Совокупность всех этих функций в театрализовано-игровой деятельности может способствовать развитию коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями и способствовать интеграции их в микросоциум. Но кроме развития коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями важным является и воспитание творческих качеств личности детей. Таким воспитанием занимается театральная педагогика. Именно о её значимости в воспитании пойдёт речь в следующем параграфе.
2.2. Значимость театральной педагогики в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (учение К. С. Станиславского).
Театр – искусство действия и овладеть основами сценической грамоты с детьми с проблемами в развитии можно только в самом театральном действии. Передовая практика в поисках наиболее эффективных путей не случайно обращается к наследию К.С. Станиславского, где вопросы обучения рассматриваются в непрерывной связи с задачами коррекционно-развивающего обучения и воспитания качеств творческой личности, необходимых в любой деятельности.
Итак, учение К. С. Станиславского об актёрском творчестве многими гранями соприкасается с общепедагогическими установками и механизмами формирования творческой личности и даёт реальные возможности в решении современных педагогических проблем, т. к. у сценического и жизненного действия одинаковая природа, они протекают по одним и тем же законам.
Вся система и метод К. С. Станиславского – это методологическая база подготовки и реализации творческого результата, начиная с простейших элементов: сценической правды, веры, органики, внимания, раскрепощённости тела, воображения, фантазии и т. п. Подготовка этих элементов тем более должна быть у детей с ограниченными возможностями в силу их специфики развития. К. С. Станиславский утверждал, что в театре важен творческий процесс. Он не возможен без воспитания в себе чувства коллектива. Коллективное чувство театра настойчиво требует общения и взаимодействия между собой всех членов коллектива в процессе сценического творчества. Человек, играющий в театре, воспитывает в себе черты характера, интеллект, чувство коллектива и волю к активному действию. И если ребёнок-инвалид участвует в театре, он будет более развит в этих чувствах. Все участники театра должны найти общий язык. К.С. Станиславский в своих беседах с молодёжью основной предпосылкой для роста коллектива и каждого отдельного её члена утверждал принцип доброжелательности.
Итак, творчество - это задача, поиск и открытие. Стадии творческого процесса определены психологией творчества: сначала должна возникнуть “ проблемная ситуация“, но её решение ищущим должно быть страстно желаемым. И, если условия проблемы реальны, начинается дискурсивный ход использования всех знаний и всего опыта для её решения.
Проблему коммуникативного общения ребёнка с ограниченными возможностями можно попытаться решить по такому же пути. Самое главное-это захотеть как детям, так и их родителям, педагогам достичь желаемой цели. А ещё немаловажно привести ребёнка в театральный кружок, студию или в то место, где будут с ним заниматься театрализованной деятельностью. Ведь театр сочетает в себе несколько направлений искусств. А искусство-это средство развития личности.
Театр формирует умение увидеть и понимать прекрасное, в силу своей синтетической природы. Театр – это и литературный текст, и звучащее слово; это пластика и действие актёра, его костюм, грим; это музыка, цвет и свет; это изобразительное пространственное искусство художника. Причём, каждое из искусств, выступая в театре в союзе с другими видами искусств, обретает новые, дополнительные возможности воздействия на ребёнка с проблемами в развитии. В своём воздействии на человека искусство театра влияет на сложную систему его чувств, вовлекает зрителя в действие, заставляет сопереживать. Театральный спектакль учит анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно воспринимать, что крайне необходимо в процессе воспитания характера личности. Участие в театральной деятельности способствует формированию целостности внутреннего мира личности ребёнка и установлению гармонии его отношений с окружающим миром и с людьми.
А установление отношений с окружающим миром есть одна из форм развития коммуникативных способностей ребёнка. Именно об этом пойдёт речь далее.
2.3. Театрализовано-игровая деятельность как средство самоопределения ребёнка с ограниченными возможностями в микросоциуме.
В самом начале этого пункта хотелось бы разобраться в понятии самоопределение. Это центральный механизм становления личностной зрелости, составляющий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с другими людьми.
