Смекни!
smekni.com

«Общественное движение в России в первой половине XIX века» (стр. 2 из 4)

Глава 2. Общественное движение

Перешагнув через трупы казненных декабристов, на российский престол взошел третий сын Павла Николай. Это был посредственный, упрямый и грубый человек с кругозором ротного командира. Идеал порядка он видел в солдатской казарме. Николай считал своей главной задачей сохранение феодального строя. «Революция на пороге России, - заявил он при вступлении на престол. – Но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне хранится дыхание жизни».

Николай остался верен этой клятве и всю жизнь беспощадно расправлялся с противниками абсолютизма и крепостничества. Для борьбы с «вольнодумством» он создал специальное III отделение императорской канцелярии и корпус жандармов во главе с генералом Бенкендорфом. Чиновники и тайные агенты Бенкендорфа осуществляли надзор за всеми государственными учреждениями, университетами, школами, издательствами, даже за личной перепиской граждан.

Тридцатилетнее царствование Николая I – это период страшного полицейского произвола. За малейшее проявление недовольства людей бросали в тюрьмы, отправляли на каторгу. Широко применялись наказание шпицрутенами: осужденного привязывали к ружьям и протаскивали через строй солдат, вооруженных палками, - били беспощадно, часто забивали насмерть. Народ прозвал Николая I Палкиным. Император России на себя роль жандарма Европы, продолжая дело своего предшественника Александра I. Николай I жестоко подавил национально-освободительное движение в Польше, направил войска для разгрома революции в Венгрии и готов был оказать подобную «помощь» любой стране Европы.

Однако все попытки Николая I помешать разложению феодальной системы были тщетны. В Западной Европе совершались революции, и их громовые раскаты долетали до России. По всей стране вспыхивали крестьянские восстания. Бекендорф докладывал царю, что «крепостное право – пороховой погреб под государством, готовый взорваться в любую минуту».

Несмотря на страшные репрессии, в России развивалось общественное движение за освобождение народа от крепостничества. Многие образованные люди понимали, что крепостничество изжило себя. Среди либерального дворянства возникло два идейных течения: славянофильство и западничество. Славянофилы выступали против капитализма. Они утверждали, что петровские реформы свернули Россию с самобытного пути и предлагали вернуться к патриархальным обычаям древней Руси. Западники идеализировали западный путь капиталистического развития. И те и другие признавали необходимостью уничтожения крепостного права, но преобразование России они думали осуществить без революции, путём реформ.

Кроме этих течений, в России развивалось революционно – демократическое движение, приверженцы которого считали, что уничтожение крепостничество и самодержавия возможно лишь путём народной революции. Вдохновителем этого движения был выдающийся русский мыслитель, публицист и революционер Александр Иванович Герцен (1812 – 1870).

На становление передовых взглядов Герцена большое влияние оказало восстание декабристов. Летом 1827 года юный Александр Герцен и его близкий друг Николай Огарёв на Воробьёвых горах над Москвой, озаренной лучами заходящего солнца, поклялись отомстить за декабристов и посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа. В 1829 году они поступили в Московский университет и организовали там революционный студенческий кружок. Члены кружка, объявив себя наследниками декабристов, мечтали о республиканском строе для России. Они вели пропаганду революционных идей среди студентов, проповедуя ненависть ко всякому насилию, ко всякому правительственному произволу. «Пропаганда наша пустила глубокие корни во все факультеты и далеко перешла университетские стены», - писал Герцен. Вскоре после окончания университета в 1834 году все члены кружка были арестованы и высланы из Москвы.

После длительного тюремного заключения Герцена выслали в Пермь, а затем в Вятку (Киров). В 1840 году Герцен вернулся в Москву, но вскоре снова был выслан в Новгород. Ссылка обогатила его жизненным опытом, знанием нужд и настроений народа, закалила его революционные убеждения.

В 40-е годы Герцен создает целый ряд философско-материалистических произведений («Письма об изучении природы»), а также романы и повести «Кто виноват?», «Доктор Крупов», «Сорока-воровка», в которых резко критикует самодержавие, крепостнический произвол, злоупотребления и невежество царски чиновников.

В 1847 году Герцен уезжает за границу. Наблюдая в июне 1848 года расстрел рабочих в Париже, он убеждается в антинародной сущности буржуазного строя и приходит к идее русского крестьянского социализма. Основу будущего социалистического общества он видит в крестьянской общине, сохранившейся в России с давних времен, и считает, что именно Россия укажет путь революционного обновления всему миру. Взгляды Герцена были утопическими, но в отличие от западноевропейских утопических социалистов Герцен понял неразрывную связь социалистического преобразования с революционным переворотом.

