Также у индийцев сильно развито чувство долга. Если индиец дал слово, то обязательно выполнит его, пусть даже в ущерб себе.
Однако вызывает интерес отношение индийцев к своим порокам. Совершив проступок, индиец не замедлит признаться и покаяться в своем прегрешении. Он будет плакать, заламывать руки, устраивать настоящие представления. Но уже на следующий тот же индиец может вновь попасться на этом же грехе (например, обмане). И вновь начнется все заново. Обладая стойкостью и сильной волей в связи с большими планами и стремлениями, в мелочах индиец ведет себя, будто испорченный ребенок.
Забавно и отношение индийца ко лжи. Ложь – одно из самый страшных преступлений в понятии индийцев. Но, как и все деловые люди, индийцы не могут без нее обходиться. И здесь они нашли такую уловку. Индийцы никогда не солгут, не обманут, но могут либо сказать, так называемую, «почти правду», либо вовсе не говорить правды. Например, на вопрос «хорошего ли качества вам товар?», индиец может ответить: «Его сделали на лучшей фабрике!». Что ж, товар действительно могли сделать на лучшей фабрике, но вопрос о качестве так и остался открытым.
Индийцы прекрасно понимают, что европейцы далеки от их обычаев, и не стремятся «нагружать» другие народы объяснениями насчет своих традиций.
В большинстве своем индийцы – веселые и азартные люди. У них отличное, жизнерадостное чувство юмора. Например, в завершении разговора об индийском характере хочу привести одну забавную историю, рассказанную мне одним индийцем, проживающим в Москве: когда в кришнаиский храм в Москве пришел москвич, желающий поменять веру и стать кришнаитом, индиец, проводящий с ним беседу, сказал, что для этого тому придется пройти испытание железом и огнем. Испуганный молодой человек быстро ретировался из храма, а индиец имел в виду лишь то, что пришедшему пришлось бы зажечь в храме специальную свечу и подержать в руках священную чашу, сделанную из железа.
Но прежде чем перейти к описанию жизни индийцев в столице, необходимо затронуть две довольно важные бытовые темы – это одежда современных индийцев, а также их питание.
У себя на родине индийцы до сих пор часто носят традиционную одежду, особенно женщины. Индийская женская традиционная одежда – это сари, блузка-чоли, шалвар-камиз, орхна, камиз-гхагра. Мужской костюм, особенно в XX веке, претерпел большие изменения со времен «фаты». Теперь индийцы носят: чуридар, ачкан, дхоти, курту, чадар, пайджаму, тюрбан и пилотку (Гандхи-топи).[69] Однако в условиях такого крупного мегаполиса, как Москва, и нашего климата, подобные одеяния невозможны. В Москве индийцы остались верны простоте и скромности своего одеяния. Мужчины носят строгие темные костюмы, застегнутые на пуговицы пиджаки с воротником под горло, так называемые, битловки, но в Индии у них другое название – ганди, в честь костюмов, которые любил носить Махатма Ганди. Индийские студенты Москвы одеваются более демократично. В этом смысле они ничем не отличаются от других студентов, также следуют по возможности за модой. Носят и джинсы, и футболки. К индийским женщинам требования менее либеральные. Ни при каких обстоятельствах она не может надеть короткую юбку, - это недопустимо. Индийская взрослая женщина в Москве носит деловой костюм, часто брючный, строгого покроя. Или же надевает длинную юбку с кофтой, или футболкой. Причем требования к верху наряда менее строги, чем к нижней части. Индийские студентки носят также длинные юбки, иногда их можно увидеть в широких брюках. Но, если позволяет погода, индийская женщина обязательно наденет сари.[70]
Пища индийцев состоит из растительных элементов. Они совсем не едят мяса. Раньше найти действительно вегетарианскую продукцию в Москве для них являлось большой проблемой, но теперь все изменилось. В Москве работает множество магазинов, специализирующихся на вегетарианской продукции, открылись рестораны для вегетарианцев. Традиционно индийцы едят два раза в день.
Индийцы любят есть рис, бобы, молоко, яйца, фрукты и овощи. Они едят очень острую пищу, щедро приправленную красным перцем и прочими пряностями, ведь именно индийцы подарили миру рецепт карри, который они сами могут поедать в неограниченных количествах. Человеку, не подготовленному к подобной пище, трудно есть индийские блюда, - настолько они остры. На десерт индийцы часто готовят изумительно вкусные лепешки – муто кондо, а также оладьи – кал баташи, по вкусу напоминающие наши тульские пряники. Индийцы не употребляют алкоголя и не курят табак. Вообще, им свойственен здоровый образ жизни.
Итак, от вопросов одежды и питания можно перейти к вопросам занятий индийцев в Москве. В частности, их работе, досугу, а также узнать, как они удовлетворяют свои религиозные потребности.
3.3 Культурная жизнь индийцев в Москве: основные трудности и проблемы.
Всех индийцев, входящих в московскую диаспору, следует разделить на две большие группы: это взрослые индийцы и студенты. Сперва следует поговорить о студентах.
