Северные, южные, восточные и западные народы Индии отличаются друг от друга, как, например, отличаются норвежцы от испанцев. Возможно, для неискушенного глаза эти различия не так бросаются в глаза, но между тем, они колоссальны.
Все население Индии делится прежде всего на две расы – арийских индийцев и дравидские народы, из которых последние были первоначальными жителями страны.[59] Общие отличительные черты таковы: южные дравиды имеют кожу более темного цвета. Арийские индийцы – европеоиды. Цвет их кожи – от темно-оливкового до желто-коричневого. Они населяют север и центр Индии. На Востоке Индии живут монголоидные народы: низкорослые, короткоголовые, с желтым оттенком кожи, косыми глазами, прямыми волосами и плоским носом.[60]
Следовательно, можно сказать, что хиндустанцы, жители северного штата, - типичные европеоиды. Они имеют высокий рост, европейские черты лица, светло-коричневую кожу. В Индии хиндустанцы считаются идеалом красоты. Именно представителей этой расы снимают в кино, а девушки-хиндустанки издревле представляют страну на международных конкурсах красоты.
Бенгальцы, живущие на Востоке Индии, - монголоиды. Их внешний облик схож с непальскими народами, или, как их называют в Индии, - гуркхами. Основные черты: маленький рост, отсутствие растительности на теле и лице, только на голове – прямые жесткие волосы, плоский нос, характерный монголоидный разрез глаз. Бенгальцы – потомственные земледельцы. Однако сейчас, в связи с удручающим положением сельского хозяйства в штате, многие богатые семьи озабочены будущим своих детей. Поэтому большинство индийских студентов – бенгальцы, которые приезжают сюда за высшим образованием, чтобы у себя на родине поднять авторитет семьи, а также финансовое положение.[61]
Маратхи, выходцы из Западной части Индии, - также европеоиды, но близкое соседство потомков дравидов сказалось на их генетике. Маратхи представляют собой нечто среднее между хиндустанцами и бенгальцами. Основные черты: маратхи – среднего роста, с европейскими чертами лица, но с довольно темной кожей, с прямыми волосами. Разрез глаз у них может быть как и европеоидным, так и монголоидным. Маратхи, приехавшие в Москву из Бомбея и его окрестностей, - в основном, бизнесмены. Они имеют в Москве свои магазины, фирмы, развлекательные центры.
И, наконец, последняя группа – тамилы, приехавшие из Мадраса, который находится на Юге Индии. Тамилы – типичные потомки дравидов. У себя на родине тамилы в 1961 году даже вели борьбу за независимость штата. Они считают себя истинными детьми Индии, а остальных народов – захватчиками своей земли. Действительно, дравиды – это те народы, которые населяли просторы Индии до прихода ариев. Тамилы гордятся своим происхождением и четко отделяют себя от европеоидов. Внешне тамилы выглядят так: маленький рост, почти черная кожа, курчавые волосы, обильная растительность на лице и теле, но при этом у них большие, широко распахнутые глаза, скорее европеоидного типа.[62] Тамилы – один из самых грамотных народов Индии. Они едут в Москву за получением часто уже второго образования, или же их приглашает диаспора для работы в фирмах в качестве юристов, финансистов, менеджеров, программистов.[63]
Итак, из этого параграфа стало ясно, что индийская диаспора довольно разнообразна по составу участников. В частности, это разнообразие отражено и на внешнем виде индийцев, входящих в состав диаспоры.
Характер индийцев загадочен и не вполне понятен.
Кастовые законы сформировали у индийцев своеобразные стереотипы поведения. Люди из разных варн имеют различные особенности характера, но есть в их поведении типичные «всеиндийские» черты. Но сперва стоит сказать о различиях.
Выходцам из варны брахманов свойственна, естественно, набожность, высокая интеллектуальность, молчаливость, у них сильно развито чувство собственного достоинства. Они хорошо владеют своими чувствами, и могут скрывать раздражительность и неудовольствие. Эти люди осознают свое превосходство, но не склонны его афишировать. Они ответственны, и охотно помогают другим в беде.
