Смекни!
smekni.com

Декабристы в политической и культурной истории России (стр. 1 из 2)

Самарский государственный медицинский университет

Кафедра социально-политических наук

Реферат

на тему

Декабристы в политической и

культурной истории России.

Выполнил

студент 212 гр.

Бороденко Евгений

Проверил

преподаватель

кафедры к.и.н.

В. Ю. Кузьмин

Самара 2001

Содержание.

Введение 3

Истоки русского декабризма 3

Первые декабристские союзы 4

Восстание на Сенатской площади 6

Декабристы в культурной жизни России

и их бытовое поведение как

историко-психологическая категория 7

Заключение 10

Список использованной литературы. 11

Введение

Со времени Французской буржуазной революции конца XVIII века начинается новая эпоха всемирной истории, эпоха торжества капитализма и появления пролетариата. Победа французской буржуазии повлекла за собой широкую волну восстаний и войн, охвативших Европу, Латинскую Америку, Россию. С утверждением власти буржуазии в передовых странах Западной Европы начинается бурный рост промышленности, открытия в области науки и техники, вводится конституционный строй, установливаются принципы буржуазно-парламентарной демократии. Одновременно уже в первые годы XIX века возникают утопические учения Сен-Симона, Фурье, Оуэна, давших острую критику буржуазной цивилизации, предвещавших социалистическое будущее человечества. Своеобразным национальным теоретическим и практическим вариантом подобных учений в России было движение декабризма.

Истоки русского декабризма

В ночь на 12 марта 1801 года заговорщики из столичной знати проникли в императорский замок Павла I и задушили царя. На российский престол вступил его старший сын Александр I, с царствованием которого (1801-1825) связана целая эпоха революционной истории России. Фигура этого императора, отраженная в целом ряде произведений художественного, научного, публицистического жанров, безусловно, является значимой для понимания смысла и последствий декабристского движения, поскольку его правление послужило истоком участия России в наполеоновских войнах и последующего раскола русского общества.

Александр I принужден был лавировать между бабушкой Екатериной II и отцом Павлом I, которые друг друга ненавидели, и поэтому в характере императора с детства развилась склонность к лицемерию и двуличности. Он сам представлял собою раздвоенное начало личности самодержца: с одной стороны, Александр I был сторонником армейской муштры (от отца), с другой, - взойдя на престол, он обещал править «по закону и сердцу Екатерины II». Либеральные начинания Александра I не затрагивали устои государства – самодержавие и крепостничество. К тому же коалиционные войны 1805 и 1806-1807 гг. с Наполеоном закончились для России неудачно. Все это очень скоро послужит фоном для возникновения общественного недовольства в России.

Отечественная война 1812 года – героическая страница русской истории, национальная эпопея русского народа и одновременно один из главных истоков декабризма. Истоки движения декабристов следует искать и в ненависти народа к крепостничеству, и в освободительной традиции Радищева, и в событиях Отечественной войны 1812 года, которая стала важной вехой в развитии политического самосознания русского народа. «Мы были дети 1812 года», - писал впоследствии М.И.Муравьев-Апостол.

Победный марш российской армии по Европе заронил в души лучших русских людей (в основном это были офицеры, образованные, думающие, патриотически настроенные, желавшие переустройства родной страны в сторону демократических преобразований) зерно свободы и веры в народ. Это был романтический порыв, отраженный в ранней лирике Пушкина (знаменитое стихотворение «К Чаадаеву»).

Первые декабристские союзы

О раскаленной атмосфере времени говорил П.И.Пестель: «… имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями… Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать». Другой виднейший деятель декабристкого движения, Н.И.Тургенев, в чрезвычайно отчетливой форме выразил настроения русских свободолюбцев, чутко прислушивавшихся к тому, что подсказывал им «дух времени»: «Последняя война имела в сем отношении решительной влияние на Россию… Мы, по крайней мере многие из нас, увидели цель жизни народов, цель существования государств; и никакая человеческая сила не может уже обратить нас вспять»[1].

В обстановке общественного недовольства и брожения, в среде офицерской молодежи, возвратившейся из заграничного похода, в 1816 году возникла первая декабристская организация – Союз Спасения. Участники этого союза ставили своей целью ликвидацию крепостничества и введение конституции. В 1818 году это общество было преобразовано в Союз Благоденствия. Позиция этого союза показалась слишком умеренной для радикально настроенных его членов, в результате чего в 1821 году Союз был распущен. В том же году на Украине возникло Южное общество, а в Петербурге – Северное общество. Обе организации разработали свои планы переустройства государственного и общественного строя России.

