Смекни!
smekni.com

Цели и композиция Определения и основные вопросы Проблемы (стр. 7 из 11)

Ученый Джек Лундбом, являющийся сторонником метода критики форм, написал комментарий на книгу Иеремии, который является обязательным чтением для всякого вдумчивого исследователя, изучающего эту библейскую книгу. В комментарии автор особо подчеркивает значимость такой литературной категории, как жанр: «В книге Иеремии проза и поэзия столь тесно переплетены, что разграничить то и другое очень сложно. В некоторых случаях разграничение можно провести на основании содержания и жанра, но и тот и другой критерий ненадежны (особенно это касается поэзии), и без дополнительных свидетельств здесь не обойтись. Попытки приверженцев метода критики форм выделить в книге Иеремии такие специфические жанры, как, например, «судебная тяжба» (rib), «пророческий призыв», «весть о грядущем суде, обращенная к человеку», «весть о суде, обращенная к народу», «призыв к покаянию», оказались в основном безуспешными, поскольку речи Иеремии построены не по моделям, разработанным данной школой герменевтики, а по канонам древнееврейской риторики»[90].

Критика традиций

Критика традиций (или критика истории традиций) – это изучение традиций от их зарождения в устной форме до фиксирования их в письменном виде[91]. Четыре библеиста – в Германии Мартин Нот и Герхард фон Рад, а в Скандинавии Зигмунд Мовинкель и Иван Энгнелл – являются главными представителями данного направления библейской герменевтики. Идея, лежащая в основе всех изысканий данной школы, заключается в следующем: описание события или включение его в священный текст отделено от самого события значительным периодом времени. На более раннюю традицию наслаивается более поздняя; таким образом в тексте можно выявить несколько редакций, отражающих нужды и потребности соответствующих сообществ веры[92].

Сущность критики традиций определяется столь же неоднозначно. В общем и целом можно сказать, что ее предмет составляет история устных традиций. Иногда за рамками исследования остается вопрос об этапах создания текста; как правило же, исследование включает в себя воссоздание всей истории литературной единицы, начиная от ее гипотетического первоисточника и развития ее в устной форме и кончая ее фиксированием на письме и окончательной редакцией в литературной форме. Исследование также охватывает так называемые «варианты традиции»[93].

Критика редакций

Критика редакций – это изучение того, как Писание обрело окончательную форму (в данном случае рассматривается самый ранний этап – этап устного творчества, а также процесс редактирования и оформления текста в письменном виде)[94].

Как явствует из сказанного, критика редакций и критика традиций – методики, во многом сходные. Но, несмотря на то что главные задачи этих методик весьма близки, они разнятся в расстановке акцентов. Критика традиций делает упор на процессе изменения и развития догматического содержания текста в ходе создания окончательной версии текста различными группами толкователей, тогда как критика редакций заостряет внимание на методах, времени и причинах, по которым предпринималась любая редакционная деятельность. Зачинателями и главными представителями направления критики редакций были такие ученые, как Гюнтер Борнкамм, Ганс Конзельманн, Вилли Марксен и Мартин Нот.

О сложности толкования библейских текстов с учетом процесса их редактирования Мартин Нот говорит следующее: «Таким образом, тот, кто хочет критически и всесторонне изучить отдельные составляющие той или иной исторической традиции, а затем – соответствующие исторические источники, с тем чтобы воссоздать историю Израиля на основе этого исходного материала, должен прежде всего получить точное представление об объеме и характере этого корпуса текстов, а также о том, в какой мере эти тексты перерабатывают материал древних традиций (или, как минимум, переосмысливают его путем включения в те или иные отрывки). Только тогда может быть освещено развитие данной исторической традиции»[95].

Джон Хилл в своей книге «Друг или недруг? Образ Вавилона в книге Иеремии Масоретской редакции» сравнивает методы, которыми пользуются различные толкователи. Он пишет: «…Кэролл – редукционист. В то время как первый может в точности воссоздать обстоятельства и время служения пророка, последний практически не усматривает связи между книгой и историческим Иеремией. На вопрос “как связаны между собой книга Иеремии и исторический Иеремия?” ответ дать невозможно. Личность пророка – это прежде всего некий конструкт текста. Без процедуры редукции нет никакого Иеремии»[96]. Приведенная цитата соответствует духу многих недавних исследований, направленных главным образом на выявление точной связи между Иеремией текста и Иеремией истории.

