвать любителями жестоких боев, так как этого им хватало в ежедневной полувоенной жизни. [4].
В 264 году до н.э. на базаре в Риме состоялся бой 3-х пар гладиаторов. И только спустя 50 лет эти зрелища начали увеличиваться: 22 пары гладиаторов на протяжении 3-х дней развлекали публику. Эти бои были устроены в память о консуле Древнего Рима. А в 105 году до н.э. гладиаторские поединки были введены императором Юлием Цезарем в количество официальных прилюдных зрелищ [5, 8].
К концу II века до н.э. уже никого не удивляли поединки с участием не одной сотни гладиаторов… [1.2, 3].
Жизнь гладиатора
Жизнь гладиатора была короткой и полной постоянного страха и риска, без которого и сама жизнь гладиатора была бы невозможна. Судьбу каждого из них решал бой. После нескольких проведённых боев было понятно, что ожидает бойца. Или это жизнь и вознаграждение, или бесславная смерть. Но некоторые гладиаторы выигрывали бой за боем и могли побеждать даже в десяти боях подряд. Вот именно такие уникальные бойцы получали от императора свободу, а школа, которая его воспитывала, готовила пышную церемонию. На этом празднике свободному гладиатору дарили рудис – деревянный меч. А «рудийцами» называли воинов, которые получили свободу в исходе гладиаторского сражения [1.2].
Сражение на арене
Гладиатор не знал сомнений. Он жил одним днем и знал, что его судьбу решает соревнование. Большинство гладиаторов были рабами, которые получали хорошую врачебную поддержку и высококалорийную еду. Их мастерство повышали регулярные тренировки. На них тратились большие суммы денег. Если высокооплачиваемые гладиаторы гибли в борьбе, то содержащий их господин терпел огромные убытки. Поэтому билеты на шоу смертельных поединков были очень дорогими. Чем больше проходило боев, тем успешнее считалось шоу.
О гладиаторских играх сообщалось заранее в "афишах" – надписях на стенах домов и общественных зданий. Вот образцы таких надписей (они хорошо сохранились в Помпеях): "Гладиаторы Н. Попидия Руфа будут биться с 12-го дня до майских календ; будет звериная травля" (CIL. IV. 1186) или "Гладиаторы эдила А. Суетия Церта будут драться накануне июньских календ" (CIL. IV. 1189). [1.1, 3, 4].
Существовало несколько правил для разных стилей борьбы. Римские гладиаторы имели разные виды оружия и доспехов. Выбор их означал свой собственный стиль. Одни воины имели довольно хорошую защиту, и его тело закрывали большие щиты. Другие имели небольшой квадратный щит, закрывающий только торс, а третьи выступали практически без защиты.
Не все гладиаторы сражались правой рукой. Те, кто хорошо работал обеими руками, получали огромное преимущество. Разные стили боев гладиаторов постепенно развивались и улучшались. Позже, когда боевые стили стали стандартными, были написаны документы, в которых подробно излагался каждый вид. Теперь любого, кто хотел стать гладиатором, можно было обучить ведению боевых поединков. [3, 4].
Знаменитые гладиаторы
Один из знаменитых в своё время гладиаторов - Публий Остория - был рабом в городе Помпеи. Он своим трудом и силой получил свободу и стал рудийцем, потому что победил более чем в 50 поединках и остался жив [1.3, 4]. Правда, по одной из версий, он остался без одного глаза, а по другой - лишился правой руки.
Когда узнаёшь больше об образе жизни гладиаторов, то создаётся впечатление, что единственной мечтой гладиатора могла быть мечта о «свободе от поля». Оказывается, это не совсем так, и такая мечта жила не у каждого бойца.
В истории есть имя знаменитого гладиатора Фламмы из Сирии. [1.2]. Он провел много сражений и почти всегда выходил победителем. Но после каждого своего освобождения Фламм заключал новые контракты с гладиаторской школой. Этот гладиатор был четырежды свободен, но предпочитал свободе бой. Конечно, это не могло продолжаться бесконечно, и однажды он встретил свою смерть. Для меня это непостижимо: будучи свободным, он дрался на одном поле с обреченными на смерть рабами. Не за жизнь, не за свободу, а ради самого гладиаторского боя!
Есть еще один пример, но он прямо противоположен предыдущему. Путь, который избрал для себя гладиатор по имени Веяна, вполне объясним. После блестяще проведённых на арене сражений он купил свою свободу. Накопленные деньги позволили приобрести поместье, где он жил со своей семьей до глубокой старости [1.2].