Расщепленный позвоночник
Я включил это явление в свой список только потому, что многие люди полагают, будто оно является причиной болей в спине. Недоразумение основано на неправильном применении термина, поскольку само по себе это состояние не является болезненным или опасным. Существуют и крайние его формы, но встречаются они очень редко и для их обозначения используется другой термин.
На ранней стадии эмбрионального развития позвоночник и спинной мозг имеют форму двух плоских узких вытянутых лепестков в районе будущей спины. По мере развития эмбриона лепестки эти сворачиваются в две трубки — одна внутри другой. Иногда внешняя трубка, из которой формируются кости позвонков, захлопывается не до конца, и в ней остается разрыв, через который есть доступ к спинному мозгу. Наиболее крайние случаи выявляются сразу после родов, поскольку при таком дефекте спинной мозг младенца и нервы выпирают под кожу. Состояние такое называют менингомиелоцеле. В слабовы-раженной форме это явление наблюдается, как правило, в каком-нибудь одном позвонке, причем щель в нем бывает настолько узкой (1—2 мм), что существование ее иногда устанавливается только спустя многие годы, когда по какой-то причине проводится рентгеноскопия позвоночника. Щель эта бывает заполнена плотной фиброзной тканью, и позвоночник функционирует нормально. Столь мелкий дефект не бывает причиной болей в спине.
Спондилит
Спондилит — это воспалительный процесс в позвоночнике, вызванный инфекцией или химическим раздражением. Если причиной воспаления является какая-то бактериальная инфекция, иногда его называют остеомиелитом позвоночника. Химическое раздражение может возникнуть вследствие проведения тестов, таких, как дискография, применяемая с целью диагностирования болей в спине. Инфекция может быть осложнением после хирургической операции, последствием травмы спины или вторичным явлением в результате первичного инфицирования какого-то другого органа.
Каким бы ни был источник неприятностей, воспаление и инфекцию обычно лечат антибиотиками, покоем, а иногда бандажом или корсетом, иммобилизующим позвоночник. Изредка делают хирургическую операцию, чтобы очистить инфицированное место, снять давление или замкнуть пораженный сегмент.
Спондилолистез
Это не заболевание, а механическое состояние, суть которого — смещение одного позвонка относительно другого. Диски никогда не смещаются, но, как ни странно, с позвонками такое изредка бывает. Это может произойти в результате пяти причин: какой-то дефект в суставной системе задней части позвоночника (состояние, называемое спондилолизом, которое будет описано ниже); врожденная аномалия в устройстве позвоночного сустава; крайние случаи изношенности ряда позвоночных суставов; серьезная травма; поражение позвонков, изменяющее их форму, — например, болезнь Педжета:
У подростков для восстановления правильного положения позвонка может потребоваться хирургическая операция. У взрослых легкие случаи лечат теми же методами, что и обыкновенные боли в спине. В тяжелых случаях, сопровождаемых болями, прибегают к хирургическому вмешательству.
Дегенеративный спондилолистез, вызванный сильным изнашиванием какой-то пары позвоночных суставов, является локальной версией описанного выше дегенеративного коллапсиру-ющего сколиоза. По невыясненным причинам дегенеративное смещение чаще всего отмечается у женщин старше 45 лет на уровне L4—5. Боли являются сочетанием типов 1, 2 и 4. Как и в случае со сколиозом, для снятия давления на защемленный нерв, вызывающий острые боли, может потребоваться хирургическое вмешательство.
Спондилолиз
Не следует путать его со спондилолистезом (хотя путают их даже врачи), поскольку спондилолиз является дефектом задней части позвонка, обычно поясничного отдела. Хотя причина возникновения этого явления точно неизвестна, полагают, что она является следствием незаросшего перелома, полученного в раннем детстве (до 5 лет). В результате появляется ненормальный разрыв между верхней и нижней частью сустава. Типичным симптомом являются перемежающиеся боли. Хотя спондилолиз может вызвать смещение пораженного позвонка (спондилолистез), это осложнение вовсе не является неизбежным. Да и сам несросшийся перелом далеко не всегда вызывает боли в спине. У населения в целом спондилолиз отмечается примерно у каждого десятого. У коренных обитателей острова Баффинова Земля в арктической части Канады этот показатель достигает 50% — возможно, потому, что тамошние малыши очень часто падают на лед.
