Смекни!
smekni.com

«История волонтерства. Волонтерское движение в России. Волонтерский Центр мгимо (У) мид россии» (стр. 1 из 5)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД России

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Реферат

По теме:

«История волонтерства. Волонтерское движение в России. Волонтерский Центр МГИМО (У) МИД России»

Выполнил:

Студент I курса

4 академической группы

Факультета политологии

Бабакаев Максим

Руководитель:

Ст. преподаватель

Кафедры физического воспитания

Андреев Алексей Владимирович

2011 год

История волонтерства в России

Французское «volontaire» восходит к общеиндоевропейскому корню, означающему стремление, желание: латинское «voluntas» и славянское «воля» из той же парадигмы. Волонтерами в XVII- XVIII веках во Франции, Англии и других странах называли людей, добровольно идущих на военную службу. В то время всеобщей воинской повинности в Европе еще не существовало, и при объявлении войны стране и королю шли служить добровольцы. Так складывалось понятие волонтерства за границей, хотя и в России в XVIII веке бытовал термин «волентир» или «вулентёр» с тем же значением. Современное, более широкое понимание слово «волонтер» получило лишь в ХХ столетии.

Развитие волонтерства на Руси начинается вскоре после 988 года, с принятием христианства. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Еще при Ярославе Мудром, повелевшем отдавать всех талантливых детей без различия сословий в «книжное учение», существовали сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень. К слову сказать, ныне сбор пожертвований или фандрайзинг – один из наиболее распространенных видов волонтерства за рубежом.

История волонтерства в допетровской России неразрывно связана с принципами христианской добродетели. Как в мирное, так и в военное время, Церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего. Ярчайший пример — подвиг Минина и Пожарского, добровольческая деятельность которых остановила тяжелейшую польскую интервенцию в тот момент, когда на краю гибели была не только русская государственность, но и сама русская национальность.

Наше крестьянство вплоть до Октябрьской революции бережно хранило древние традиции взаимопомощи. Когда у кого-то случалась беда, ему помогали всем миром.

Дальнейшее развитие волонтерства в России тесно связано с трагической дифференциацией общества, произошедшей после петровских реформ, с проблемой образованного меньшинства, которое чувствовало свою историческую вину перед невежественным угнетенным большинством – с делением «интеллигенция – народ». Известный в XIX веке феномен кающегося дворянина, который «опрощался» и шел в народ – одно из наиболее ярких проявлений волонтерства в России, что нашло отражение и в нашей классической литературе, к примеру, в романе «Новь» И. Тургенева.

Первые «человеколюбивые общества» под императорским патронажем в России были созданы еще в XVIII веке. В XIX возникли первые «некоммерческие общественные организации» – земства. Деятельность земств – весьма знаменательная веха истории волонтерства в нашей стране. Бесплатное начальное образование в дореволюционной России формально находилось в ведении Синода. Однако система церковно-приходских школ из-за незаинтересованности сельского духовенства была малоэффективна. Большинство народных начальных школ во II половине XIX века принадлежало именно земствам, и в них охотно преподавали волонтеры.

Земствам и врачам-энтузиастам история волонтерства в России обязана также распространением бесплатного медицинского обслуживания в деревнях, где издревле применялись лишь народные средства.

Одна из самых ярких страниц истории волонтерства нашей страны, и, в частности, волонтерства в Москве, связана с русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом (Красный Крест).

Конечно, волонтерство в России было не только организованным. Всегда находились деятельные одиночки, жаждавшие помочь угнетенным и обездоленным, ведь это - в самом характере русского человека. Особенно трепетное отношение у многих было к заключенным. Большинство христолюбивых русских людей считало своей обязанностью по праздникам, а часто даже и в будни, навещать «сидельцев», одаривать их деньгами и едой, а то и ухаживать за ними. Некоторые из волонтеров-одиночек были настоящими подвижниками.

После октября 1917 года волонтерство в России приобрело «добровольно-принудительный» характер. Инициативу, ранее принадлежавшую общественным организациям и частным лицам, полностью взяло в свои руки государство. Последняя негосударственная волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста, была закрыта в 1930-е годы. Впрочем, это вовсе не значит, что добровольчества в СССР не существовало. Образ комсомольца-добровольца, сражавшегося в рядах Красной Армии, восстанавливавшего разрушенное войнами народное хозяйство, ехавшего покорять целину, оставил глубокий след в сознании русских людей. Особо следует сказать о женщинах, которые добровольно уходя на фронт в годы Великой Отечественной войны не только возрождали традицию сестер милосердия, но и сражались наравне с мужчинами.

