Смекни!
smekni.com

Ерра-книжный (стр. 31 из 50)

Миелография

Миелография, подобно томографии, вышла из обихода во многих научных центрах, где исследуются проблемы позвоноч­ника, и на смену ей пришли методики компьютерной томогра­фии и ядерного магнитного резонанса. Тем не менее она оста­ется образцом, в сравнении с которым оцениваются другие ме­тодики исследования нервной системы. Миелография использует рентген в сочетании с введением контрастного, то есть непрозрачного для лучей, вещества.

Исследование начинается с инъекции такой жидкости в обо­лочку, окружающую спинной мозг и корешки нервов. Пациент лежит на столе, наклон которого можно менять, и по мере того как делаются очередные рентгенограммы, стол наклоняется то вперед, то назад, так что введенный материал медленно расте­кается вдоль позвоночника, заполняя пространства, окружающие каждый нерв. Жидкость на снимках выглядит белой, а те места, где ее проходу препятствуют наросты или раздувшиеся диски, проявляются темными пятнами. Самих дисков на миелограмме не видно, но косвенным образом на ней хорошо про­рисовывается дефект дисков, оказывающих давление на оболоч­ку нервов.

Метод этот не является безошибочным. Он может показать дефект диска, который на самом деле не является причиной ваших болей. В других случаях вспученный диск может не выявиться на миелограмме, поскольку он оказывает давление на нерв в той части оболочки, куда вообще не проникла контра­стная жидкость. Миелограмма всегда показывает норму в слу­чаях болей типа 1 и 2, так как при них не отмечается защемле­ния нервов.

Миелографией следует пользоваться очень осторожно. У не­которых людей она вызывает головные боли, обычно проходя­щие после суток пребывания в постели. Тем не менее такие головные боли могут затянуться и ощутимо мешать человеку в течение неопределенно длительного периода времени. Справед­ливо или несправедливо, но некоторые пациенты обвиняют миелографию в ухудшении своего состояния. Даже если это несправедливое обвинение, для пациента, который верит в его справедливость, возникает проблема.

Я уверен, что миелографию не следует использовать как по­вседневный метод диагностики, за исключением тех случаев, когда состояние пациента не может быть диагностировано ме­нее радикальными методами. Очень полезной она может ока­заться при выявлении точной локализации защемленного ко­решка нерва перед хирургической операцией у пациента, стра­дающего болями типа 3 или болями типа 4 с преобладанием боли в ноге. В общем и целом, тому, кто не собирается на операцию, миелография не нужна.

Дискограмма

Это еще один метод использования рентгеноконтрастной жидкости. В данном случае, однако, материал вводится прямо в диск, а результат теста оценивается по болевой реакции па­циента, а не по рентгенограмме. В нормальном диске инъеци­рованная жидкость удерживается и на рентгенограмме выглядит пятном миндалевидной или чечевицеобразной формы, расположенным посередине между соседними позвонками. Если же диск разорван или сильно изношен, инъецированная жидкость быстро вытекает из него и исчезает.

Это болезненный тест. Анестезия при нем не используется, а заключение врача базируется, главным образом, на способности теста воспроизводить типичный для пациента вид боли. Мне кажется, такой сомнительный ответ не является достаточным доказательством того, что мы выявляем при этом истинный источник боли.

Кроме того, тест трудно проводить: иглу следует ввести точно в нужное место конкретного диска, а затем следует задавать пациенту очень четко сформулированные вопросы. Широко распространенное недоверие к данному тесту объяс­няется и тем, что рентгенограмма может показать поврежденный диск, не вызывающий болей, или наоборот — нормальный диск, дающий при этом набор симптомов.

Инъекция в корешок нерва

Цель этого теста — выяснить, какой из нервных корней яв­ляется виновником болей в ноге. Смешиваются контрастная жидкость и местный анестетик, и эта смесь вводится в корешок, находящийся под подозрением. На экране рентгеновского аппа­рата появляется изображение, подтверждающее, что инъекция сделана в нужный корешок нерва. Анестетик, естественно, дела­ет этот нерв нечувствительным на всем его протяжении, поэто­му при исчезновении боли врач может быть более или менее уверен, что обнаружил источник неприятностей.

Проблема состоит в том, что находящиеся по-соседству ко­решки нервов частично взаимоперекрывают функции друг дру­га. Вместо того, чтобы точно указать на корешок, который яв­ляется источником боли, тест может бросить подозрения на «невиновного», который всего лишь передает сообщение своего соседа о боли.

