Смекни!
smekni.com

по литературе на тему "Умерла ли басня? Если да, то почему?" (стр. 4 из 4)

Статья М.Л. Гаспарова

(1968)

Когда первобытный человек впервые почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. Изначально у него было два вопроса: теоретический и практический. Вряд ли человек мог сам их разграничить, но мы можем.

Теоретический вопрос состоял в том, как устроен мир. И ответом на него стал миф. Практический вопрос состоял в том, как человек должен вести себя в этом мире. И ответом на него стали басня, пословицы, поговорки, поучительные сентенции.

Но эпический, повествовательный характер из всех этих малых форм имела только басня.

Она была (наряду с мифом) одной из древнейших форм мышления и одним из древнейших жанров словесного искусства.

Зачатком басни являлся пример - простейшая форма аргументации в обычной жизни. Например, человек видит, что его сосед хочет в чём-то поступить неразумно, он может сказать соседу: "Не делай этого: так поступать, это всё равно, если бы кто-нибудь..." и так далее. Вот, простейший случай условного примера, из которого впоследствии разовьётся парабола. Однако человек может так же сказать: "Не делай этого: мой приятель однажды хотел сделать то же самое, думал - будет лучше, а попал в большую беду." Это простейший случай действительного примера. Легко понять, что житейские факты, приводимые в примере, могут быть бесконечно разнообразны, в зависимости от повода к разговору и жизненного опыта говорящего. Жизненный опыт человека предстаёт здесь в простейшей форме конкретного случая. Это апелляция от частного к частному, первая ступень логического мышления.

С развитием человеческого сознания развивается и способность мышления к обобщению.

То есть от умозаключений "от частного к частному" человек переходит к умозаключениям на уровне "от частного к общему", а от него - и к "от общего к частному".

Конкретный пример перестаёт быть рассказом о единичном жизненном факте и становится обобщённым изображением целого ряда аналогичных случаев. Такое обобщение отличается от прямого примера тем, что вымышленный случай изображается как действительный.

Это появление типического в индивидуальном и превращает пример из явления бытовой речи в явление художественной речи. Пример становится басней.

Обобщённость басенного повествования проявляется в том, что действующими лицами басни оказываются схематически очерченные образы - животные вместо людей; в том, что круг мотивов и сюжетов сужается и упрощается применительно к возможностям этих новых персонажей; в том, что действие совершается вне определённого времени и пространства; в том, что концовкой басни часто делается влагаемая в уста какого-нибудь персонажа обобщённая интенция ("Так всегда бывает со всяким, кто делает то-то и то-то").

Почему именно животные стали основными героями басни? Потому что их образы были хорошо знакомы народной фантазии ещё со времён анимизма и тотемизма, когда религиозное сознание переносило человеческие характеры и отношения на мир животных так же, как и впоследствии - на мир богов. Образы, созданные религиозным сознанием человека, стали первым достоянием его художественного сознания: боги и герои сделались персонажами мифа, животные - басни.

Если действующими лицами басни оказываются люди, то их характеристика бывает очень схематична и обычно сводится к обозначению: "пастух", "рыбак", "скупой", "лжец" и т.д.

Теперь басня обладает достаточным комплексом признаков, чтобы выделиться как фольклорный жанр.

Примеры, приводимые в речах, бесконечно разнообразны и поэтому несопоставимы друг с другом; басни же все, независимо от случая, принадлежат к одному и тому же типу, складываются по одним и тем же схемам и ощущаются как явления одного и того же порядка.

Только функция басни остаётся та же, что и функция примера - служить подспорьем в аргументации. Басня рассказывается только по конкретному поводу, только "кстати"; она вплетается в связную речь в виде пояснения или довода, и форма её изложения всецело определяется контекстом: она может быть и пространной и краткой, чтобы не отвлекать внимания от основного хода мысли. Но теперь уже достаточно небольшого толчка, чтобы басня выпала из своего контекста и стала существовать самостоятельно, соотносясь только с себе подобными.

