Смекни!
smekni.com

Ерра-книжный (стр. 24 из 50)

В действительности же никакого лечения не существует, и ни я, ни кто-нибудь другой из моих коллег ничего не сможет сделать до тех пор, пока пациент не начнет играть активную роль и, что еще важнее, возьмет ответственность на себя.

Если вы попали в когти хронического болевого синдрома, освобождение от него может оказаться одной из важнейших задач вашей жизни. Начните с сосредоточения своего внимания на чем-то другом, помимо боли. Попросту забыть о ней невоз­можно, и что-то должно занять ее место. Вообразите себе красивое поле, поросшее сочной травой, а над ним — летнее неб Посередине поля возвышается небольшой холм, а на его вершин стоит великолепная белая лошадь. Закройте глаза и про чувствуйте эту картинку. А теперь сделайте то же самое, но без лошади. Поле есть, холм есть, а лошади — нет. Не думайте о лошади. Ну что, ничего не получается? Чем больше вы старае­тесь не думать о лошади, тем отчетливее она прорисовывается. Представьте, что в следующий раз вам предложат точно так же перестать думать о боли.

Теперь нарисуйте мысленным взором то же самое поле и холм, на верхушке которого стоит большой серый слон. Тогда другое, животное (как там оно называлось?) сразу исчезнет. Вы изменили, точку приложения своего внимания.

Определяйте себе физические цели, не имеющие отношения к боли. Сосредоточьтесь на том, сколь долго вы можете пройти пешком, сколь долго вы можете просидеть на месте или какой вес вы способны поднять. Цель должна быть и реальной, и измеримой. Начните с такого уровня активности, который для вас терпим (неважно, если он окажется низким), и постепенно поднимайте планку до тех пор, пока не достигнете избранной цели. Постоянно записывайте свои достижения, то есть ведите дневник побед, а не поражений.

Мы в нашем институте убедились в том, что по мере улуч­шения функциональных возможностей организма боль может оставаться на прежнем уровне и даже усиливаться. Однако важно, чтобы она перестала быть в центре внимания. Мы при­нимаем боль как нечто реальное и неизбежное, но цель наша заключается в возможности функционировать, и оцениваем мы достижения именно в этой области. У пациентов, которые из­бавляются от хронических болей, переломный момент иногда наступает совсем неожиданно. Каким-то образом организм на­чинает сознавать, что возросший уровень активности стал не­совместимым с прежним болевым уровнем, — и боли прихо­дится отступить.

Направить вас на этот путь с шансами на успех — это мак­симум того, что может сделать врач. Остальное зависит только от вас.

Глава • 7

Поможет ли вам хиропрактик?

Рано или поздно многие из тех, кому докучают боли в спине, разочаровываются в своих врачах и отправляются за помощью к кому-нибудь другому.

Как правило, обращаются они к хиропрактикам или к дру­гим практикующим врачам, чьи теории и методики лежат где-то за рамками общепринятой медицины. Некоторые пациенты, в основном люди состоятельные (но иногда и менее зажиточ­ные), решают отправиться в какой-нибудь отдаленный уголок земного шара, где есть дорогие клиники и курорты. Какое бы лечение эти люди ни выбрали, их состояние улучшается до­вольно редко. Некоторым становится даже хуже, поскольку на фоне продолжающихся болей они к тому же чувствуют разоча­рование и жалеют о напрасных расходах.

Всякий, кто разуверился в обычных врачах, без труда найдет многообещающие альтернативы — остеопатов, хиропрактиков, гомеопатов, травников, рефлексотерапевтов и многих других. Остеопаты могут оскорбиться по поводу включения их в эту группу, так как в некоторых странах, в том числе и в Соединен­ных Штатах, они пользуются статусом врачей. Однако остеопа­тия действительно является альтернативой общепринятой меди­цине, и судя по тому, что мне известно об их системе образова­ния и применяемых методиках, остеопаты в большей степени, чем другие медики, полагаются на манипуляции. Тем не менее в рамках его практики остеопата можно, пожалуй, приравнять к семейному врачу. Расширяя свое образование, остеопат может получить и лицензию на проведение хирургических операций.

В последние тридцать лет в Северной Америке проблемами, связанными с болями в спине, все больше занимаются сторон­ники акупунктуры. Несомненно, на ранних стадиях некоторых видов острой боли акупунктура может быть очень эффективна, но постоянное ее использование при хронических состояниях совершенно неоправданно. Более того, этот немедикаментозный метод снятия боли породил кучу подражателей, приносящих еще меньшую пользу. Электроакупунктура, лазерная акупунктура и акупрессура являются «усовершенствованными» методиками, способными отвлечь больных от методов менее впечатляющих, но наверняка более полезных.

