Гении рождаются чрезвычайно редко. Нужно очень дорожить ими и прислушиваться к их мнению (даже тогда, когда на первый взгляд кажется, что они не правы).
В работах Н.А. Козырева, конечно же, есть неточности и слишком часто логика подменяется интуицией. Однако, напомним: “Интуиция гения более надежна, чем дедуктивное доказательство посредственности”, - так пишет Морис Клайн, профессиональный математик, бывший декан математического факультета Нью-Йоркского университета и руководитель одного из отделов Математического института им. Р. Куранта, в одной из лучших в мире книг по истории математики “Математика: утрата определенности” [71, с. I95]. Раз уж такое верно в самой точной из наук — математике, — то тем более справедливо для физики. Поэтому вполне может быть, что в конечном итоге окажется прав именно Н.А. Козырев, а не противники его идей.
Н.А. Козырев указал новый путь в науке и размашистыми мазками гения наметил ряд ключевых моментов. Но они не связаны между собой непрерывной цепью умозаключений. Можно сказать, что между ними зияют логические провалы (поэтому мы и показали вектор Г на рис. 2 штрихами). Задача последователей ученого состоит в том, чтобы ликвидировать эти провалы. Уже первые шаги в этом направлении дали положительные результаты.
Биографические сведения
Николай Александрович Козырев родился 2 сентября (20 августа по старому стилю) 1908 года в г. Санкт-Петербурге. Окончил в 1928 г. физико-математический факультет Ленинградского университета, затем проходил обучение в аспирантуре под руководством академика А.А. Белопольского. С 1931 г. сотрудник Главной астрономическом обсерватории в Пулкове (которая с 1934 г. вошла в состав Академии наук). Первая статья написана Н. А. Козыревым в возрасте 15 — 16 лет. Всего им опубликовано более ста работ (из них шестнадцать совместно с В.А. Амбарцумяном в 1925 - 1933 гг., две с Д. И. Еропкиным в 1935, 1936 гг. и две с В.В. Насоновым в 1978, 1980 гг., остальные работы без соавторов). Список публикаций ученого приведен в сборнике избранных трудов [7, с. 432 - 437]. С 7 ноября 1936 г. по 14 декабря 1946 г. Н.А. Козырев был репрессирован (реабилитирован в феврале 1958 г.) [72]. Имеет четырех сыновей.
Н.А. Козырев— один из пионеров отечественной теоретической астрофизики и искусный астроном-наблюдатель. В 1934 г. он разработал теорию протяженных фотосфер звезд, которая в обобщенном С. Чандрасекаром виде получила название теории Козырева-Чандрасекара. Развил теорию солнечных пятен. Обнаружил в 1953 г. молекулярный азот в атмосфере Венеры и в 1963 г. водород в атмосфере Меркурия. Пришел к заключению о высокой температуре (до 200000°) в центре Юпитера. Известны также достижения ученого в изучении других планет солнечной системы, Наиболее значительный результат в области наблюдательной астрономии — получение 3 ноября 1958 г. спектрограмм лунного кратера Альфонс, которые свидетельствуют о выходе газа из центральной горки кратера и о вулканических явлениях на Луне. За обнаружение лунного вулканизма Н.А. Козырев удостоен Международной академией астронавтики в 1969 г. именной золотой медали [73, 74].
В нашей стране это достижение ученого зарегистрировано как открытие (№ 76 от 30.12.69 с приоритетом от 3.11.58) [75- 77].
Имя Козырева присвоено малой планете [78 - 80], и подана заявка на присвоение его имени кратеру на Луне.
О высокой духовности ученого говорит следующее стихотворение А.А. Вознесенского [81, с. 40 - 41].
Есть русская интеллигенция.
Вы думали — нет? Есть.
Не масса индифферентная,
а совесть страны и честь.
[...]
“Нет пороков в своем отечестве”.
Не уважаю лесть.
Есть пороки в моем отечестве,
зато и пророки есть.
Такие, как вне коррозии,
ноздрей петербуржской вздет,
Николай Александрович Козырев —
небесный интеллигент.
Он не замечает карманников.
Явился он в мир стереть
второй закон термодинамики
и с ним тепловую смерть.
Когда он читает лекции,
над кафедрой, бритый весь —
он истой интеллигенции
указующий в небо перст.
[...]
Сам Н.А. Козырев считал главной целью своей научной деятельности выяснение природы звездной энергии. 10 марта 1947 г. он защитил докторскую диссертацию на тему “Теория внутреннего строения звезд как основа исследования природы звездной энергии”, в которой сделал заключение об отсутствии внутри стационарных звезд источников энергии, включая термоядерные [2, 3, 7, 82]. Выдвинул гипотезу о том, что источником энергии звезд служит текущее время. Впервые ученый опубликовал эту гипотезу в книге “Причинная или несимметричная механика в линейном приближении” [4, 7], которая вышла летом 1958 г. (в год его пятидесятилетия). К этому времени он уже около двадцати лет занимался теоретической разработкой гипотезы и более семи лет вел экспериментальные исследования. Даже открытие им лунного вулканизма явилось не результатом случайного везения, а плодом целенаправленных поисков ученым признаков внутренней активности космических, тел (такой активностью согласно его гипотезе должны обладать любые достаточно массивные тела). Развивая свою гипотезу, ученый заложил основы принципиально новой науки — теории физических свойств времени или, как назвал ее сам создатель, причинной механики. Более четырех десятилетий Н.А. Козырев посвятил разработке этой науки. Он проделал огромную теоретическую и экспериментальную работу. Тем не менее, ученый не успел завершить построение теории.