Так как зачатки басенного жанра коренятся в простейших формах речевого общения, которые одинаковы у всех народов мира, то очевидно, что возможности становления басенного жанра имеются в культуре любого народа.

Однако какое развитие получают эти возможности, - это уже зависит от конкретных исторических особенностей формирования каждой культуры.


Заключение

Исходя из прочитанных и проанализированных мною в ходе работы над рефератом статей, я могу сделать следующие выводы о причинах исчезновения басни:

1) Так как большинство критиков в своих суждениях приходят к одной и той же истине - главная задача басни состоит в том, чтобы донести и утвердить в умах мудрость поколений и поучительные уроки, применимые как в повседневности и общности, так и в особенных частных случаях, - то можно предположить, что всё главное уже было сказано и донести потомкам больше нечего. Если будущие поколения разумно используют уже сформированные в баснях знания, им и не понадобятся больше никакие нравоучения.

2) Если учитывать тот факт, что развитие басенного жанра напрямую зависит от исторических особенностей формирования каждой отдельно взятой культуры, можно сделать вывод, что в настоящее время басня утратила свою историческую ценность. Наша страна пережила этот старинный жанр, дошедший до нас из глубин веков и больше в нём не нуждается.

3) Исходя из гипотезы о том, что через басню выражается самобытность русской культуры и её отличительные особенности, можно сделать вывод, что причиной исчезновения басни стал тот факт, что с каждым поколением испокон веков наша культура настолько прочно оседала в нас, что на сегодняшний день нам не нужны больше никакие подтверждения её наличия или её раскрытие. Да и зачем раскрывать то, что давным давно стало частью каждого коренного россиянина? Это так же доказывает потерю басни своей актуальности, и, следовательно, интереса современного общества к басне как к жанру в целом.
Список литературы

1) Басня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.:1890—1907. http://ru.wikipedia.org/wiki/Энциклопедический_словарь_Брокгауза_и_Ефрона

2) Басни на «Притчи и сказки Востока и Запада» (http://www.pritchi.net/modules/arms/view.php?w=sec&idx=9 - русскоязычный сайт, посвящённый коллекционированию басен и притч народов мира)

3) Краткий словарь литературоведческих терминов - Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь/ Марина Мещерякова. - 6-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 224с. - (Домашний репетитор)

4) Сайт http://vygotsky.narod.ru/vygotsky_psy_iskustav_5.htm "Анализ эстетической реакции"

Глава V

Анализ басни

Басня, новелла, трагедия. Теория басни Лессинга и Потебни. Прозаическая и поэтическая басня. Элементы построения басни: аллегория, употребление зверей, мораль, рассказ, поэтический стиль и приемы.)

5) Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.

Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 - февраль 1841.

БАСНИ ИВАНА КРЫЛОВА. В восьми книгах. Сороковая тысяча. Санкт-Петербург. В типографии А. А. Плюшара. 1840. В 8-ю д. л. 300 стр.

http://krilov.ru/?type=page&page=f95ad80f-fd62-496c-8dec-74b9a98efbe7&item=16e6d3a2-b539-48dd-bb8d-c16030cd92a6 - русскоязычный сайт, посвящённый Известным баснописцам и критическим статьям на тему их творчества.

6) В.А. Жуковский Статья "О басне и баснях Крылова" Впервые опубликовано: "Вестник Европы". 1809. Ч. 45. N 9.

Сайт http://zhukovskiy.lit-info.ru/zhukovskiy/proza/basni-krylova.htm

7) "Басни Эзопа" - перевод, статьи и комментарии М.А. Гаспарова - репринтное воспроизведение текста издания 1968г. научно-издательский центр "Ладомир" - "Наука" Москва 1993г. - 318 стр. Статья "Басни Эзопа". Приложение. стр. 241-243