Вильям Маккейн, один из ведущих современных ученых критического направления, пишет: «… гипотеза, согласно которой данный отрывок относится к периоду Вавилонского плена, “неэкономна”. Единственное яркое свидетельство, имеющее отношение ко времени Иеремии 17:19-27, – это Неемия 13:15 и дал., где говорится о подобном противоречии между необходимостью соблюдать субботу и коммерческими интересами… Если отрывок относится ко времени плена или к периоду после плена и не является всего лишь экскурсом в древнюю историю, то цель написания этого текста – будущее породившей его общины»[97].

Подходы к толкованию, ориентированные на текст, и книга Иеремии

К сожалению, термин «текстуальная критика» употребляется как синоним термина «низшая критика». В текстуальной критике, в принципе, нет ничего такого, что позволяло бы говорить о ней как о «низшей». Несмотря на принятую терминологию, текстуальная критика занимает очень важное место в библеистике: по значимости эта дисциплина сопоставима с кругом вопросов, касающихся сущности библейского канона и его истории[98]. Данный метод, как и все другие, а может быть, даже в большей степени, отличается комплексностью и критичностью. Текстуальная критика преследует две цели: 1) воссоздать первоначальное словесное оформление библейского текста и 2) установить историю этого текста. Таким образом, задача текстуальной критики состоит в сравнении разнящихся между собой рукописей текста и создании «критического текста», который включал бы в себя разночтения (последние выносятся в подстрочные примечания, именуемые «критическим аппаратом»)[99].

Текстуальная критика как метод исследования применима только к текстам, оригиналы которых не сохранились, ибо, если бы тексты дошли до наших дней, то их можно было бы без труда воспроизвести фотолитографическим способом или издать после расшифровки. Но до нас не дошел ни один из оригиналов богодухновенных Писаний, как не сохранились до настоящего времени и оригиналы произведений языческих авторов той эпохи. Древние не питали того суеверного благоговения перед рукописями, какое питаем перед ними мы[100].

Было бы неверно говорить о текстуальной критике как о направлении в герменевтике, зародившемся и получившем развитие только в ХХ в. В том или ином виде текстуальная критика находит отражение в трудах богословов христианских церквей начиная с Оригена. Проблемы текста были предметом изучения многих исследователей, представляющих практически все периоды развития герменевтики, которые освещены в данной работе.

Брюс Уолтке отмечает: «Благодаря тому, что было достигнуто в сфере изучения литературных памятников древности, грань между литературной критикой и текстуальной критикой стала менее ощутимой. Тексты некоторых отрывков из Ветхого Завета дошли до нас в двух вариантах (Свитки Мертвого моря и Септуагинта). Так, в 4QJer (B) и в LXX сохранился сокращенный вариант книги Иеремии, а более полная версия – в 4Qjer (A) и в Масоретском тексте… Текст примерно 5% Свитков Мертвого моря отражает редакцию Септуагинты. Некоторые из свитков, в особенности текст книги Иеремии (4Qjer [B и D]), имеют большое сходство с Vorlage Септуагинты»[101].

Каноническая критика

Каноническая критика – это исследование библейских текстов в той форме, которую в настоящее время они имеют в каноне, а также изучение процесса создания и передачи этих текстов[102]. Джеймс Сандерс занимался в основном изучением процесса формирования канона, а исследования Бреварда Чайлдса посвящены прежде всего той форме, которую текст канонических книг имеет в настоящее время. То, как создавался канон и как он дошел до наших дней, весьма интересно, но только в связи с вопросом о богословии (догматическом содержании) текста в окончательном варианте. Это – еще один пример взаимосвязи различных направлений библейской критики. Одно направление критики пользуется достижениями другого, в чем-то решая сходные задачи, но имеет свои особенности и отличия.

Норман Готтвальд, преподаватель библеистики Нью-Йоркской богословской семинарии и ведущий специалист по социологическим аспектам ветхозаветной науки, пишет следующее: «Каноническая критика поставила перед собой задачу показать, как складывался библейский текст, как толковали Священного Писание, какое значение эти вопросы имеют для правильного понимания Библии в ее естественном контексте и как все это помогает нам правильно применять библейские тексты. Каноническая критика базируется в основном на определенных положениях литературной теории и герменевтики. Ее отличие от критики редакций заключается в стремлении охватить не просто отдельные библейские книги и группы книг, а весь текст в окончательном виде как единое целое, а также – в стремлении проследить процесс формирования этой окончательной версии текста. Кроме того, каноническая критика поднимает вопросы богословской авторитетности и герменевтики, опираясь на подходы, естественно вытекающие из историко-литературного описания канонизации Писания»[103].