Н.А. Козырев скончался 27 февраля 1983 года. Он похоронен на кладбище при Пулковской обсерватории. Биографические сведения об ученом приведены в справочниках и статьях [83 - 86] .
Заключение
В настоящей статье проведен обзор работ, которые продолжают начатые Н.А. Козыревым исследования. Наверняка, какие-то из работ остались не известны автору и поэтому не нашли отражения в статье. Автор искренне сожалеет об этом и будет признателен каждому, кто сообщит ему о таких работах.
Указаны также возможные направления дальнейших исследований и высказаны некоторые соображения в пользу теории Козырева.
Могут ли идеи Н.А. Козырева оказаться не верными? Да, такое, в принципе, возможно. Могут встретиться непреодолимые препятствия на пути их дальнейшей разработки. Может и уже завершенная теория оказаться не достаточно хорошо соответствующей реальности (как, к примеру, оказались такими и были отвергнуты наукой система мира Птолемея и теория теплорода, несмотря даже на то, что обе они количественно верно описывали определенные явления природы). Однако, анализ исходных положений причинной механики не выявил каких-либо внутренних противоречий в ней, а уже первые попытки дальнейшего развития этой теории показали, что она находится в согласии с квантовой механикой и теорией относительности. Данные факты вместе со всем комплексом результатов, полученных Н.А. Козыревым и его последователями, позволяют утверждать, что идеи ученого, по всей видимости, верны. Окончательный же ответ на поставленный вопрос может быть получен только после завершения построения причинной механики. Поэтому, в заключение, повторим слова академика А.Д. Александрова: "Нужно исследовать!"
Дополнение
С.М. Коротаев, сотрудник Троицкого филиала Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН (о работах которого написано выше на с. 19, 23), защитил в 1993 г. докторскую диссертацию на тему "Причинный анализ и его применение для обработки и интерпретации данных морских электромагнитных исследований". Стимулом к постановке этого исследования послужили работы Н.А. Козырева, о чем говорят следующие слова, приведенные в автореферате диссертации: "Автор отдает глубокую дань памяти Н.А. Козырева. Знакомство с его работами, непосредственное наблюдение экспериментов и обсуждение с ним проблем несимметричной механики оказало определяющее влияние на научное мировоззрение автора и побудило к собственным исследованиям причинных связей в геофизических процессах" [87, с. 5].
4 - 6 апреля 1994 г. в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана состоялась научная конференция "Экология человека, энергоинформатика и работы Н.А. Козырева". Были доложены, в частности, следующие результаты.
Новосибирские ученые - М.М. Лаврентьев, И.А. Еганова и др.— сообщили о продолжении лабораторных исследований дистанционного воздействия необратимых процессов на состояние живых и не живых систем, а также о продолжении астрономических наблюдений по методике Н.А. Козырева. Полученные результаты согласуются с их результатами, освещенными выше в настоящем обзоре.
В.С. Барашенков, М.В. Ляблин (ОИЯИ, г. Дубна), Я.Г. Гальперин (НИЦТНМ, г. Москва) представили результаты исследования дистанционного воздействия процесса растворения сахара (в воде) на плотность дистиллированной воды. Плотность воды определялась интерференционным методом; точность измерений превосходила точность, достигнутую в аналогичных опытах новосибирских исследователей. Сделан вывод, что эффект изменения плотности воды имеет тепловую природу (температура раствора во время растворения сахара падает на 1,5 — 3о; компенсирование этого изменения температуры соответствующим нагревом раствора исключает эффект).
А.Е. Акимов доложил об исследованиях, которые на протяжении 8 лет ведутся по специальной государственной программе (подписанной Н.И. Рыжковым). В реализации этой программы участвуют около 120 организаций; докладчик —научный руководитель программы. В рамках данной программы созданы генераторы и регистраторы торсионного поля — поля, отличающегося от всех известных в настоящее время физических полей. (Докладчик не сообщил устройство генераторов и регистраторов, но обещал, что это будет сделано в ближайшее время, после завершения их патентования.) Представлены многочисленные примеры воздействия торсионного поля на различные физические системы. Так, 15-ти минутное облучение этим полем расплава металла приводит к тому, что после застывания структура металла оказывается не кристаллической, а близкой к аморфной. Теоретическое описание торсионного поля [88 - 90] базируется на отождествлении его с кручением пространства аффинной связности (аналогично тому, как в общей теории относительности гравитация отождествляется с кривизной риманова пространства). Расчеты предсказывают, что торсионное поле не убывает с расстоянием, практически ничем не экранируется и распространяется со скоростью, на много порядков превышающей скорость света. Докладчик подчеркнул, что все свойства этого поля удовлетворяют идеологии Н.А. Козырева, и высказал мнение, что эффекты, обнаруженные Н.А. Козыревым, обусловлены действием именно торсионного поля.