Смекни!
smekni.com

Положение диаспоры в XX веке. 32 Современное состояние московской индийской диаспоры. 37 (стр. 3 из 12)

С одной стороны, это универсалистские идеи Просвещения и Французской революции, практика государств-наций, основанных на гражданских критериях национальной принадлежности, на «праве почвы» и так далее. С другой стороны, это отражающие восточно-европейскую реакцию на западно-европейское Просвещение гердеровские идеи непроницаемых перегородок между культурами, идеи изначальной принадлежности человека к закрытому сообществу, «права крови», этнических наций и, соответственно, практика более или менее «чистых» этнических государств, обособления этнических меньшинств и т.п.

Идея «классической» диаспоры ближе ко второму взгляду, ибо она предполагает бесконечно долгое сохранение верности религиозному и культурному наследию предков, защиту этнокультурных перегородок, несмотря ни на что. В той мере, в какой диаспора помогает выживанию и адаптации этнических меньшинств, оказавшихся в рассеянии, она функциональна, и это, казалось бы, подтверждает правоту всякого рода поборников «этнической чистоты» и т.п. Принадлежность к диаспоре кажется чем-то очень важным именно для меньшинства. Однако рано или поздно рамки диаспоры становятся тесными для многих ее членов, у них появляется стремление раствориться в «плавильном котле» многонациональных стран, ассимилироваться в среде этнокультурного большинства. Это естественный процесс, который в разных обществах протекает по-разному.

Сейчас кажется, что наступает «золотой век» диаспор. Оживление этнических чувств в самом деле налицо, об этом свидетельствуют всякого рода экономические и политические требования, которые, когда это возможно, приобретают этническую окраску[14].

1.2 Известнейшие диаспоры в крупных городах.

В данном параграфе я рассмотрела несколько диаспор, находящихся в крупных городах мира, как они влияют на социальные и культурные факторы жизни крупного города и изменяют жизнь в нем.

Самая многочисленная диаспора на сегодняшний день – китайская. В общей сложности она насчитывает несколько миллионов человек, расселившихся по всему миру. В Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Амстердаме и даже Сиднее есть знаменитые «китайские кварталы», ставшие своего рода достопримечательностью этих городов. Такие кварталы – это концентрация домов китайцев, их торговых точек, ресторанов с национальной едой. Атмосфера, царящая там, зовется не иначе, как «Маленьким Китаем», - повсюду слышны разнообразные диалекты китайского языка, витают запахи благовоний и блюд китайской кухни. Китайцы вовсе не стараются ассимилироваться с местным населением, наоборот, они строго хранят свою культуру, что приносит им отличный доход[15]. Диаспора очень сплочена и, в основном, занимается торговлей и ресторанным бизнесом. Благодаря их деятельности, в моду прочно вошла китайская кухня, а также традиция дарения и держания дома различных китайских божеств «на удачу», «к деньгам», «на счастье» и прочее. Китайцы не стараются влиться в чуждые им культуры, они «играют» на собственной экзотичности. Во многих столичных европейских городах и в США китайские кварталы стали неотъемлемыми атрибутами городской среды.

Также до сих пор обширно распространена, хотя и не так многочисленная, как предыдущая, - еврейская диаспора, одна из древнейших диаспор мира. Несмотря на тенденцию возращения в Израиль, еврейские общины по-прежнему занимают одно из ведущих мест по распространению в мире. Хорошо известны подобные диаспоры в Нью-Йорке, Москве, Монреале, Париже, Берлине, Антверпене. В основном, члены еврейской диаспоры занимаются интеллектуальным трудом и торговлей[16]. Среди них есть известные музыканты, художники, деятели кино, меценаты, предприниматели, писатели. Евреи активно занимаются сохранением и поддержанием своей культуры. Например, в Москве, Нью-Йорке и других крупных городах действуют культурные еврейские центры, работают театры и синагоги. Массово отмечаются национальные праздники. В Антверпене еврейская диаспора настолько многочисленна, что в городе несколько кварталов полностью занимают дома членов диаспоры. Очень часто диаспора играет не последнюю роль и в политической жизни своего места проживания, поэтому имеет влияние и определенный вес на политической арене города. К мнению диаспоры стараются прислушиваться. На сегодняшний день самая многочисленная еврейская диаспора проживает на территории США, и насчитывает более шести миллионов человек. Евреи отличаются сплоченностью и закрытым характером своей диаспоры, при этом они активно поддерживают связь с членами диаспоры, переехавшими в другие города и страны.

