На левой стороне мы видим узкое и низкое одноэтажное здание крепостного театра, в середине которого возвышается башня, на которой была устроена сцена. Купол этой башни и её внутренность была разрушена немецким снарядом во время Великой Отечественной войны. За сценой были расположены фойе и гримерные артистов, с другой стороны зрительный зал. За боковыми флигелями направо и налево идут флигели для дворовых людей: направо – для семейных, налево – для холостых, полукруглой формы с полукруглыми коридорами во всю длину флигеля. Эти флигели – единственные сохранившиеся здания, по которым можно судить об укладе жизни дворовых.
Между флигелями прямо против большого дома был главный въезд в усадьбу, впоследствии заброшенный. Центральные ворота были украшены «готическими» сторожевыми башнями в подражание подмосковному Царицыну. Эти ворота выводили на многоверстный проспект, переходивший в Московский тракт, заброшенный уже в половине XIX века.
2.4 Парк
Фасад главного здания обращен к великолепному английскому парку, разбитому на 40 гектарах и непрерывно спускающемуся от пруда к пруду мягкими склонами. По-видимому, еще при Степане Федоровиче Апраксине здесь уже существовали искусственные пруды, как видно из «Рассказов бабушки» (Д.Д. Благово). Любопытны и названия прудов: «Воробей», «Белый воробей», «Черный воробей». Кампорези уделил огромное внимание к возведению декоративных построек в парке, к сожалению, не дошедших до нас. Это храм добродетели, возведенный Степаном Степановичем для своей жены, чтобы загладить свои грехи перед ней; триумфальные ворота в честь подвигов Голицына; обелиск Строганову и различные хозяйственные постройки: белые псарни, конюшни, фабрики и т.п. Кроме того, в парке были паромы, на которых приезжали через пруд к турецкой мечети.
В густой зелени парка выделялась цинковая разборная беседка. Для предохранения её росписей во время дождя её уносили в специальную кладовую. Части этой беседки, а главное, стоявший в ней секретер, расписанный по красному золотой краской, сохранились до нашего времени. В стиле ампир построена круглая церковь в соседнем селе Перемилово, а так же по проектам Кампорези возведена колокольня в селе Горках, имении Яньковой и Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Андреевском.
На территории усадьбы при Чаплиных стояла церковь. В настоящее время в селе Ольгово действует Введенская церковь XVIII века, недавно отремонтированная. От прежней церкви сохранился колокол (1684) и евангелие 1689 года. Так же осталась здесь от Чаплинского периода два надгробия из серого камня А.И. Чаплина (1723) и его жены (1717).
2.5 Дальнейшая судьба усадьбы
После революции с 1920 и до 1925 гг. в Ольгово разместился «Музей усадебного быта». После закрытия музея до 60-х годов размещался санаторий «Радуга». Правый флигель был приспособлен непосредственно для комнат отдыхающих, а флигель театра для развлекательных мероприятий.
Часть богатейшей многовековой мебели усадьбы отдана в музей М.Ю. Лермонтова в Тарханах. Часть была уничтожена и разграблена во время революции, и лишь часть хранится в Дмитровском музее. Коллекция картин Апраксиных уцелела и хранится так же в музее г. Дмитрова.
В настоящее время усадьба находится в запустении. Главный дом разрушен до первого этажа. Флигели отремонтированы со времен санатория и сохраняются в хорошем состоянии. К сожалению, до нас не дошла ни одна из декоративных построек Кампорези. Здания конюшен и некоторых других хозяйственных построек ремонтируются и сдаются в аренду под магазины и кафе.
И все-таки, то, что осталось от парка, от прежних построек напоминают о былом великолепии усадьбы Апраксиных. И Ольгово остается любимым местом отдыха не только дмитровчан, но и москвичей, которые имеют здесь недалеко свои дачи.
III. Из воспоминаний старожилов села Ольгово
О жизни усадьбы в период владения Виктора Владимировича и Александры Михайловны удалось узнать из уст старожилов села Ольгово. Василий Кузьмич Шиварнов на протяжении 25 лет служил в имении смотрителем. Его дочь Елена Васильевна охотно поделилась своими воспоминаниями о детстве, а так же рассказами отца о знаменитой дворянской семье. Семья Шиварновых жила недалеко от Ольгово в деревне Жуково. Отец был честным, служил на совесть, приходил домой раз в месяц, чаще не позволяла работа. В свои редкие приезды домой он рассказывал много интересного о своей работе. Александра Михайловна настолько хорошо относилась к нему, что согласилась крестить сына Василия Кузьмича Петра Васильевича. Она помогала своему крестнику, дарила подарки. Один из случаев, которым поделилась с нами Елена Васильевна. Как-то вечером у дверей главного дома услышали плач ребенка. Принесли мальчика, завернутого в одеяльце. Очень он понравился барыне и, не имея собственных детей, она оставила его на воспитание. Выбрав карьеру военного, усыновленный Апраксиной Линской сначала служил в Польше, потом был разжалован и уехал во Францию. В Россию приезжал довольно редко, умер на чужбине.
