Смекни!
smekni.com

Ерра-книжный (стр. 4 из 50)

Эта теория детской травмы не имеет под собой никаких ме­дицинских оснований, однако я могу понять, почему люди с такой готовностью верят в нее. Если у вас появилась боль в спине, естественно предположить, что спина травмирована. Большинство людей пытаются в точности выяснить, где и ког­да. Им без труда удается выкопать воспоминания о каких-ни­будь подходящих к случаю инцидентах. С каждым из нас про­исходили в детстве крупные и мелкие несчастья, выглядевшие в свое время, может быть и не без оснований, весьма серьезными: падение с велосипеда или с крыши гаража; прыжок в слишком мелкий плавательный бассейн; лобовое столкновение на игро­вом поле. Если какая-то старая травма время от времени беспо­коит вас в течение многих лет, тогда она и в самом деле может иметь какое-то отношение к возникшей в последнее время боли. Однако не существует таких вещей, как серьезная костная или суставная травма, которая дремлет годами, а затем вдруг не­ожиданно вспыхивает. Вам может казаться, что именно это слу­чилось с вашей спиной, но в действительности нынешняя боль должна иметь какую-то иную причину.

«Должно быть, это и впрямь серьезно: боль просто невыносима».

Вот еще один факт, в который людям трудно поверить: су­ществует очень мало общего между реальной тяжестью пробле­мы и уровнем боли, которую она вызывает. Ряд серьезных не­домоганий сопровождается всего лишь слабой болью. И напро­тив, вы можете чувствовать пронзительную боль из-за кратковременного расстройства, не угрожающего вашему здо­ровью. Хорошим примером может служить состояние, назы­ваемое спастической кривошеей. Кривошея — это форма мы­шечных спазмов, вызывающая резкую стреляющую боль при малейшем движении головы. Однако никакого вреда она не приносит, обычно исчезает через несколько дней и может более никогда не вернуться.

«То, что у меня боли в спине, — это само по себе плохо, но я боюсь, что они распространятся по всему телу и в конце концов меня парализует».

Это было бы ужасной перспективой, если бы она была реальной. Возможно, вы относитесь к тем людям, которые представляют, будто ваша спинная проблема является каким-то зловещим заболеванием, постепенно расползающимся по всей спине, а затем переходящим на руки и ноги. К счастью, боли в спине не имеют с этим ничего общего. Часто боль в спине отдается в ноги. Однако сама причина боли почти на­верняка находится в небольшой части позвоночника, воз­можно, в диске или в одном из маленьких суставов. Вероятнее всего, это чисто механическое явление, сравнимое с изнаши­ванием или повреждением какой-то части двигателя. Такое изнашивание мешает нормальному функционированию спины и выражается в виде боли. Часть дополнительной нагрузки переносится на соседние диски и суставы, однако механи­ческая неисправность не распространяется подобно заразной болезни. Напротив, при правильном уходе и применении уп­ражнений изношенная часть может восстановиться, а боль — исчезнуть.

На самом деле ваши перспективы более благоприятны, чем вам кажется. По статистике, в пожилом возрасте боли в спине становятся менее частыми. Я нередко сравниваю позвоночник пациента с машиной, чтобы проиллюстрировать то. каким образом износ частей может нарушить нормальное функционирование. Однако в отличие от старого автомобиля ваша спина обладает способностью к самовосстановлению, и это, в общем-то, и происходит с большинством людей, которые испытывают боли в спине в зрелые годы. Чаще всего механические боли в спине отмечаются в 40 с небольшим лет, хотя проблемы могут начаться еще в юности. Боли эти, как правило, эпизодически появляются на протяжении всей жизни, учащаясь в среднем возрасте. У женщин, похоже, есть второй пиковый период в возрасте под 60 лет. Однако и у мужчин и у женщин частота приступов падает с возрастом. Если вам удастся прожить достаточно долго, то вы переживете свою боль в спине. Конечно, нельзя полностью гарантировать, что вы окажетесь в числе тех, у кого наступит естественное улучшение, но статистика определенно на вашей стороне. Кстати, боли в спине являются серьезной экономической и социальной проблемой именно потому, что чаще всего они поражают людей в наиболее продуктивном возрасте, а не тех, кто ушел на пенсию или в отставку.

Естественный процесс исцеления занимает долгие годы и сопровождается уменьшением подвижности суставов и поте­рей роста. Конечно, в 70 лет уже нет той гибкости спины, которая свойственна подросткам. Зато, как правило, к этому возрасту боли в спине исчезают и она остается достаточно крепкой и подвижной, чтобы обеспечить все нужды даже са­мого активного престарелого гражданина. Я вспоминаю двух посетителей моих курсов, мать и дочь. Дочери было за 60 лет, а ее матери — 85. Дочь пришла на курсы из-за болей в спине, а мать составила ей компанию. «В ее возрасте меня тоже беспокоила спина, — пояснила мать, — но теперь все прошло».

«Мне всего тридцать шесть лет, а дела со спиной настолько плохи, что к шестидесяти годам я наверняка стану развалиной».

