Идея таких групп была подсказана временем. Программа моя быстро расширялась, вначале в рамках города Торонто, а затем и всей Канады, став Канадскими образовательными курсами. Медицинские центры Северной Америки и даже Австралии признали важность обучения пациентов, страдающих от болей в спине, тому, как следует справляться со своими проблемами, и программа начала расширяться.
Типичными для этих занятий были самые первые наши классы. Вас приглашали посетить серию полуторачасовых лекций, раз в неделю, в течение четырех недель. Первое занятие вел хирург-ортопед или другой специалист по опорно-двигательному аппарату, рассказывающий об анатомии, физиологии и патологии в аспекте распространенных болей в спине. На втором занятии физиотерапевт рассказывал об основах физиотерапии и об эффективности различных методов ухода за спиной, в том числе и об упражнениях. В третий вечер занятия вел психолог, который говорил о роли эмоций в возникновении и течении хронических болей, а также о стереотипах поведения на фоне проблем спины. Последнее занятие проводилось не в аудитории. Вы отправлялись в гимнастический зал, располагались там на полу, а потом психолог учил вас расслабляться, а физиотерапевт корректировал вашу осанку и показывал, как правильно выполнять упражнения.
Целью этой программы было дать вам новое понимание ваших проблем и их механизмов. Пройдя ее, вы получали основы тех знаний, которые изложены в данной книге.
Однако не всегда успех нам сопутствовал. Как-то раз в пятницу в шесть часов вечера ко мне в кабинет позвонила по телефону женщина и сообщила, что она только что «провалила» курс.
«И что вы теперь собираетесь делать со мной?» — требовательно спросила она. По возможности спокойно я повторил ей основные пункты программы, которую она должна была изучать на наших лекциях. А потом опять переложил ответственность на нее. Что она сама собирается делать дальше?
«Я полагаю, что исцелить меня способна только гидротерапия», — сказала она, явно игнорируя наш основной принцип, гласящий, что боль в спине не исцеляется.
Ясно, что эта женщина не желала слышать ни о каких шагах, которые она должна была предпринять сама, чтобы взять под контроль свою собственную боль в спине. Она не желала слышать о том, что гидротерапия лишь на время снижает остроту симптома. Поскольку ничто остальное ее не интересовало, я предписал ей гидротерапию.
Мое разочарование таким непониманием между пациентом и врачом привело к созданию Канадского института спины — наследника Канадских образовательных курсов. В сотрудничестве с преданными своему делу физиотерапевтами, как и я, убежденными в том, что активное участие пациентов необходимо для успеха, нам удалось открыть первую клинику института. Уже сформировавшаяся просветительная программа была дополнена оборудованием для тренировок и оценки функционального состояния организма. Так появилась альтернатива гидротерапии и другим пассивным формам кратковременного облегчения боли. У пациентов появилась возможность включиться в процесс лечения, возможность проводить под наблюдением специалистов упражнения и процедуры, помогающие контролировать боль.
Невозможно добиться полного успеха со всеми пациентами. Однако на каждого пациента, желающего получить легкие ответы на сложные вопросы и свалить задачу на кого-нибудь другого, приходятся десятки пациентов, извлекающих огромную пользу из самой возможности искренне и в полном объеме обсудить вопросы, касающиеся болей в спине и методов ее контроля.
Всякий непредубежденный человек может получить огромное чувство удовлетворения, обучаясь контролировать боль в спине и сознавая, что нет нужды бояться следующего приступа. Удовлетворение может стать еще более полным, если он обучается в составе небольшой группы таких же, как он, дружелюбно настроенных пациентов.
Говорят, что страдание любит компанию, однако я имею в виду отношения гораздо более теплые и человечные, чем предполагает эта поговорка. Если вы страдаете от болей в спине, то вас согревает сознание, что тысячи людей, живущих по соседству, прекрасно понимают, что вы при этом чувствуете, и что тысячи других людей уже усвоили те знания, которые вы здесь получаете, применили их на практике и теперь ведут нормальный образ жизни. Моральная поддержка, которую почти с самого начала оказывают друг другу члены таких групп, напоминают ту, которую можно наблюдать на собраниях общества анонимных алкоголиков.
