Смекни!
smekni.com

Ерра-книжный (стр. 28 из 50)

Через три недели она встала на ноги и была готова отпра­виться домой. Когда она, счастливая, выходила из нашего отде­ления без трости, ей было трудно найти слова, чтобы выразить свою благодарность. Возможно, эта женщина пережила то же самое «новое осознание радости бытия» и «самообновление», которое рекламировала клиника, находящаяся в ее родном шта­те, но только вместо 38 тысяч долларов, уплаченных женщи­ной, которая «успешно восстановилась» в 63 дня, наша пациен­тка уложилась в 21 день, потратив менее 4 тысяч долларов, включая расходы на лечение, проживание и билеты на самолет.

Какова мораль этой истории? Покупатель, будь бдителен. Но кроме этого, следует помнить, что не стоит всецело полагаться на «альтернативную» медицину. Контролировать и облегчать свои боли вы способны самостоятельно.

Главa • 8

Проходите на осмотр

Надеюсь, что некоторые читатели этой книги, следуя моим советам, добьются таких успехов, что визит к врачу по поводу спины окажется ненужным.

В то же время найдется немало страдальцев, которые в силу ряда причин нуждаются в профессиональной диагностике их проблем. Если вы относитесь к этим последним, вам следует иметь какое-то представление о том, что вас ожидает. Вы ока­жете и себе и врачу добрую услугу, если заранее будете готовы ответить на его вопросы и пройти все диагностические проце­дуры без ненужного беспокойства.

У каждого врача есть собственный стиль и свои любимые методики, однако описание моего обычного осмотра довольно типично и для осмотра у большинства других врачей.

Если вы явитесь ко мне с жалобами на боли в пояснице, я начну с серии вопросов, касающихся истории болезни и ваших повседневных привычек. Хотя вам, возможно, трудно поверить в это, такой простой нетехнологичный метод является наиболее важной и плодотворной стадией осмотра. Сначала я спрошу, где боль чувствуется острее — в спине или в ноге. (Пациентов, жалующихся на боли в шее, я попрошу сделать выбор между самой шеей и рукой). Почти у всех боль отмечается и там, и там, но обычно преобладает в каком-то одном месте, что позво­ляет мне сделать выбор между типами 1 и 2 либо типами 3 и 4. Затем я начну расспрашивать о деталях нынешнего приступа: насколько быстро он развивался и сколько длится. Мне нужно будет узнать, постоянные у вас боли или перемежающиеся. Вначале большинство людей отвечает, что у них постоянные боли, но если расспросить поподробней, почти всегда вспоми­наются краткие моменты в течение дня, когда боль отступает. Возможно, вы знаете какое-то удобное положение или можете развернуться так, что боль прекратится. Выяснение причины мимолетных периодов облегчения может оказаться исключи­тельно важным. Расспрошу я вас и о предыдущих приступах. От чего боли обострялись? Что, по-вашему, облегчало их? Мне нужно понять, каким образом боль отражается на вашей жизни, чему именно она мешает.

Кроме того, я поинтересуюсь общим состоянием вашего здо­ровья и некоторыми подробностями личной жизни: заболевани­ями в прошлом, перенесенными хирургическими операциями, болезнями родителей, подробностями трудовой деятельности, тем, как вы обычно проводите свободное время.

Вы поможете нам обоим, ответив на мои вопросы не только искренне, но и подробно. Недостаточно, к примеру, просто ска­зать, что у вас болят спина и ноги. Меня интересуют подробно­сти. Мне нужно точно знать, где ощущаются боли: только в бедре или простреливают до пальцев? Нет ли в ноге чувства онемения или покалывания, а может быть, ощущения жжения или холода?

Выслушав всю вашу историю, я получаю некоторое пред­ставление о причине болей. Теперь я подвергну выстроенную мной теорию проверке физическими методами. Я попрошу вас раздеться до нижнего белья и набросить на себя специальный халат для осмотра — с раскрытой спиной. Сам осмотр будет состоять из стандартной последовательности наблюдений и тес­тов, проводящихся в положениях сидя, стоя, стоя на коленях, согнувшись и лежа —• с различными вариациями. Весь осмотр займет не более пяти минут.

Если вы пробовали диагностировать себя так, как это описа­но в главе 4, то узнаете многие из описанных далее тестов. Для начала я попрошу вас в положении стоя продемонстрировать, как вы наклоняетесь вперед и откидываетесь назад. Я оценю ритм ваших движений и, что более важно, спрошу у вас, какое воздействие эти повторяющиеся движения оказывают на ваши боли. Часто для описания интенсивности боли я предлагаю оценить ее в баллах от 0 до 10, где 0 означает полное отсутствие болей. Боль, нарастающая по мере наклона вперед, говорит о наличии типа 1. Боль, усиливающаяся при повторных откиды­ваниях назад, говорит о типе 2. Боль, которая отмечается лишь при максимальных наклонах в ту или иную сторону и исчезает, когда вы стоите выпрямившись, вероятнее всего, свидетельству­ет об обычном растяжении.

