Содержание
1. Понимание смысла жизни, как необходимого условия нормального существования человека. 4
2. «Смысл жизни» как психологическая реальность. 7
4. Практическая значимость для социального работника - пенсионера понимания смысла своей жизни. 11
Список использованной литературы.. 16
Проблема человека, его жизни и смерти на протяжении многих столетий приковывала к себе внимание мыслителей. Проблема смысла жизни стала, по словам Г.Гейне, «проклятым» вопросом философии и истории. Трагизм человеческого существования заключается в том, что человек как бы “заброшен” в предметно-физический мир. Большинство людей чувствует свой разрыв с миром природы, социума, космоса, и это переживается ими как ощущение одиночества. Осознание человеком причин своего одиночества не всегда избавляет от него, но ведет к самопознанию. Это было сформулировано еще в античности, но и по сей день главной тайной человека является он сам.
Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.
Смысл человеческой жизни нельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель и знание человека.
Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя.
Цель работы: изучить позитивные и негативные влияния смысла жизни на процессе становления личности. Показать влияние возраста на процесс поиска смысла жизни. Провести сравнительный анализ смысла жизни для ранней юности, зрелости и позднего периода жизни.
1. Понимание смысла жизни, как необходимого условия нормального существования человека
Проблема смысла жизни во все времена была чрезвычайно значима. Вместе с тем, в истории человечества она выступала как предмет теоретических дискуссий ученых различных специальностей и разных направлений.
В бывшем Советском Союзе она фактически сводилась к идеологическому постулату «способствовать построению светлого будущего – коммунизма». Сложнейшие философские, социально-психологические и педагогические аспекты этой проблемы оставались за порогом сознания человека. Между тем, становилось все более ясно, что данная проблема имеет не только общетеоретическую, но и несомненную практическую значимость: становление смысложизненных ориентаций - одна из наиболее фундаментальных составляющих процесса становления личности.
Смысл жизни – это характеристика и личности, и ее бытия. Это следует из того, что центром и высшим уровнем организации бытия является человек, обладающий сознанием и конкретным ценностно-смысловым отношением к жизни. Но если личностный аспект «смысла жизни» достаточно интенсивно развивается в современной отечественной психологии, то онтологический – не заслужено обойден вниманием ученых.
Рассмотрение «смысла жизни» как онтологической проблемы предполагает, прежде всего, соотнесение смысла жизни конкретного человека со смыслом целого. В определенной степени смысл жизни как раз и является связующим звеном между индивидом и человечеством, зависит от смысла целого (по терминологии различных авторов, смысла Вселенной, смысла истории, смысла бытия и т.д.), той смысловой реальности, которая накоплена человечеством в длительном процессе своего становления. Это дало основание многим ученым говорить, что именно в свете смысла целого приобретает смысл конкретная человеческая жизнь. Например, согласно В. Франклу – это сверхсмысл, который осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов (хотя, конечно, и они влияют на его формирование). Люди живут в мире смыслов, но смысловая реальность, как совокупность коллективных смыслов, не сводится к психологической реальности. Из коллективного смыслового поля человек «черпает» свой смысл жизни, который первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Он определяется через совокупность основных целей. Именно наличие целей придает действиям человека осмысленность.
Как известно, смысл жизни индивидуален, уникален, но «истинность» его определяется тем, что его разделяют и другие люди. Содержательно смысл жизни чаще всего в трудах ученых предстает как творческий вклад, служение общему делу, связан с постановкой духовных и культурных целей, соответствием образа человека в культуре (Б.С. Братусь). Смысл человеческой жизни, с этой точки зрения, всегда связан с реализацией себя в обществе (транцендированием себя). Он обеспечивает нормальную и продуктивную жизнь человека, утрата его может иметь трагические последствия. Несовпадение личностного смысла с коллективными смыслами – причина отклоняющегося поведения (наркомании, алкоголизма и др.), неврозов (А. .Адлер, В. Франкл), потери душевного здоровья (К. Юнг), личностной ущербности (Б.С. Братусь). По терминологии А. Адлера, это «ложный смысл».
Центральное место в коллективных смыслах занимает «Другой» и отношения с ним. «Другой» уже на заре человеческой цивилизации составляет неотъемлемую часть окружающей действительности. Так как одному индивиду нельзя было выжить, «Другой» представляет особую значимость, как первоисточник, связанный с выживанием. Иными словами, отношение к «Другому» для человека изначально было проблемой жизни и смерти, вследствие чего стало частью его смысла жизни.
Поэтому неслучайно С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь и др. в своих размышлениях о сущностных характеристиках человека и его взаимоотношениях с миром ценностному отношению к другому человеку придают такое глобальное значение. Утверждая при этом, что первейшее из условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода человеческого, является условием и одновременно критерием нормального развития человека, ведущего его к обретению родовой человеческой сущности (Б.С. Братусь).
О значимости «Другого» и отношений с ним свидетельствует феномен субъектификации – идентификация с «Другим» (который может быть и объектом природы), наделение его определенными чертами. Субъектификация природных объектов плохо изучена в психологии, хотя и позволяет понять предисторию человеческого общения, его механизмы (идентификацию, эмпатию и другие). Можно полагать, что на основе идентификации, как объединения личностью себя с другим и включения в свой внутренний мир общих ценностей, норм и т.д. происходит и становление «Мы».
Субъектификация может происходить не только с природными объектами, но и со «значимыми» другими, с виртуальными лицами - литературными героями или историческими деятелями, с героями художественных фильмов и др. В целом общение с «мысленным собеседником» - следствие диалогичности внутреннего мира – интериоризованной формы личностного общения.
Таким образом, учет онтологического аспекта смысла жизни позволяет не только понять культурно-исторические корни формирования смысла жизни конкретного человека, причины его «потери», асоциальные формы поведения, но и роль других людей в самоопределении и самореализации личности, а также организовать практическую помощь, например, в тех случаях, когда потеря близкого человека ощущается как потеря смысла жизни.
2. «Смысл жизни» как психологическая реальность
В докладе В. А. Чудновского "К вопросу о структуре смысла жизни" были рассмотрены следующие основные положения: [1]
а) смысл жизни как психическое образование представляет собой не просто определенную идею, жизненную цель, ставшую для человека ценностью высокого порядка. Психологическую основу смысла жизни составляет структурная иерархия, система больших и малых смыслов;
б) функция смысла жизни как психологического механизма, существенно обусловливающего поведение человека и становление его личности, зависит не только от содержания главной идеи, основной жизненной цели, но и от структуры данного психического образования, представляющего собой иерархическую систему больших и малых смыслов;
в) существуют различные типы структурных иерархий, характеризующих различные соотношения смысловых компонентов и во многом определяющих особенности функционирования механизма смысла жизни.
Исходя из того, что в основе структуры смысла жизни лежит иерархия смыслов, соотношение "больших" и "малых" смыслов, динамика которых обусловлена социальными обстоятельствами, индивидуальными и возрастными особенностями человека, а также его субъективной активностью, докладчик выделил некоторые типы структур смысла жизни по этому показателю.
1. Первоначальный этап становления - так называемый конгломерат жизненных смыслов. Это фактически предструктура, где возможны два варианта:
а) мирное сосуществование различных жизненных смыслов,
б) противостояние жизненных смыслов, взаимодействующих между собой и противодействующих друг другу.
2. Так называемый монолит - структура смысла жизни характеризуется тем, что ведущий компонент иерархии становится самодовлеющим и как бы поглощает остальные компоненты иерархии. Смысл жизни приобретает упрощенную однонаправленную структуру и начинает играть негативную роль в становлении личности.