Индийские студенты – это мобильная составляющая часть диаспоры. Они приезжают в Москву учиться, чаще всего выбирают университет Дружбы народов, а спустя 5 или 6 лет, уезжают обратно на родину. Очень маленький процент индийских студентов остается работать и жить в столице (около 15 %)[71]. Остаются студенты, в основном по двум причинам, если успели жениться или выйти замуж за столичного жителя, но это встречается редко. У индийцев не принято жениться на представителях других этносов. Это не приветствуется в семьях, и не одобряется родителями. А вторая причина: если индийская диаспора приглашает на работу в московской фирме. В Москве, по сравнению с любым городом Индии, заработная плата намного выше, поэтому для индийского студента это хороший шанс разбогатеть самому и помочь своей семье. Но, в основном, приглашают тех студентов, у кого есть родственники в московском бизнесе индийцев. Бывает, что во время учебы индийские студенты подрабатывают. Это, конечно же, касается только юношей. Индийские молодые люди из-за врожденного хорошего слуха, голоса, а также необыкновенной пластичности, часто зарабатывают преподаванием танцев, пения, игре на музыкальных инструментах. Такая работа проходит в рамках индийских культурных центров. Также они обучают желающих языкам. В последнее время у москвичей особым успехом пользуются хинди и урду.
Взрослая же часть индийской диаспоры занимается в Москве бизнесом. Однако недавно президент Ассоциации индийцев России Саджит Джха пессимистично заметил, что с каждым годом в Москве индийцы видят все меньше и меньше перспектив для развития своего бизнеса.[72] В первую очередь, это связано с сильным соперничеством со стороны других диаспор, а также с нестабильной политической и экономической обстановкой в нашей стране. Помимо бизнеса в сфере развлечений, магазинов и ресторанов, индийцы занимаются медициной. Москвичи стали доверять индийской народной медицине, и охотно лечатся у индийских врачей. Также индийцы работают в Культурном центре при посольстве Индии, где опять же обучают желающих танцами и языками, а также занятиям йогой.
Но есть и такие индийцы, которые работают не внутри диаспоры, а стараются сделать карьеру в крупных российских компаниях и банках. Среди индийцев достаточно менеджеров среднего звена, которые трудятся в Москве в больших бизнес центрах и работают на известные компании. Индийцам присущи упорство и трудолюбие, они исполнительны и ответственны. Часто имеют творческий подход к заданной работе. Но в работе на не индийские фирмы есть свои существенные минусы. В таких компаниях индийцы постоянно сталкиваются с расовыми предрассудками, которые значительно мешают продвижению вверх по служебной лестнице. Индийцам труднее попасть на работу, хотя, например, в области IT-технологий и программирования, они отличные специалисты. Но, к сожалению, в нашем обществе не только не стихают распри на национальной почве, а, наоборот, только возрастают. Раздражение москвичей приезжими из бывших союзных республик переносится и на членов других диаспор, в том числе и индийской, хотя многие ее члены проживают в Москве уже не в первом поколении. Поэтому, как мне ответили на вопросы по трудоустройству индийцы, им проще пойти работать в индийскую фирму, или же уехать работать заграницу[73].
И в завершении разговора о трудовой деятельности индийцев в Москве хотелось бы отдельно сказать об индийцах, которых часто можно встретить в переходе метро, торгующими всяческими украшениями, тапочками, шарфами и другими безделушками. Это своеобразная отдельная группа индийцев, которые часто даже не входят в состав диаспоры. В своем большинстве эти люди – нелегальные эмигранты, которые по-своему стараются удержаться в столице России. Индийская диаспора по возможности пытается помочь этим людям, но часто они сами отказываются от поддержки, потому что на родине, в Индии, зачастую они разыскиваются властями за совершение какого-нибудь преступления. Или же эти индийцы раньше были в составе диаспоры, но по каким-либо причинам вышли из нее, а обратно уезжать или не захотели, или не имеют возможности.[74]
Индийцы, как и все люди с гармоничным развитием души и тела, умеют работать, умеют и отдыхать. Но в этом и есть основная проблема культурной адаптации индийцев.
Отдыхать индийцы предпочитают коллективно, из-за угрозы со стороны неформальных молодежных группировок Москвы. Индийские студенты часто ходят в кино, в московские музеи, посещают выставки, - любят интеллектуальный отдых. Они стараются вести полноценный образ жизни, свойственный обыкновенному горожанину, москвичу. К сожалению, на дискотеках Москвы не безопасно для индийцев, поэтому они посещают танцевальные вечеринки, которые проходят в стенах университет Дружбы народов. Студенческий городок университета – это основная территория, где проходит жизнь индийских студентов, так как только там они чувствуют себя действительно спокойно и свободно. Индийцы не могут почувствовать себя своими среди своих в нашем городе, даже те, кто прожил здесь долгую жизнь и был рожден в Москве. Из-за последних событий в столице, когда несколько африканских студентов были избиты скин-хедами, студенческий городок находится под постоянной охраной милиции. В город индийские студенты всегда выходят большими группами. Они часто навещают посольство, собрания диаспоры, так как это практически единственный способ свободного и спокойного общения индийцев с другими индийцами[75].