Что касается Северной Америки, то акупунктура была «от­крыта» в начале 1970-х годов обозревателем «Нью-Йорк таймс» Джеймсом Рестоном. Когда он был в командировке на Востоке, китайские врачи удалили у него аппендикс, используя вместо анестезии акупунктуру. Как каждый приличный журналист, Рестон детально живописал свои переживания. Чуть ли не мгновенно древнее искусство акупунктуры стало в Северной Америке последним криком моды. Любопытно, что по мере раз­вития культурного обмена с Западом китайские врачи соверши­ли похожее «открытие», узнав о современных методах анесте­зии, причем многие из них признали акупунктуру методом ус­таревшим.

С моей точки зрения, акупунктура является одним из методов, позволяющих снять или облегчить острые кратковременные боли. И тут возникает очень важный момент, часто вызывающий недоумение. Дело в том, что акупунктура — всего лишь способ облегчения боли. Ни один человек, всерьез практикующий аку­пунктуру, не решится заявить, что эта методика хоть что-то вылечивает, то есть решает какие-то структурные проблемы или вызывает в организме физические изменения к лучшему.

Судя по всему, введение в тело игл стимулирует выработку организмом особых гормонов, называемых эндорфинами, кото­рые являются натуральными опиатами, то есть болеутоляющи­ми средствами, схожими с морфином. Существование эндорфи-нов было выявлено лишь в середине 1970-х годов, и пока никто не может сказать, к чему нас приведет это открытие. Зато мож­но уверенно сказать, что ни разу не было продемонстрировано полезного воздействия акупунктуры при долгосрочной терапии болей в спине.

Рассуждая более широко, я автоматически отношусь со скеп­сисом к любым утверждениям насчет того, что обычные боли в спине можно навсегда облегчить (не говоря уже о том, чтобы вылечить) каким-то единственным методом. Одно дело сказать, как это делаю я, что естественное исцеление всяких обычных болей в спине должно сопровождаться временным воздержани­ем от ряда действий, осторожным использованием упражнений и выработкой правильной осанки. Совсем другое дело заявлять, что какие-то ручные манипуляции, минеральные ванны, настои трав или инъекции смогут сделать ваш позвоночник здоровым, независимо от того, что у вас было не в порядке: сплющился диск, износился сустав или защемился нерв. В обычных болях в спине нет ничего загадочного, однако они могут быть осложнены, и различные их формы, естественно, требуют различных методик лечения.

Не говоря уже об однобоком подходе к лечению, сторонники альтернативных мер часто лишены и способности и ресурсов, которыми обладают хорошие медики. В этом отношении американские остеопаты являются исключением, а вот хиропрактики — нет. В отличие от членов традиционного медицинского сообщества, хиропрактики почти никогда не имеют хирургического опыта и слабо знают анатомию. Они не знакомятся с текущими результатами медицинских исследований. Являясь обособленным кланом, они варятся в собственном соку своих теорий, которые не способны породить какие-либо новые идеи (можно назвать это «самоопылением»), в то время как медики традиционных направлений широко консультируются и обмениваются идеями с представителями иных специальностей.

Принято думать, что хиропрактики умеют и диагностировать и лечить проблемы позвоночника, однако часто отмечается не­правильное использование ими рентгенодиагностики, а их пред­ставления об анатомии позвоночника явно ненаучны. Я знаю хиропрактика, который массировал шею пациента, пытаясь выправить его косоглазие, хотя никакой связи между нервами и мышцами шеи и глазами быть не может.

Кроме того, некоторые хиропрактики лечат детей, страдаю­щих воспалением среднего уха, проводя над их шеей манипуляции или, как они это называют, «устанавливая» ее. При вос­палении среднего уха инфекция сосредоточена в замкнутой костной полости внутри черепа, и ее первичной причиной является особая бактерия. Тем не менее вас пытаются заставить поверить в то, что, подергав ребенка в течение нескольких секунд за шею, можно вылечить эту болезнь. Получается что если ребенок будет проделывать те же движения в школе или дома, кивая в ответ на заданный вопрос или оборачиваясь во время игры в пятнашки, то это не возымеет лечебного эффекта. Звучит довольно глупо и могло бы быть даже смешно, если бы некоторые родители искренне не верили в то, что покручивание шеи заменит антибиотики, а иногда и хирургическую операцию, необходимую для обеспечения оттока гной­ных выделений.

Если вы отправитесь с больной спиной к хиропрактику, он почти наверняка сделает рентгенограмму позвоночника, причем часто только в одной проекции, в направлении от груди к спи­не, как будто у вас плоский, двухмерный позвоночник. Глядя на фотографию, вы не можете определить, сделана ли она на тонкой бумаге или наклеена на толстый картон; повернув фото­графию к себе ребром, вы вообще не видите ничего, кроме прямой линии. Так или иначе, вы не получаете адекватного представления о предмете, изображенном на фотографии. Те же ограничения встречает и хиропрактик, полагающийся на рентгенограмму, сделанную в одной проекции.