Главой Южного общества становится полковник Павел Пестель. Блестяще образованный офицер, Пестель всецело посвятил себя делу тайного общества. Он был крупнейшим политическим мыслителем России того периода. В течение нескольких лет Пестель работал над фундаментальным сочинением, которое он назвал «Русской правдой» и которое должно было служить наказом революционному правительству в момент государственного переворота. Южное общество одобрило «Русскую правду», согласно которой временное революционное правительство должно было провозгласить Россию республикой, уничтожить сословия и подготовить введение представительного строя. Провозглашалась независимость Польши. Крестьяне освобождались с наделением их землей. Каждый получал право на владение участком земли из общественного земельного фонда, образованного за счет конфискации половины помещичьих владений. В отличие от этого радикального проекта конституция Никиты Муравьева, капитана Генерального штаба, выступившего от имени Северного общества, лишь ограничивала несколько самодержавие, а крестьян освобождала почти без земли. Высшая законодательная власть в обоих проектах принадлежала «Народному вече».

Восстание на Сенатской площади

Оба общества согласованно готовили революционный переворот. В 1823 году Южное общество договорилось о совместных действиях с польским Патриотическим обществом. В 1825 году к Южному обществу присоединилось другая офицерская организация – Общество соединенных славян, провозгласившее лозунг революционного возрождения и союза всех славянских народов. Но решающую роль в государственном перевороте должна была сыграть тайная организация в столичных армейских полках. К 1825 году преобладающее влияние в Северном обществе получила более радикальная группа – поэт К.Ф.Рылеев и писатели братья Бестужевы. Руководители Северного общества решили воспользоваться междуцарствием, вызванным смертью Александра I и последовавшей за этим фактом растерянностью в правительстве.

План военного переворота, разработанный в квартире Рылеева, предусматривал захват Зимнего дворца и Петропавловской крепости. Восставшие полки должны были окружить Сенат и заставить его опубликовать «Манифест к русскому народу», в котором провозглашалось уничтожение самодержавия и отменялось крепостное право. Утром 14 декабря колонна Московского полка, предводимая А.Бестужевым, построилась в каре у памятника Петру I напротив Сената. Туда же прибыли гвардейский морской экипаж во главе с Н.Бестужевым, а также Гренадерский полк. На Сенатской площади оказалось более 3000 восставших. Но назначенный военным руководителем полковник С.Трубецкой проявил малодушие и на площадь не явился. Другие организаторы восстания действовали нерешительно. Новому царю Николаю I удалось окружить мятежников верными ему войсками в количестве 10000 тысяч.

Ряд полков готов был примкнуть к восстанию. На Сенатской площади собрались рабочие, ремесленники, дворовые, разночинцы. Многие из них сочувствовали восстанию. В сумерках положение на Сенатской площади стало критическим, и царь дал команду стрелять по восставшим из пушек. Солдаты, теряя убитых и раненых, побежали по льду через Неву. Восстание было разгромлено. В начале января 1828 года вблизи Белой церкви была разгромлена и другая попытка переворота – мятеж Черниговского полка, поднявшегося по приказу членов Южного общества Сергея Муравьева-Апостола и Михаила Бестужева-Рюмина. Николай I жестоко расправился с восставшими. Пятеро декабристов – Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Петр Каховский – были казнены, свыше ста сослано на каторгу в Сибирь, отправлено на Кавказ на войну с горцами.

Декабристы в культурной жизни России и их бытовое поведение как историко-психологическая категория

Многие декабристы были поэтами и писателями, они оставили достаточно разностороннее и богатое литературное наследие, по которому мы можем судить о том, в какой мере они участвовали формировании русской литературной традиции. Творчество декабристов пронизано романтической устремленностью к лучшему будущему страны, четкой ориентацией на идеальную высоту их героев, что явилось основой формирования знаменитой русской триады: добро, истина, красота. Именно этот идеал ознаменовал развитие русской литературы XIX века как специфическое художественное явление. В числе участников декабристского движения, профессионально занимавшихся литературой, - несколько крупных писателей и поэтов: К.Рылеев, В.Кюхельбеккер, А.Одоевский, А.Бестужев, П.Катенин, Ф.Глинка, Н.Бестужев и др. Литературно-театральным филиалом Союза Благоденствия служил кружок «Зеленая лампа», известный по участию в нем Пушкина. Писатели-декабристы в значительной мере подчинили своему влиянию наиболее крупное литературное объединение своего времени – Вольное общество любителей российской словесности. Литературным органом Северного общества был альманах К.Рылеева и А.Бестужева – «Полярная звезда».