Эта поддержка имеет и свои практические аспекты. Одна из моих пациенток, миниатюрная женщина (я назову ее Виолетта), жаловалась на то, что страдает от болей в спине всякий раз, когда садится за руль своего автомобиля. Ее автомобиль был старой моделью «веги» с педалями тормоза и газа, расположенными очень далеко. Садясь за руль, малютка Виолетта была вынуждена изо всех сил тянуться ногами вперед. В этом положении спина неизбежно прогибается назад и возникает боль. Я посоветовал ей обратиться к механику, чтобы он модифицировал педали, удлинив, скажем, их рычаги, что позволило бы ей не тянуть ноги, а держать их ближе к сидению. Она последовала моему совету, и с тех пор вождение автомобиля уже не сопровождалось у нее болезненными ощущениями.
Вскоре после этого на занятиях она услышала, как другая женщина в группе жалуется на боли в спине, начинающиеся в основном, когда она сидит за рулем своей «веги». «Это из-за педали газа!» — воскликнула Виолетта, вскочила со стула и бросилась к подруге по несчастью, чтобы поделиться своим опытом: где можно переделать педали, сколько это будет стоить и даже как зовут механика. Подобные эпизоды заставляют меня поверить в то, что занимающиеся получают почти такое же удовлетворение от помощи друг другу, как и от помощи себе.
Когда в группе преобладают такие настроения, процесс обучения начинает идти как бы сам по себе. Легче воспринимать и усваивать новую информацию и идеи, когда окружающие занимаются тем же самым. Слушатели Канадского института спины быстро осознают, что на занятиях они не просто разучивают серию шаблонных упражнений, но учатся понимать функционирование собственной спины, пользоваться ею и укреплять ее в соответствии с рядом простых, основанных на здравом смысле принципов.
Они быстро избавляются от ожидания каких-то магических тайн и мгновенных исцелений. Они с удовольствием отбрасывают ложные представления о «сместившихся» дисках и спинах, «вышедших из строя». Они учатся обращаться с больной спиной как с порезанным пальцем, которому нужно дать защиту и отдых, пока затягивается рана, а затем — побольше движений, несмотря на боль и потерявший подвижность сустав. Они заново оценивают то, каким образом их прежние врачи пытались им помочь. Как правило, они становятся более благодарными, склонными к сотрудничеству пациентами, чем были раньше.
Надеюсь, что моя книга окажет на вас то же воздействие, какое оказывают занятия в нашем институте на наших пациентов. Надеюсь, вы проникнитесь пониманием того, что именно вы должны взять на себя ответственность за собственную спину и ее проблемы и что, делая это, вы последуете примеру тысяч других людей с точно такими же проблемами.
Поскольку у многих из вас никогда не будет возможности лично явиться в Канадский институт спины, я составил список вопросов, которые чаще всего задают на занятиях, и привел ответы, которые вы, скорее всего, услышали бы.
Вопрос. Мой врач прописал мне таблетки, и я их принимаю. Но вы о них почти не упоминаете. Неужели вы не верите в
лекарства?
Ответ. Конечно, я верю в лекарства — для людей, у которых есть заболевания. Однако у вас нет заболевания в узком смысле этого слова. У вас болит спина, а болит она оттого, что стареет и изнашивается. Вполне оправданно вводить инсулин диабетикам и дигиталис сердечникам. Такие лекарства помогают при этих заболеваниях. Однако прием аспирина или чего-нибудь посильнее не излечит вспучившегося диска или изношенного сустава. Болеутоляющие средства, противовоспалительные препараты и даже миорелаксанты можно применять для кратковременного снятия болей, если сочетать их с соответствующими мерами физического характера. Но они не являются первой линией обороны. Они не способны решить данную проблему. Их следует использовать в случае необходимости, получив соответствующий инструктаж, воспользовавшись отвлекающими средствами и упражнениями. Таблеткам нет места в долгосрочной программе по борьбе с распространенными болями в спине.
Вопрос. Я знаю, что у меня есть лишний вес. Станет ли моей спине легче, если я его сброшу?
Ответ. Вероятно, нет, если вы просто сбросите вес, не предприняв одновременно никаких позитивных шагов. Лишний вес не может быть главной причиной болей в спине, хотя действительно создает две дополнительные проблемы: он мешает вам делать упражнения, которые помогли бы держать спину, в форме, и усугубляет боли, вызванные механическими нагрузками. Степень ухудшения не зависит только от количества лишнего веса, разве что вы перевалили за 135 кг. Боль более тесно связана с типом телосложения, тонусом мышц и с тем, каким образом вы приложили дополнительную нагрузку. У мужчин отчетливо выражена тенденция набирать вес в области живота. Женщины чаще набирают вес пониже и с противоположной стороны, где этот вес меньше влияет на позвоночник.