Суставные инъекции

Этот метод, основанный на том же принципе, что и предыду­щие, и использующий ту же смесь веществ, помогает выяснить, какой именно сустав вызывает боль. По моему мнению, он более точен, чем инъекции в корешки нервов, хотя и при нем может случиться та же путаница и возникнуть тот же самый вопрос относительно первичного источника болей. Однако и выявление источника болей не решает проблему следующих шагов. Если нет очевидной нужды в хирургической операции (а подобная нужда возникает редко), наиболее разумно применить консерва­тивные методы. А в таком случае не очень важно, какой именно сустав вызывает боль, так что тест попросту не нужен.

Некоторые врачи добавляют в состав смеси стероидные гор­моны, чтобы снять воспаление в суставе и облегчить симпто­матику. Идея кажется великолепной, но доказательств того, что эта процедура дает устойчивый положительный эффект, пока нет.

Сканирование с помощью компьютерной томографии

Компьютерная томография, или, строго говоря, метод компь­ютеризированной аксиальной томографии, является хитроум­ным способом использования рентгеновских лучей. Впрочем, сказать так — это все равно что сказать: космический челнок является усложненной машиной для полетов.

По сравнению с компьютерной томографией изображения, получаемые при обычной томографии, выглядят рисунками пе­щерного человека. Обычная томограмма делает десяток-другой снимков костей спины, но их интерпретацией должен занимать­ся человек. Компьютерный сканер на основе этих множествен­ных снимков сам создает картинку поразительной точности, которая легко читается.

Главное достоинство компьютерного сканера состоит в том, что его компьютер умеет выявлять тонкие различия в последо­вательных рентгенограммах — различия, которые не способен выявить человеческий глаз. Установив различия, компьютерный томограф затем акцентирует их пропорционально исходному уровню, так что их можно видеть невооруженным глазом. Практически это значит, что компьютерный томограф не только не имеет ограничений по выявлению костных структур, но мо­жет отображать и мягкие ткани. На компьютерном изображении можно разглядеть мембраны, окружающие нерв, и даже разли­чить внутреннюю структуру спинного мозга.

Компьютер-томограф, «строя свои умозаключения», может продемонстрировать даже то, чего не видел. К примеру, на эк­ране можно получить вид сбоку в такой проекции, которую совершенно невозможно получить при обычной рентгенографии. Делается это на основе нескольких снимков, приведенных во фронтальной проекции на разных глубинах. Выявляя и «за­поминая» мелкие различия при разных экспозициях, компьютер может изобразить — действуя дедуктивным методом — картин­ку, которая получилась бы при реальном рассмотрении объекта сбоку. Компьютер может даже создать, трехмерное изображение позвоночника.

Компьютерное сканирование имеет свои ограничения, и по­тому иногда его используют в сочетании с миелографией. Как при обычной миелографии контрастный материал заполняет пространство вокруг корешков нервов. Однако компьютерный томограф не просто отображает на экране дефекты заполнения пространства — он действительно показывает диск, вызываю­щий давление. Именно это иногда не удается сделать, исполь­зуя одну только миелографию. Компьютерная томография в союзе с миелографией значительно приблизилась к идеалу ди­агностики, но, тем не менее, не достигла его. И тут на сцену вышел метод ядерного магнитного резонанса.

Метод ядерного магнитного резонанса

ЯМР может дать изображения, недоступные даже для компь­ютерной томографии/миелографии.

При использовании этого метода тело человека помещают в мощное магнитное поле, интенсивность которого в тысячи раз превышает интенсивность поля Земли. Когда вы лежите в узком рабочем отсеке этой машины, молекулы вашего тела выстраива­ются по линеечке, как те железные опилки, которые нам демон­стрировали в школьном опыте по физике. Когда эта ситуация стабилизируется, на ваше тело направляют мощный радиоим­пульс, на короткий момент выбивающий молекулы из равнове­сия (эффект схож с тем, который наблюдается при ударе по вращающемуся волчку: волчок в этом случае вначале активно раскачивается, но постепенно возвращается в устойчивое верти­кальное положение). Вновь выстраиваясь в стройные ряды, мо­лекулы организма испускают слабые электрические сигналы. Компьютер, настроенный на частоту водорода (эта частота выб­рана потому, что данный элемент в больших количествах со­держится во всех органах, а его излучения легко выделить), записывает каждый такой разряд, отмечая его интенсивность и местоположение, а затем на основе анализа разрядов синтезиру­ет изображение. В результате головоломных математических вычислений появляется картинка вашего тела, нарисованная содержащимся в нем водородом. (Два атома водорода и один атом кислорода создают молекулу воды, поэтому можно счи­тать, что на самом деле это картина содержащейся в организме воды.) Результат похож на рентгенограмму, но на самом деле картинку генерирует компьютер — как те картинки Юпитера, которые посылал на Землю «Вояджер-2».