Армянская диаспора в России начала складываться в XIX веке, когда в состав империи вошли армянские земли. Эти перемены сопровождались массовыми переселениями армян на теперь уже российские территории. Также армяне расселились на территориях Турции, Ливана, Сирии, Франции и Ирана. На сегодняшний день наибольшее число армян проживает на территории России, около полумиллиона человек. Известны армянские диаспоры в Грузии, Азербайджане, США, Канаде и других странах. Армяне занимаются разнообразной работой в крупных городах, действуют очень сплоченно и по принципу «кумовства». Приведу пример, связанный с Нью-Йорком. В последнее время армянская диаспора в Нью-Йорке значительно выросла и составляет около ста тысяч человек. Они населяют определенные улицы на окраине города и в своем большинстве работают таксистами, наравне с выходцами из Африки, Кубы и Ямайки. О нью-йоркских таксистах уже сложились притчи во языцах, что также формирует городской колорит. И, в основном, это образ – армянина, почти не говорящего по-английски, но постоянно что-то рассказывающего своему клиенту, водящему не по правилам и просящему непомерно большую плату за проезд[17]. В последнее время такое поведение таксиста-армянина стало своего рода достопримечательностью Нью-Йорка, и уже заняло свое место в путеводителях по городу.

Русской диаспорой часто ошибочно называют общины украинцев, казахов и белорусов. То есть тех, кто принадлежит к славянской группе и является носителем также и русского языка. Это связано со стереотипами, бытующими в западном обществе. Например, в американском городе Бостоне довольно известна так называемая «русская диаспора», занимающаяся выращиванием овощей и продажей их местным супермаркетам. На практике выяснилось, что община состоит на 90 процентов из казахов, которые переехали сюда после распада СССР, обосновались на окраине Бостона, ныне этот район вполне понятно и логично носит название «Базар», и известен на весь Бостон, так как там всегда можно купить свежие продукты. Ежегодно в Бостоне проходит неделя ярмарки, на которой можно в полной мере ощутить колорит казахской жизни с национальной кухней, играми и танцами.

В Париже, наряду с влиятельной русской общиной, которая образовалась в начале XX века и связана с первой и последующими волнами эмиграции русской интеллигенции, также влиятельна и сильна арабская диаспора, появившаяся там, как следствие колонизации. Арабы заселяют большое количество окраин Парижа, и в последнее время выходят на равные позиции с французами. Арабская диаспора – одна из наиболее остро реагирующих диаспор в плане вопросов политики и культуры. Правительству Парижа из-за многочисленности диаспоры приходится считаться с их обычаями и традициями. Остро стоит проблема обучения арабских студентов с французскими, возрос накал на национальной почве, а также уровень преступности. Не случайно, что в последнее время во Франции все большим успехом пользуются политики с радикально националистическими программами.

И, конечно, довольно известна и индийская диаспора, которой я посвятила свою дипломную работу. Множество индийцев проживает на территории Пакистана, Великобритании и России. Индийская диаспора одна из немногих, чьей характерной чертой является открытость к интересующимся их жизнью, традициями и религией. Во многих больших городах диаспора собирает вокруг себя людей, желающих изучать либо танцы, либо искусство, либо индийскую философию, и все они встречают доброжелательность и понимание. Подробное исследование истории, повседневной жизни, культуре и проблем индийской диаспоре в России и Москве я приведу в последующих главах своей дипломной работы.

2. История индийской диаспоры в России и Москве.

2.1 Генезис индийской диаспоры на территории России и Москвы.

Индийская диаспора в России имеет самую долгую историю в Европе. Первое упоминание об индийцах на территории России относится к IX веку, а с XVII века индийцы поселяются в разных городах нашей страны. Но перед этим следует рассмотреть такую этническую группу, как цыгане. Цыгане – это одни из первых индийцев, вышедших за пределы своей страны, и распределившиеся по всему миру, в том числе, и в России.

Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии в VI веке группой около 1000 человек. Предположительно они были подарены в качестве придворных музыкантов одним из индийских правителей персидскому правителю. По одной из версий, около 400 лет они провели в Персии прежде, чем начали постепенно расходиться по свету, на восток, обратно к Индии и в Среднюю Азию, и на запад, в Палестину, и через нее в Египет, и через Армению к Византии. При крушении Византийской империи цыгане начали мигрировать в Европу.[18] В начале XV века значительная часть византийских цыган вела полуоседлый образ жизни. Они селились слободками, деревнями, собираясь компактно по признакам родства или профессии. Основными ремеслами были работа с железом и драгоценными металлами, вырезание из дерева предметов быта, плетение корзин. После завоевания Балкан мусульманами большая часть ремесленников осталась на своих местах, так как их труд был востребован.