Смекни!
smekni.com

для сдачи кандидатского экзамена по философии. Брянск, 2003. 32 с. «Философия права» Гегеля (1770-1831) (стр. 3 из 5)

1 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2т., Т.2.-М.Д973.С.113. 2Тамже.С.П4.

3 Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. М.Д989.С.273.

4 К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Т.1. - М.,1955.С226.

5 Там же. С.232.

сделать его звеном в цепи развития идеи, - что представляет собой явную мистификацию»5.

Весьма любопытно Маркс показывает гегелевское соотношение идеи права и его понятия. «Понятие» является Богом-сыном в Боге-отце — «идее»; оно есть активный, определяющий и различающий принцип. «Идея» и «понятие» являются здесь получившими самостоятельное бытие абстракциями»1.

«Сущность определений государства усматривается не в том, что они -определения государства, а в том, что они могут рассматриваться в их абстрактнейшей форме, как логически-метафизические определения. В центре интереса здесь не философия права, а логика. Работа философии заключается здесь не в том, чтобы мышление воплощалось в политических определениях, а в том, чтобы наличные политические определения

улетучивались, превращались в абстрактные мысли. Не логика служит для обоснования государства, а государство — для обоснования логики».

Критикуя Гегеля, Маркс утверждает: «... вся философия права представляет собой только дополнение, вставленное в логику».

Все-таки следует Гегелю отдать должное, что сущностью права является «... понятие о природе свободы вне зависимости от того, что признано, от представления данного времени» . Основа права здесь определяется как духовно постигнутое бытие, как дух. Такое понимание права не есть всеобщий закон бытия, отчужденный от человека и внешний ему. Этой глубины гегелевской философии права не увидели, или, точнее, не хотели увидеть ни Маркс, ни Новгородцев, ни многие другие мыслители.

1 К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Т.1. -М.Л955.С.232.

2 Там же.С.236.

3 Там же.

4 Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. - М.Д978.С.119.

Поступательное движение понятия права есть развитие или осуществление последнего. В этом развитии право раскрывает свое содержание, а понятие развертывается в систему. Система права состоит из относительно самостоятельных «моментов», которые посредством «снятия» одного за другим, являются ступенями развития объективного духа в частности, и абсолютной идеи (духа) в целом. Такими ступенями на восходящей лестнице развития понятия права является: абстрактное право, мораль и нравственная действительность. Последняя в своем поступательном развитии проходит формы семьи, гражданского общества и государства.

Сам Гегель такое развитие видит следующим образом. «Воля... непосредственна, поэтому ее понятие абстрактно — личность, и ее наличное бытие - непосредственно внешняя вещь; это сфера абстрактного или формального права...

... идея в ее раздвоении или особенном существовании, право субъективной воли в отношении к праву мира и к праву идеи, сущей лишь в себе, - это сфера моральности;

единство и истина этих обоих абстрактных моментов - мыслимая идея добра, реализованная в рефлектированной в себя воле и во внешнем мире, так что свобода как субстанция существует как действительность и необходимость и как субъективная воля - это идея в ее в себе и для себя всеобщем существовании, нравственность.

Но нравственность есть также природный дух, семья; в своем раздвоении и явлении - гражданское общество, государство как всеобщая и объективная свобода, остающаяся в таковой и в свободной самостоятельности особенной воли. Это действительный и органический дух а) народа, проходя Ь) через отношение друг к другу особенных духов различных народов, с) получает действительность и открывается во всемирной истории как всеобщий мировой дух, право которого есть наивысшее»1.

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С. 93-94.

Система права как царство осуществлённой свободы, по Гегелю, представляет собой иерархию «особых прав». Каждая ступень саморазвития идеи свободы, и, следовательно, конкретизации понятия права, есть определённое наличное бытие свободы или, как говорил Гегель, - «свободной воли», а значит, и «особое право».

Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. Эти «особые права» даны исторически и хронологически одновременно, то есть в рамках объективного духа. Они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. Последующее «особое право» представляет собой его основание и истину. Следует отметить, что упомянутые «снятия» понятий являются, по мнению Л. Хейде, «центральными моментами «Философии права»: переход от моральности к нравственной жизни, а в пределах нравственной жизни -переход от гражданского общества к государству»1.

На вершине иерархии «особых прав» стоит право государства, государство как правовое образование, как наиболее конкретное право. Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.

Право как закон, то есть позитивное право является одним из «особых прав». Определяя право как закон, Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в его объективном бытие, то есть, определено для сознания

1 См. Хейде Л. «Сова Минервы»: об актуальности «Философии права» Гегеля // Вопросы философии. 1996.-№9.С138.

мыслью и известно как-то, что есть и признано правом как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право»1.

Различая право и закон, Гегель стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. «Представлять себе различие между естественным или философским правом и позитивным правом, таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, было бы совершенно неверным; первое относится ко второму как институции пандектам»2.

Гегель признаёт, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства; не всё, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в позитивном праве законно и правомерно. Однако в гегелевской философии права речь идёт не о противостоянии права и закона, а лишь о различных определениях одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. «То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом положительного права, является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу»3. По природе же позитивное право как ступень одного понятия права - разумно. Закон - это конкретная форма выражения права4.

Таким образом, в гегелевской философии права речь идёт о праве и законе в их развитой, то есть соответствующей их понятию форме. Тем самым вне границ такого философского или логика - понятийного анализа оказываются все остальные случаи и ситуации соотношения права и закона

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права.-М.,1990.С247.

2 Там же.С.62.

3 Там же.

4 См.: Нерсесянц B.C. Право и закон: их различие и соотношение // Вопросы философии. - 1988. - №5.С.34

(противоправное, антиправовое законодательство и т.д.) как ещё не развившиеся до идеи свободы.

Право в понимании Гегеля, - это одна из важнейших социокультурных форм, которая проходит в своём развитие несколько ступеней или фаз. В гегелевском учении тремя основными ступенями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственная действительность. Понятие права соответствует трём основным формам свободной воли.

Развитие свободы и, следовательно, права проходит три уровня:

1) на уровне абстрактного права свобода проявляется, как право владеть собственностью;

2) на уровне морали субъект права должен уже не только обладать собственностью, но и иметь развитое правосознание, уметь оценивать свои и чужие поступки с точки зрения справедливости и законности, иметь представления о мотивационных проблемах правонарушений и преступлений;

3) на уровне нравственной действительности личность должна выразить способность к жизнестроительству и правотворчеству, активно участвовать в деятельности гражданского общества и государства3.

Учение об абстрактном праве включает проблематику не только собственности, но и договора и неправды; учение о морали - умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственной действительности - семью, гражданское общество и государство.

Абстрактное право является первой ступенью в движение понятия права от абстрактного к конкретному. Понятие права здесь абстрактно или формально. В свете сказанного необходимо отметить первый признак современного правопонимания, то есть - его формализм. «Личность содержит вообще правоспособность и составляет понятие и саму

1 См.: Нерсесянц B.C. Различие и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. - М.,1973. С.42-43.

См.: Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия прва. Краткий словарь. - С. - Пб.,2000.С.332.

3 См.: Там же.

абстрактную основу абстрактного и потому формального права. Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц».

Свою реализацию свобода абстрактной личности находит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель философски обосновывает частную собственность и свою философию права он характеризует как «важное учение о необходимости частной собственности», ибо значение собственности заключается в том, что она является «сущим личности, внешней сферой её свободы»3. Предметом собственности может стать всё, что угодно, кроме того, что, по сути, не отчуждаемо4. Собственность по Гегелю, есть вступление во владение. Гегель различает три способа вступления во владение: 1) физический захват, 2) формирование, 3) обозначение, которое является наиболее совершенным из всех и содержит в себе «действие знака»5.