Самоопределение может быть рассмотрено как процесс освоения человеком различных социальных ролей, некоторые из них он успешно осваивает, исполнение других оказывается для него затруднительными.
В нашем случае под самоопределением понимается способность ребенка войти в микросоциум с помощью театрально-игровой деятельности.
Как уже говорилось ранее – игра занимает важное место в жизни ребёнка. Система обучения театральной игре детей с отклонениями в развитии строится на признании того, что она является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с ограниченными возможностями. Теперь рассмотрим, что такое микросоциум.
Микросоциум – это ближайшее окружение человека (семья, друзья, школа, соседи). Процессу вхождения в микросоциум способствует социализация и адаптация (как результат социализации). Подробнее остановимся на социализации, т. е. развитии личности ребёнка.
В общем виде развитие человека можно представить в виде пирамиды: её основание – биологическая составляющая; середина – психологическая; а вершина – социальная. Превращение человека из биологического существа в социальное происходит в процессе социализации, т. е. в процессе его интеграции в общество.
Социализация рассматривается в отечественной науке как составляющая целостного процесса развития человека.
В отечественной психологии под социализацией понимается процесс усвоения и воспроизведения индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, в систему социальных связей (Г. М. Андреева, С. И. Кон). В социальной педагогике социализация определяется как процесс развития и саморазвития человека в процессе усвоения и воспроизводства им культуры общества (А. В. Мудрик).
Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека. Особое значение социализация имеет в детстве, когда примерно на 70 % формируется человеческая личность. Именно в детстве социализация протекает наиболее интенсивно.
Процесс социализации человека, его формирования и развития включает в себя две стороны: стихийную, неорганизованную и относительно целенаправленную и, таким образом, процесс социализации происходит во взаимодействии с окружающей средой и с окружающими людьми. Важнейшей составляющей процесса социализации ребёнка является усвоение им социальных ролей. Освоение ребёнком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения и в структуру социального взаимодействия. Социальные роли осваиваются ребёнком как основа социальных отношений и как основа познания мира взрослых.
Конфликт между потребностью войти в мир взрослых и неспособностью сделать это порождает специфический вид социальной деятельности – театральную игру как символический заместитель реальной социальной деятельности взрослых людей. Игра, таким образом, выступает как символическая деятельность, которая моделирует общественную жизнь взрослых. Моделируя отношения, возникающие между взрослыми в общественной жизни, и их последствия, ребёнок формирует основы внутреннего плана действий и рефлексии. Именно сама театральная игра помогает ребёнку войти в мир взрослых и в силу своих особенностей оптимизирует процесс социализации.
Театральная игра-это деятельность, которая специально организуется взрослыми для обеспечения усвоения ребёнком накопленного социального опыта данного общества. И, таким образом, взрослый в социальном взаимодействии выступает как носитель культуры общества и самой игровой культуры. Таким образом, именно в такой игре ребёнок первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему необходимы. И поэтому театральная игра рассматривается как важнейшее средство адаптации и социализации, как одна из наиболее оптимальных для социального развития ребёнка, форм организации его деятельности и, следовательно, как средство вхождения его в микросоциум.
Таким образом, театральная игра способствует установлению контактов между играющими, учит взаимодействовать с другими детьми, с взрослыми, учит вступать в диалог, в общем, способствует развитию коммуникативных навыков, “раскрытию” ребенка, его раскрепощению. Это происходит в раскрытии творческого потенциала в процессе творческого взаимодействия детей. Именно об этом пойдет речь далее.
2.4. Развитие коммуникативных способностей ребёнка с ограниченными возможностями через раскрытие его творческого потенциала в процессе творческого взаимодействия в театрализовано-игровой деятельности.
Вначале этого параграфа хотелось бы остановиться на понятиях способности и коммуникативные способности.
Способности – это индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков, а так же успешность выполнения различных видов деятельности.