В начале 90-х годов прошлого века добровольчество в нашей стране постепенно начинает возрождаться, на каждом шагу сталкиваясь со множеством проблем, которые, в общем-то, не известны волонтерству за границей. Одна из наиболее острых – разобщенность и безынициативность современного российского общества, особенно молодежи, отторгнутой от традиционных культурно-исторических ценностей: пустота, которую стремятся заполнить преходящие фетиши западного индивидуализма. Это дискредитация основ коллективизма и взаимовыручки, которые слишком уж насильственно и рьяно насаждались у нас в годы советской власти. Это и всеобщее недоверие, особенно среди тех, кому волонтеры оказывают поддержку, ведь проявления бескорыстия в нынешнем эгоцентрическом бездуховном обществе многих настораживают. Сегодня добровольцем быть не престижно, однако волонтерство в Москве, волонтерство в Санкт-Петербурге и многих других городах России медленно, но все-таки возрождается и продолжает развиваться.

К сожалению, на сегодняшний день общая численность добровольцев в России едва превышает 1,5% от всего населения. В основном это, конечно, молодежь. Согласно недавно проведенному социологическому исследованию, 8,4 % пенсионеров хотели бы заниматься волонтерством в Москве. Между тем, если говорить, например, о волонтерстве за рубежом, например в США, картина окажется совершенно иной.

Добровольческое служение: российский и советский опыт

В СССР не было специально оформленной упаковки под названием «добровольческое служение», но добровольный «безвозмездный труд в интересах благополучателя», под которым понималась людьми вся страна, был системен и имел поистине огромный размах. На протяжении десятилетий советской эпохи люди всех возрастов и социальных категорий сотнями тысяч на добровольных началах отправлялись за тысячи километров, поднимали народное хозяйство, отдавали силы, здоровье и жизни, получая при этом материальное вознаграждение, вполне сопоставимое с тем, что ныне могут получать волонтёры. Подобные проявления социальной, патриотической сознательности в новую эпоху стали характерной чертой социалистических стран, в Европе, Азии и Латинской Америке. Капиталистический мир до сих пор ничего подобного не явил. Хотя, собственно, в силу своего социально-экономического устройства и не может явить.

С другой стороны, сфера заботы о нуждающихся, о «сирых и убогих», которой занималось добровольчество в дореволюционной России, в СССР из ведения общества ушла. Конечно, пионеры заботились о пенсионерах и малышах, профсоюзы брали под опеку детдома, медсестры ухаживали за ранеными, но в целом благотворительностью занималось государство. Собственно, это сложно назвать благотворительностью в нынешнем понимании, когда опять сферы ответственности разделены. В СССР были решены проблемы массовой бедности, массового просвещения и массовой медицины, забота об уязвимых категориях населения функционально лежала на государстве. Обществу оставалась моральная сторона вопроса. И здесь сказались недостатки официальной атеистической морали.

До революции в России имело место явление, на Западе, опять же, в аналогичных масштабах даже приблизительно не известное. Это подвижничество интеллигенции – добровольное служение народу в качестве учителей, врачей и иногда священников (последняя форма стала актуальна в наши дни). Подобными вещами в Европе со времён Средневековья занимались религиозные братства и ордена. В России же уезжавшие в сельскую глушь учить и лечить образованные люди могли быть религиозны, могли не быть. Именно в России была явлена практическая сила идеи служения другим без привязки к религии. Наследниками тех земских учителей и докторов XIX века явились в веке ХХ советские парни и девушки, уезжавшие в Среднюю Азию теми же учителями и врачами.

Однако на общественном уровне отказ от Бога в морали, отказ от традиционных институтов социальной ответственности, утверждаемых в общественной психологии, по определению видных русских мыслителей, через понятия «соборности» и «общинности», привёл к весьма негативным последствиям. К 1960-1970 годам идеализм советского общества, сознание общности, сопереживания стали приходить в упадок. Заложенный поколениями верующих предков заряд духовности, поднявшийся на высоту благодаря просвещению и идеям народного блага, без твёрдого морального стержня выдохся. В итоге в стране, не раз являвшей миру удивительные примеры массового самопожертвования, появилось разрозненное атомизированное общество, оказавшееся неспособным компенсировать социальные последствия ослабления государства. В медленном, противоречивом становлении новой социальной реальности, нового общества в России в отношении добровольчества, как и в отношении всего остального, можно констатировать следующее: из сплава собственного наследия и опыта других здесь должно родиться своё, которое, в свою очередь, станет примером для других.