Представители второй по положению варны – кшатрии, т.е. воины. Они получили свое происхождение от низших каст или от пришлого элемента, получившего право гражданства за свои пожертвования на пользу религии. Это гордые и надменные люди. Они – полная противоположность варны брахманов. Выходцы из кшатриев – храбры, слишком уверены в себе и в своей правоте. Они любители спорить, причем, не слушая доводов собеседника, все равно будут настаивать на своем. В споре могут дойти до драки. Кшатрии – горячие, импульсивные люди, часто идущие на поводу своих чувств и амбиций. Тяжело переносят превосходства других людей. Сильно выраженные лидеры. [64]
Третья варна – вайшья. Это варна купцов. Многие сегодняшние индийские бизнесмены родов из этой варны. Родовое призвание, конечно же, не могло не оставить следа в их характере. Это умные, хитрые люди, для которых свои интересы – превыше всего. Если они и будут кому-то оказывать помощь, то потом обязательно потребуют возмещения. Они уважают брахманов и бояться кшатриев, но при этом их уважение и боязнь – лишь ширма, прикрытие для усыпления бдительности и тех, и других. Живой ум вайшья, часто необразованных людей, постоянно занят мыслью о прибыли. Все их действия направлены на ее увеличение. Они ничего не делают просто так, при этом не гнушаются ложью. Польза для себя – вот главный девиз вайшья. Поняв выгоду высшего образования, вайшья отправляют своих детей учиться. Так что многие индийские студенты в Москве – из варны вайшьев.
Шудра – четвертая варна – составилась преимущественно из лиц не арийского происхождения, из элемента пришлого, и из лиц, произошедших от смешения разных каст. Весь состав четвертой варны очень пестр по своему происхождению.[65] Эти люди с древних времен привыкли подчиняться. Они молчаливы, часто угрюмы, особенно, если находятся в обществе людей из других варн. Даже теперь, когда кастовые рамки практически стерлись, шудры все равно продолжают вести себя, как раньше. У себя на родине мало кто из них поступает в университет, занимаются какой-либо престижной работой. В основном, это таксисты, рабочие фабрик и заводов. Отсутствие образования компенсируется прекрасным знанием и, главное, сохранением народного индийского фольклора. Выходцев из этой варны практически не встретишь в Москве.
После основных и специфических различий в характерах индийцев – представителей разных варн, логично отследить сходные черты индийского характера.
Индийцы отличаются духовностью. Религиозность течет в их крови с незапамятных времен, будь то буддизм, джайнизм, или многочисленные ветви индуизма. Индийцам просто необходимо верить в высшие силы, иначе все их существование, все их цели, задачи, жизненные стремления теряют всякий смысл.
По своей природе, индийцы – вежливы. Но будучи очень вежливыми по отношению к другому лицу, индиец в то же время требует того же и по отношению к себе. Если же этого не происходит, то вежливость быстро сменяется холодностью и равнодушием. Индийцы изначально относятся к незнакомым людям с доверием. Легко заслужить их любовь и дружбу. Однако раз подорвав это доверие, его уже практически невозможно вернуть.
Особо следует упомянуть о суеверности индийцев. Они четко следуют своим приметам и соблюдают обычаи. Нарушить обычаи – тяжкое преступление для индийца. А ослушаться приметы, значит, навлечь на себя суровые неприятности.
Еще одна важная черта – беспрекословное подчинение старшим, своего рода культ родителей. Причем, чаще всего большим уважением пользуется мать, а не отец – глава дома. Именно к матери взрослые дети ходят за советом, выполняют ее просьбы, хотя часто это может повлечь за собой перемену не только статуса (женитьба), но и перемену всей жизни. Например, многие индийские студенты приехали учиться в Москву только потому, что так решили их родители. И выбор факультета - это тоже их решение. [66]
Индийцы склонны к чистоте и опрятности. Но выражается у них это в довольно странных для русского человека формах. Например, одежда у индийца – всегда безупречно чистая, также индиец следит и за чистотой тела, соблюдая гигиену. Однако он может есть немытые фрукты. Жить в комнате, где царит беспорядок, но при этом он всегда знает, где и что у него находится.[67]
Еще одна удивительная черта индийцев – это привязанность к родине. Все индийцы – патриоты своей страны. Индиец, родившийся в Москве, с полной уверенностью говорит, что здесь он только гость, чужак, а родной для него город – это, например, Дели. Откуда его предки могли переехать в Москву лет шестьдесят назад.
Индийцы, находящиеся в окружении обычаев и традиций другого этноса, особенно рьяно следят за выполнением своих. Они абсолютно невосприимчивы к духовным достижениям других народов, не склонны поддаваться влиянию других культур. Поэтому национальный уровень самосознания индийцев находится на довольно высоком уровне. Наоборот, попадая в чужую страну, город, индийцы, не навязывая своих правил, очень скоро собирают вокруг себя большое количество людей, желающих перенять их культуру.
Но не восприятие индийцами обычаев других культур нельзя считать равнодушием. Наоборот, индийцы по своей природе – любопытны. Но любопытство их носит скорее познавательный, образовательный и научный характер. Они любят, что называется, докопаться до сути, разобрать, проанализировать предмет исследования и понять его. Только после этого они составляют свое мнение о том или ином предмете.[68]