Смекни!
smekni.com

Красильникова Ксения Ивановна (стр. 5 из 11)

Таким образом, мы сделали вывод, что дети должны работать не только между собой, но и совместно с другими людьми, расширять круг знакомств. А это шаг к тому, что дети будут расширять свои коммуникативные навыки.

4) Анализ спектакля.

Цель: Выявить коммуникативные способности детей за стенами Центра «Благодать».

Анализ: Нам удалось наблюдать спектакль, который дети показывали на фестивали «Золотые ключики». Это первый театральный фестиваль, в котором дети принимали участие. Дети Центра показывали спектакль под названием «Старая сказка нового века». Конечно, ребята и раньше выступали, но не на таком уровне. Это для них большой шаг вперед. Ведь раньше, при показе спектакля, зрителями были родители, педагоги, которые работают с детьми, студенты-волонтеры. А на этом фестивале кроме них были совсем незнакомые детям люди. А чтобы выступить перед такой огромной публикой, надо иметь большую смелость.

Особенностью этого спектакля было то, что дети Центра выступали на одной сцене с детским хором, девочками-кантелистками ну и конечно со своими родителями и педагогами. Наверное, именно благодаря родителям, дети были уверенны в себе и ничего не боялись. Выступая на сцене, они чувствовали поддержку и опору своих родителей. Нас поразило то, как маленькие актеры держались на сцене. Такое впечатление, что они каждый год показывают свои спектакли на такой большой публике.

Глядя на сцену, мы забывали, что на ней стоят дети с особым развитием, забывали, что эти дети отличаются от своих сверстников, что они не такие как они.

5) Анализ новогоднего праздника.

Цель: Выявить особенности взаимодействия детей между собой и со студентами ПСПК в праздничной обстановке.

Анализ: Мы проводили новогодний вечер для детей, посещающих Центр «Благодать» и для их родителей. Вначале вечера мы показали небольшую сказку. По ходу разворачивающихся событий нам была необходима помощь детей. Они участвовали в конкурсах, отгадывали загадки и помогали героям “спасти время”. Хочется отметить, что на все эти задания дети соглашались сразу и с большой охотой. Что не скажешь об их родителях. Их нам наоборот, пришлось вытаскивать из-за столов, для участия в конкурсе. Поиграв в различные игры, девочки попросили провести дискотеку. Когда они танцевали, мальчишки вели беседу и наблюдали со стороны.

В течение всего праздника, дети общались между собой в маленьких микрогруппах. В каждой группе было по два-три человека. Оля Б. общалась с девочкой, которая сейчас, практически, не ходит в Центр. Паша В. разговаривал со всеми мальчиками (кстати, их группа было больше по составу, чем группы девочек). Яна и Алина часто меняли своих собеседников, то есть постоянных собеседников у них не было. Но между собой, в силу определенных обстоятельств, они практически не общаются. Точнее сказать это Алина не воспринимает Яну.

Дети, посещающие эпизодически Центр, вообще сидели только со своими родственниками.

Вывод: В результате проведенного нами констатирующего эксперимента мы сделали вывод, что практически все дети Центра «Благодать» испытывают трудности в общении и имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей. Но они стремятся к общению и взаимодействию. Дети, которые подолгу сидят дома, имеют свои причины нарушенной коммуникации. Часто это связано с тем, что дома с ними мало разговаривают, дети испытывают замкнутость в общении. Это порождает неумение входить в группу других детей и контактировать с ними.

Вовлечение родителей в повседневную жизнь Центра, положительно сказывается на развитии ребёнка, ведь именно от них зависит развитие коммуникативных способностей детей. Дети могут сами организовывать общение и следовать правилам и нормам, которые они знают.

Необходимость ориентации деятельности Центра развитие коммуникативных способностей детей очевидна. И такая работа на данный момент ведется. Полученные данные констатирующего эксперимента определили цель, ход и содержание формирующего эксперимента.

2.Формирующий эксперимент.

Цель: Через театрализовано-игровую деятельность создание условий для творческого взаимодействия детей, формирование способности входить в малый микросоциум, закрепление навыков общения.