На протяжении всей этой книги я исхожу из предположения, что вы, читатель, страдаете не от каких-то редких заболеваний, перечисленных выше, а от наиболее распространенных типов болей в спине. Разумно предполагать именно это. И если мое предположение верно, уверяю вас, что вы не только находитесь в большой компании, но и являетесь счастливчиком, если можно назвать счастливчиком человека, у которого болит спина. Хотя я не собираюсь отговаривать кого-то от посещения врача, мне хочется подчеркнуть, что самостоятельно проводимые процедуры, описанные в этой книге, могут оказаться единственным лечением, необходимым вам, чтобы до конца жизни держать проблемы своей спины под контролем.
Неужели это все от головы?
За свою жизнь я повидал немало необычных пациентов, но не было среди них никого более эксцентричного, чем человек, которого я буду называть Ральф.
В свои 35 лет Ральф страдал от обычной боли в спине и облегчал свое состояние непрерывным пребыванием в постели. В этом нет ничего странного. Но Ральф, видите ли, был профессиональным писателем. К тому времени, как я с ним познакомился, он полностью погрузился в свои проблемы и связанную с этим необходимость работать лежа в постели — настукивать текст на компьютере и так далее. Он сам спроектировал и собрал сложную раму, поместил в нее компьютер и подвесил ее над кроватью, чтобы иметь возможность творить, лежа на спине.
Мне не довелось увидеть его изобретения, но, судя по авторскому описанию, в его проектирование и сооружение было вложено немало усилий и смекалки. Если бы он посвятил хотя бы половину истраченного времени и энергии упражнениям для спины, то смог бы вести нормальный образ жизни, совершенно или почти не испытывая болей.
По-видимому, ему этого вовсе не хотелось. Он необычайно гордился своим хитроумным приспособлением и был доволен принятой на себя ролью жертвы неизлечимой болезни, прикованной к постели.
Не знаю, зачем Ральф явился ко мне на прием, разве что для получения медицинского одобрения своего смехотворного «решения» вполне заурядной проблемы. Во всяком случае, как только я предложил более рациональный подход, Ральф был потерян для меня как пациент. Больше я его никогда не видел, но он остался в моей памяти необычайно ярким примером того, каким образом эмоциональная реакция на болезнь спины может заблокировать все попытки применения разумных методов лечения.
Даже у пациентов, реагирующих на боль гораздо сдержаннее, чем Ральф, всегда отмечается эмоциональный элемент, который нужно принимать во внимание наряду с элементом физическим. В предыдущих главах мы подробно рассмотрели физические аспекты проблемы. Теперь пора прояснить роль, которую могут сыграть в развитии спинных болей эмоции.
Думаю, большинство людей согласятся с тем, что сознание и тело тесно взаимосвязаны. Все знают, например, что физическое заболевание способно вызвать эмоциональное расстройство, а позитивное эмоциональное отношение играет важную роль в ускорении процесса выздоровления и восстановления. Однако я обнаружил, что многие люди, страдающие от болей в спине, не понимают или не полностью сознают, в какой степени их эмоции влияют на их боли.
Когда вы чувствуете укол боли в спине, первая ваша реакция может быть физической, в форме мышечного спазма. В других случаях она может принять эмоциональные формы, выразившись в чувстве тревожности или страха. Конкретная эмоциональная реакция зависит от конкретной личности. Но к какому бы типу личности вы ни относились, реакция проявится обязательно. Хронические боли в спине никогда не носят чисто физического характера. Ваша эмоциональная реакция, пусть даже не обязательно сформулированная словесно, может быть несложной и очевидной, вроде: «Гляди-ка, опять у меня спину прихватило!» Эти эмоции, в свою очередь, инициируют мышечный спазм, вызывающий мышечную боль, которая запускает новый этап мышечных спазмов и вызывает дополнительное чувство тревожности. Так оно и идет — не по замкнутому кругу, а по раскручивающейся спирали, где с каждым витком физический и эмоциональный элементы становятся все более ярко выраженными.
Подобный стереотип присущ отнюдь не только болям в спине. Тревога может отяготить почти всякое физическое расстройство, и наоборот. Чувство подавленности — это обычная реакция, скажем, при сердечных заболеваниях, способная настолько подавить восстановительные процессы, что некоторые врачи отказываются от хирургических операций до тех пор, пока у пациента не восстановится моральное состояние. Я убежден, однако, что при болях в спине эмоциональный элемент действует еще более деструктивно, чем при любых других недомоганиях, поскольку мифы и недоразумения, о которых мы говорили в главе 1, являются источником тревог и страхов, совершенно непропорциональных серьезности физического аспекта проблемы. Такие эмоции могут стать мощными разрушительными силами, если мы дадим им волю.