Еще один интересный случай рассказала нам Елена Васильевна. Однажды, в Ольгово из Обольяново зашел Лев Толстой. Он шел пешком всю дорогу. Барыня в это время отдыхала, и слуга не решился её потревожить. Лев Николаевич оставил свою визитную карточку и ушел. Когда Александра Михайловна узнала о визите такого великого писателя, она послала ему вдогонку упряжку, но Толстой не вернулся и больше никогда не посещал усадьбу.
Другая жительница села Ольгово Наталья Ивановна Уткина рассказывает про визит великого писателя иначе. Она утверждает, что дело было зимой, и Лев Николаевич приехал на лыжах в крестьянском тулупе, и слуга пренебрег таким гостем и не стал сообщать о нем хозяйке. Узнав о визите, Александра Михайловна разгневалась, послала за ним, но Толстой не вернулся. Впоследствии, считает Наталья Ивановна, дорога, соединяющая Обольяново (ныне Подъячево) и Ольгово была проложена именно по лыжне великого писателя. Об этом ей рассказала бабушка.
Апраксины все лето проводили в имении. Здесь разводили орловских рысаков, об это свидетельствуют конюшни, сохранившиеся до наших дней. В прудах разводили редких пресноводных рыб. Бабушка Натальи Ивановны Прасковья Федоровна Горелкина работала у Апраксиных. Прасковья Федоровна вместе с другими девушками ухаживала за растениями в цветочной галереи. Растения были разные, некоторые очень редких видов, поэтому требовали очень тщательного ухода. Александра Михайловна поощряла их за хорошую работу и делала небольшие подарки. Иногда она приглашала девушек на спектакли собственного театра. Александра Михайловна настаивала на обучении Прасковьи Федоровны, но ту не отпустили родители из-за неимения рабочих рук для собственного хозяйства. Дедушка Наталья Ивановны так же работал в имении. Он в юности трудился на конюшнях. Все эти работы велись летом, а в зимний период жители села уезжали на заработки в город. По рассказам бабушки и дедушки, Наталья Ивановна характеризует Александру Михайловну, как очень добрую, чуткую и заботливую хозяйку. Рассказы старожилов села Ольгово чрезвычайно интересны. Истории передавались из поколений в поколения. Конечно много из того, что дошло до нас искажено, но все-таки самые точные сведения о быте Апраксиных мы можем получить именно из этих рассказов.
IV. Выводы
Такова «родословная» владельцев усадьбы и её история. Известный дворянский род, не менее известные гости. Так почему же некогда одно из популярнейших мест отдыха цвета интеллигенции XIX века сейчас забыто?! Ольгово заброшено, но только не отдыхающими и туристами. Десятки москвичей (имеющих неподалеку свои дачи) и дмитровчан выбирают усадьбу с её парком и прудами для отдыха, но, к сожалению, «дикого»!
Мне кажется, что в усадьбе можно было бы воплотить проект, включающий в себя туризм, спорт, краеведческую программу, но главное – это возможность создания совершенно нового для нашего района вида туризма – воссоздания в Ольгово атмосферы XIX века, создание целой эпохи на маленьком клочке земли. Есть парк с прудами и аллеями, руины, которые вполне возможно восстановить в стиле ушедшего столетия.
Вы только представьте: на дворе XXI век, а весь персонал в костюмах XIX века, устраиваются конные прогулки, театрализованное представление для туристов и различные, соответствующие эпохе, развлечения. По-моему, это не сказка, а вполне реальная возможность предложить совершенно новаторский вид отдыха в нашем районе, да и, пожалуй, во всей области.
Только вот как быть с нынешними владельцами Ольгово, вряд ли представляющими, какое богатство в их руках и как использовать его не только для личного досуга, а и для открытого туризма?!
Очень хочется, чтобы наши идеи воплотились в жизнь!
V. Использованная литература:
1. Источники
1. www.proselki.ru
2. www.thetraveller.ru
3. Воспоминания старожил села Ольгово: Свистуновой Е.В., Уткиной Н.И., Зайцева И.В.
4. Архивные материалы школьного музея.
2. Литература по теме
1. Греч А.Н. Венок усадьбам. Памятники Отечества. М., 1995.
2. Ильин М.А. Подмосковье. М.,1974.
3. Кончин Е. Был музей в Ольгово. Памятники Отечества. М.,1993.
4. Памятники архитектуры Московской области. Вып.1, М., 1998.
5. Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня. М., 2002.
6. Анисимов Ю.Подмосковные музеи. 1925.
7. Курышев И.Н., Попов Н.Н., Хохлов Р.Ф. Дмитровский край.
8. Благово Д.Д. Рассказы бабушки.
9. Исторический очерк Дмитровского краеведа Померанцева.
10. Исторический очерк Дмитровского краеведа Смирнова.
11. Русская старина. Журнал. 1889.
VI. Приложение
6.1 Село Ольгово
Село Ольгово находится на холме, примерно на середине пути между Рогачевским и Дмитровским шоссе. Усадьба расположена слева от дороги (если ехать от Рогачевского шоссе). Довольно хорошо видна церковь, а сама усадьба «выдает себя» лишь въездными обелисками (поворот к ней расположен дальше, чем к церкви).