В 1853 году Герцен создал в Лондоне «Вольную русскую типографию». Вначале он издавал литературный сборник «Полярная звезда», на обложке которого были портреты казненных декабристов, а затем вместе с приехавшими в Англию Огаревым стал выпускать журнал «Колокол», который тайно распространялся в России. «Колокол» Герцена будил широкие круги русского общества, призывая к борьбе с самодержавием.

В освободительное движение вступают представители недворянских, разночинных слоев населения России. Одним из первых революционеров-разночинцев был Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848). Он родился в семье военного врача, окончил пензенскую гимназию и поступил в Московский университет. Вокруг Белинского в университете образовалось студенческое литературное общество, члены которого обсуждали европейские события, судьбы России, произведения Пушкина, Грибоедова, Гоголя. Кружковцами Белинский прочитал свою драму «Дмитрий Калинин», в которой изображалась судьба крепостного юноши, погибшего от помещичьего произвола. За это сочинения Белинский был исключен из университета.

После ряда лет страшных лишений Белинский становится известным журналистом и литературным критиком. Его статьями о творчестве Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Лермонтова зачитывается передовая молодежь России. Знаменитое «Письмо к Гоголю», в котором Белинский нарисовал яркую картину «гнусной российской действительности» и сделал вывод о необходимости народной революции, многие прогрессивные люди России знали наизусть. Белинский мечтал о социалистическом обществе, в котором бы жили и трудились свободные и равноправные граждане. Он считал, что ликвидация самодержавия и крепостничества приведет к тому, что «не будет богатых, не будет бедных, ни царей и подданных, но будут братья, будут люди».

Царизм не пощадил Белинского. В 1848 году, когда он умирал от чахотки, к нему явился жандарм с ордером на арест. Смерть спасла его от каземата Петропавловской крепости. Все передовые люди России оплакивали преждевременную кончину великого революционера и талантливого литературного критика, творчество которого имело огромное значение для развития русской общественной мысли.

Под влиянием идей Герцена и Белинского в 40-е годы в России возникло много революционных кружков. В Петербурге на квартире литератора М.В. Петрашевского по пятницам собирались писатели, учителя, чиновники. Среди них были писатели Ф.М, Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, поэты А.Н. Плещеев, А.Н. Майков. Они читали произведения социалистов-утопистов Сен-Симона и Шарля Фурье, говорили о необходимости уничтожения крепостного права. Петрашевцы создали свои кружки во многих городах России. В общей сложности их было несколько сот человек. В 1849 году по доносу провокатора петрашевцы были арестованы. Более ста человек царский суд приговорил к ссылке на каторгу и 21 человека – к расстрелу. Осужденных на казнь привезли на площадь, надели на них мешки. Забили барабаны, раздалась команда… После этого зачитали указ императора о замен казни каторгой. Среди приговоренных к каторге был и Ф.М. Достоевский.

Революционно-демократическое движение охватило и другие народы России. На Украине одним из активных его участников был великий украинский поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1961). Сын крепостной крестьянки, он испытал всю тяжесть крепостного рабства, пока поэта не выкупили на волю его друзья, передовые люди России. Но царизм не пощадил Шевченко, стихи которого гневно обличали порядки России и призывали народ к революции. Вольнолюбивого поэта Украины отдали в солдаты, отправили в Оренбургскую губернию, запретили писать и заниматься живописью.

Много передовых, талантливых людей России погибло в годы николаевской реакции. Но никакими репрессиями нельзя было задушить рост общественного движения за освобождение народа от угнетения.

Глава 3. Тайные общества декабристов

3.1 Союз спасения или Общество истинных и верных сынов отечества

Первое тайное общество декабристов возникло в 1816 году. Оно называлось Союзом спасения, а позже, после принятия Устава, - Обществом истинных и верных сынов отечества. Основателем был молодой полковник генерального штаба Александр Муравьев, членами – С.Трубецкой, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев, М.Лунин, П.И.Пестель, И.И. Пущин – друг А.С.Пушкина – и другие. Это была дворянская военная молодежь, связанная узами тесной личной дружбы и сблизившаяся на почве передовых идей времени. Общество насчитывало 30 членов. Оно имело писаный «статут», в котором были объединены и программа и устав общества. Первое время целью общества были лишь освобождение крестьян от крепостной зависимости, но вскоре к этой цели добавилась и другая – введение в России конституционной монархии. Но как осуществить эти цели? Иногда у декабристов возникали планы цареубийства, но после обсуждения они отвергались; в обществе еще не было полного политического единодушия; группа более радикальных членов боролась с более умеренными. Внутренняя идейная борьба и неясность тактики заставили декабристов ликвидировать первое тайное общество и организовать в 1818 году второе – под названием Союз благоденствия.