Людей всегда удивляет, когда они узнают, что в большин­стве случаев этот ограниченный набор движений является един­ственной частью процедур осмотра, дающей положительные результаты. Остальные тесты дают отрицательные результаты, исключая наличие прямого давления на корешок нерва, то есть болей типа 3 или 4. Как вы помните, такие боли встречаются примерно в 10% случаев, но большая часть времени во время осмотра уходит именно на то, чтобы исключить или подтвер­дить их наличие.

Пока вы еще стоите, я попрошу вас десять раз подряд встать на цыпочки на обеих ногах, а затем по десять раз приподняться на носок левой и правой ноги поочередно. Таким образом выяс­нится, нет ли у вас защемления нерва, которое могло привести к ослаблению мышц одной из икр.

Потом я попрошу вас встать на колени на стуле и исследую рефлексы в ахиллесовых сухожилиях. Если есть разница в реф­лексах между левой и правой ногой, следует предполагать по­вреждение нерва.

Далее вы усядетесь на стул и поставите ступни ног на пол. Наклонившись, я крепко надавлю ладонью поочередно на каж­дую ступню, чтобы посмотреть, насколько вы способны сопро­тивляться моему давлению. И в этом случае я тоже буду искать намек на тип 3 или 4.

Кстати, при этом тесте невозможно симулировать слабость. Я, конечно, не предполагаю, что вы пришли ко мне в кабинет, чтобы заявить о наличии несуществующих болей. Такое делают считанные единицы. Зато довольно многие пациенты боятся, что некоторые их симптомы слишком слабы и незначительны и поэтому врач не заметит их при осмотре. Чтобы этого не про­изошло, они преувеличивают симптоматику. Мне хочется посо­ветовать вам не делать этого из-за возможности негативных последствий. Врач, заметивший, что вы что-то преувеличиваете, заподозрит полную симуляцию и действительно может проиг­норировать то, что вас по-настоящему беспокоит.

Но в любом случае в описываемом мною тесте с нажатием ступней вам не удастся обмануть меня. Я выявлю наличие или отсутствие мышечной слабости. Если стопа и в самом деле ослаб­лена, то под давлением, направленным сверху вниз, она покорно прогнется. Если стопа в норме, вы не сумеете симулировать такое пассивное движение. Либо вы ее мгновенно расслабите, либо бу­дете ослаблять мышечное напряжение рывками. И то, и другое опытный специалист почувствует мгновенно. Вообще хороший специалист умеет перепроверять факты, выявленные им. Люди, пытающиеся дезинформировать врача, могут обмануть в одном тесте, но провалятся в другом, поскольку не знают, какие резуль­таты разных тестов должны совпадать, а какие — различаться.

Далее вам придется встать лицом к смотровому столу и на­клониться вперед, положить на его поверхность предплечья. Теперь я буду прощупывать пальцами мышцы вашей спины и позвоночные отростки в поисках деформаций, аномальных из­гибов и спазмов мышц. Хотя я буду действовать осторожно, возможно, вы решите дать мне знать словами, постанываниями или подергиванием мышц, что я напал на больное место. Кста­ти, такие больные места не всегда являются первичными источ­никами боли. С тем же успехом они могут быть точками ирра-диирующих болей, то есть болей, реальный источник которых находится в ином месте.

Я упоминал о концепции таких болей в ходе нашей лекции по анатомии. Это общепризнанное явление. Мы знаем, что иногда при сердечном приступе боли сильнее всего ощущаются в левой руке. Это происходит потому, что нервы, обеспечиваю­щие работу сердца, далее направляются в руку. Когда сердеч­ная боль поражает этот отдел нервной системы, головной мозг не может выявить, в какой конкретно точке находится источник боли, и ощущает ее по всему тракту данных нервов. Неприятно­сти случились с сердцем — боль ощущается в руке. По тем же самым причинам расположение болезненных точек на вашей спине может оказаться не слишком важным.

Потом вы сядете на край смотрового стола, и я проверю коленные рефлексы, обращая внимание на то, есть ли разница между левой и правой ногой.

Теперь настало время лечь на стол лицом вверх, чтобы я мог исследовать ваши бедра. Вначале вам придется подтянуть колени к груди, а затем осторожно развести ноги, чтобы проверить, как работают на вращение тазобедренные суставы. Если в первом или во втором случае будут отмечены типичные для вас боли, значит, надо искать их причины не в позвоночнике, а в районе бедер.

Но вернее всего, мы перейдем к следующим тестам, выявля­ющим раздражение какого-нибудь нерва. Вы будете продолжать лежать на спине, а я приподниму вашу выпрямленную ногу, чтобы посмотреть, не вызовет ли это движение типичную боль, появляющуюся на задней поверхности бедра и достигающую ступни. Возможно, я надавлю на подколенную впадину в том месте, где седалищный нерв расположен поблизости от кости. Если раздражен данный нерв, дополнительное давление пальца увеличит уровень типичной боли, распространяющейся вверх или вниз от этого места.

Кроме того, я проконтролирую нормальную функцию нервов, нанеся ряд легких уколов в различные части ног и проверив силу тех мышц, которые до сих пор еще остались непроверенными.