Методы, которые использовались при проведении данного эксперимента:

1) Поэтапная программа театральных игр и упражнений.

2) Рефлексия игровых методик по арт-терапии.

3) Срезовый анализ наблюдений.

В процессе опытно-экспериментальной работы в реабилитационном Центре «Благодать», нам удалось влиться в работу Центра по подготовке к празднику, посвящённому десятилетию Центра. В связи с этим проведенные нами занятия по арт-терапии имели свою специфику.

1.Поэтапная программа театральных игр и упражнений.

Цель: Через театральные игры и упражнения способствовать закреплению навыков общения детей друг с другом и в микрогруппе.

Анализ: Наша программа состояла из трех этапов. В каждом этапе была выделена своя цель и поставлены задачи, которые мы пытались решить с помощью театральных игр и упражнений. Всю программу мы отобразили в следующей таблице.

Этапы.

Задачи

Содержание

Первый этап 1) Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. 2) Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношении со сверстниками. 3) Развивать умение владеть своим телом, умение размещаться в пространстве, в разных двигательных темпах. “Слушать за окном, за дверью” “Повторяй за мной” “Шурум-бурум” “Клеевой дождик” “Опасность” “Ходить след в след”
Второй этап 1) Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. 2) Уметь согласовывать свои действия с партнёрами, менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре. “Испорченное зеркало” “Повторяй за мной” “Клеевой дождик”
Третий этап 1) Воспитывать инициативу и выдержку. 2) Развивать воображение и веру в сценический вымысел. 3) Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. “Упор” “Шар” “Превращение” “Хоп” “Волшебная ширма”

Рассмотрим подробнее содержание каждого этапа. В первом этапе (подготовительном) мы пытались вызвать интерес детей, положительный настрой и желание детей работать друг с другом. Кроме поставленной цели были выделены и задачи, направленные на развитие умения владеть своим телом, умение размещаться в пространстве. Для решения поставленных задач нами были проведены с детьми такие игры как: “Слушать за окном, за дверью”, “Шурум-бурум”, “Клеевой дождь”, “Опасность”, “Повторяй за мной”.

Второй этап был направлен на взаимодействие детей друг с другом. Были выделены такие задачи как: развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнера, менять свое отношение к партнерам по игре. Детям были предложены такие игры как: “Испорченное зеркало”, “Повторяй за мной”, “Клеевой дождь”.

На третьем этапе главной целью было раскрытие у детей способности к творческому взаимодействию в паре, в подгруппе. Эту цель мы пытались достичь с помощью таких игр как: “Упор”, “Шар”, “Волшебная ширма”, “Хоп”. Некоторые игры мы проводили в разных этапах с целью повторения, закрепления пройденного. Дети все с большим интересом и желанием участвовали в играх. Правда на одном занятии Алина отказалась играть, ссылаясь на плохое настроение, но на остальных занятиях она была одной из самых активных детей.

Принимая участие в играх, дети непосредственно взаимодействовали друг с другом, общались посредством обыгрывания ролей, образов.

2. Рефлексия игровых методик по арт-терапии.

Цель: Создание условий для творческого взаимодействия детей друг с другом.

Анализ: Нами были проведены несколько занятий по арт-терапии и театральной терапии (см. приложение №2). На этих занятиях мы пытались создать условия для творческого взаимодействия детей друг с другом. На занятиях по арт-терапии ребята вместе обговаривали и рисовали весенний лес, составляли коллаж своего настроения, играли в игры.

На занятиях по театральной терапии они работали над своими образами. Учились говорить, как говорят их герои, двигаться, танцевать в паре и группой. Именно благодаря работе над образами дети больше контактировали друг с другом. Ведь им надо было научиться вместе выходить на сцену, вместе уйти. А танцы, это, пожалуй, самое сложное, над чем надо было работать. Ведь даже у здоровых людей не сразу получатся одновременные движения, поклоны, повороты, наклоны, хлопки. Все это требует долгих репетиций и повторений. И немаловажным является умение договориться с партнером. Вот для того, чтобы все это получалось у детей, мы и проводили эти занятия.