Я не утверждаю, что старым людям незнакомы боли в спине. Некоторые из них продолжают страдать. Однако таких мень­шинство, и боли их редко бывают вызваны механическими по­вреждениями, о которых я говорю на протяжении всей этой книги. У престарелых людей боли в спине чаще всего связаны с сужением позвоночного канала, через который проходит спинной мозг, или с такими состояниями, как остеопороз — ослабление костей из-за потери их нормальной структуры, что делает позвоночник более подверженным переломам. (Эта и другие более редкие причины болей в спине рассматриваются в главе 5.)

«Мой муж говорит, что я просто выдумываю эту боль, и я начинаю задумываться: может быть, он прав?»

Всякая боль реальна. Если вы чувствуете боль, значит, боль есть. Вы не «выдумали всю эту чепуху». В то же время спра­ведливо и то, что ваши эмоции способны стать причиной до­полнительного беспокойства и даже вызвать приступ боли. Пе­режив однажды боль в спине, невозможно никак не реагировать на нее эмоционально. Сам факт того, что вы боитесь этих бо­лей, может сделать их более интенсивными, чем при отсутствии этого страха.

Кроме того, ваши эмоции могут стать причиной приступа болей благодаря своему влиянию на общий тонус тела. Все мы знаем, что определенные эмоции вызывают напряжение мышц всего тела. Такое происходит со всеми, независимо от того, есть у нас проблемы со спиной или нет. В моменты стресса наши мышцы напрягаются, и в особенности это относится к мышцам шеи и спины. Неудивительно, что вас так расстраивает вполне реальная боль в шее. Если диски или суставы вашего позвоночника изношены, мышечное напряжение, вызываемое отрицательными эмоциями, оказывает дополнительное давление на изношенные места, делая боль еще более интенсивной.

Каким бы образом ни были связаны ваши эмоции с болями в спине, неправильно и нечестно утверждать, будто «все это — только выдумки».

«У меня всегда болит спина до тех пор, пока я не найду себе подходящий матрац (кресло в офисе, автомобильное сиденье)».

В отличие от большинства неправильных утверждений, кото­рые я слышал от своих пациентов, вышеприведенное утвержде­ние появляется после того, как человек кое-что узнает об уходе за спиной, например, о наилучших позициях для сна, сидения, стояния. Давно сказано, что полузнание опасно; я, однако, об­наружил, что у пациентов с больной спиной полузнание выгля­дит глупо или скучно.

Один из моих пациентов — мужчина, который носится с проблемой автомобильного сиденья. Мы пытаемся разобраться с этим вместе. Какой установить наклон сиденья: 5 градусов или только 3? Я стараюсь втолковать ему, что он сам должен установить сиденье так, как ему удобно. Но ему этого недоста­точно: он все время настаивает на том, чтобы я выдал ему точную цифру. Что же, я говорю ему, что сиденье нужно устано­вить под углом в 6,5 или в 14 градусов — в зависимости от того, какое у меня в это утро настроение.

Мистер Сиденье постоянно покупает и продает автомобили в соответствии с его меняющимися представлениями о комфорта­бельном сиденьи. Независимо от того, какая модель выбрана, он подкладывает под зад несколько журналов. Он уверен в том, что я как специалист должен знать, на каком журнале ему бу­дет удобней — на «Тайм» или на «Плейбое». У этого человека явно навязчивое состояние, но я не могу сказать ему, что вся проблема является плодом его больного воображения. Вместо этого я позволяю ему продолжать в том же духе. Если он объявляет, что на этой неделе оптимальным был восьмиградус­ный наклон и три экземпляра «Спорте иллюстрейтед» под за­дом, я говорю: «Вы попали в точку».

Да и с чего бы мне спорить? Обозрев новейшую литературу в этой области, смею вас уверить, что медицинская наука еще не справилась с проблемой идеального автомобильного сиденья, идеального офисного кресла или идеального матраца. Некоторые кресла и матрацы получше других, но то, что прекрасно подходит одному, может оказаться неудобным для другого. В любом случае менее важно то, на чем вы сидите или лежите, чем то, каким образом вы сидите или лежите. Надеюсь, в один прекрасный день мне удастся довести это до сознания мистера Сиденье.

«Если проблемы с моей спиной и в самом деле серьезны, мне, видимо, предстоит хирургическая операция».

Почти всем своим пациентам я объясняю две важные вещи, касающиеся хирургии. Во-первых, только менее 2% людей с болями в спине могут как-то выиграть от хирургической опера­ции; 98 из 100 — включая и тяжелые случаи — больше выиг­рают от какой-нибудь комбинации физиотерапии, лекарств, уп­ражнений и правильных повседневных движений, то есть заня­тия правильных позиций в положении стоя, сидя, лежа и так далее.

Во-вторых, хирургия не является магическим решением всех проблем. Хирургия — это крайняя мера механического исправ­ления местного механического повреждения. Если данная про­блема локализована в одной конкретной точке, если она пра­вильно диагностирована и не поддается иным методам лечения (все эти три момента существенно важны) — вот тогда, воз­можно, хирургическая операция разрешит вашу проблему. Од­нако если боль локализована более чем в одной точке позвоноч­ника или если ее причина не конструктивна по своей природе, ни один хирург не сможет помочь вам, даже проведя искусную операцию. Он не может вырезать боль. Хирургическим путем можно скорректировать или улучшить только некое сугубо фи­зическое состояние.