Смекни!
smekni.com

Региональные программы и распределение средств 48 Механизмы обеспечения согласованности и последовательности реализации мер 53 (стр. 8 из 27)

Диверсификация сельской экономики

Графическое изображение 9:

Туристическая и ландшафтная привлекательность

На экономическую мощь всё менее оказывают влияние сельское и лесное хозяйства. Доля работающих в сельском и лесном хозяйствах с течением времени постоянно уменьшается. Она составляет сегодня (включая рыболовство) в среднем 2,3 % (= 886 тыс. занятых[41]) и только в некоторых регионах со слабой экономикой достигает более 10 %. Почти 38 млн. человек заняты во вторичном и третичном секторе экономики с валовой стоимостью в 2 тыс. млрд. евро. 70 % валовой стоимости производится только в сфере услуг (ср. Приложение III, пункты 13, 14 и 17). Увеличение динамики развития поэтому в значительной степени зависит от роста занятости в перерабатывающей промышленности и сфере услуг, от связи с процветающими центрами, а также от развития туризма. Огромное значение для развития регионов имеет создание дополнительных рабочих мест, особенно для молодёжи и женщин. Точно также важно наличие квалифицированных кадров, отвечающих всем требованиями рынка, что предполагает готовность людей адаптироваться к изменяющимся требованиям и продолжать учебу на протяжении всей жизни (ср. Приложение III, пункт 18).

Благодаря созданию рабочих мест вносится вклад в смягчение структурных изменений в сельском хозяйстве.

Для развития туризма в сельских регионах важную роль играет привлекательность ландшафтов (см. рисунок 9). Привлекательность ландшафтов зависит не только от разнообразной топографии и естественной пространственной структуры ландшафта, сельскохозяйственное и лесохозяйственное использование оказывают также большое влияние на вид ландшафта. Привлекательные ландшафты возникли, главным образом, при традиционных формах использования. Отказ от использования площадей или модификация форм использования в сельском хозяйстве приводят к изменению культурных ландшафтов. Кроме того, культурно-исторические сооружения и памятники являются важными моментами туристической привлекательности.

Однако одной ландшафтной и культурно-исторической привлекательности недостаточно для того, чтобы сельские территории оставались туристическими регионами и тем самым могли быть использованы в целях получения доходов/ диверсификации. Требуется наличие возможностей для проведения досуга, включая прекрасно налаженную инфраструктуру и эффективно работающую сферу услуг.

Дополнительные потенциалы развития рынка и увеличения количества рабочих мест кроются в инновационном использовании возобновляемого сырья и возобновляемых источников энергии (например, солнечная энергия, биогазовые установки). В Германии уже сегодня существует более 4 тыс. биогазовых установок и более 100 тыс. установок для отопления щепой и древесными гранулами, и их число постоянно растет. Дополнительные потенциалы существуют также в сферах прямого сбыта и усовершенствования сельскохозяйственной и лесохозяйственной продукции, в ручной обработке продуктов питания, в сфере предоставления услуг в области охраны природы, уходе за ландшафтом и водоёмами, в перепрофилировании и сдаче в аренду производственных помещений, в секторе содержания лошадей и кафе на крестьянских дворах, маркетинге туристических посещений крестьянских дворов, а также сфере обслуживания детей и пожилых людей.

Демографическое развитие и его последствия

Плотность и развитие численности населения в Германии также очень различны (ср. Приложение II и рисунок 10). Существуют регионы, отмеченные ростом и регионы, отмеченные сокращением численности населения. Последние находятся, прежде всего, в регионах, на которые распространяется действие программы «цель № 1». Особенно незначительна плотность населения в землях Мекленбург-Передняя Померания и Бранденбург, где она составляет менее 100 жителей/ км². На уровне административных единиц третьего уровня существует 10 федеральных земель с округами, в которых плотность населения насчитывает менее 100 жителей/ км²; из них 4 федеральных земли (Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Саксония-Ангальт) с округами при плотности населения даже ниже 50 жителей/ км². Во всех равнинных федеральных землях находятся округа, где численности населения сокращается. Прежде всего, в находящихся вдали от городов регионах, отмечается сокращение населения. Особенно молодые и высококвалифицированные люди, среди них непропорционально много женщин[42], переселяются из депрессивных регионов, что ослабляет шансы на их развитие в будущем. Федеральное ведомство по строительству и региональному планированию прогнозирует сокращение численности населения в некоторых округах в период с 2002 по 2020 годы более чем на 20 %, в то время как в среднем по стране этот показатель составит только 0,5 %. Контраст между ростом и сокращением численности населения становится все сильнее и особенно ярко выражен в Восточной Германии, так как и малозаселённые пространства быстро теряют население. Одновременно увеличивается доля пожилых людей и людей преклонного возраста в населении страны. Это имеет последствия для экономического развития. Особенно в районах с сильно уменьшающимся количеством сельских населённых пунктов поставлена под угрозу экономическая способность в обеспечении региона необходимой инфраструктурой.

Графическое изображение 10:

Распределение населения по округам 2002 – 2020 гг.

Расходы на инфраструктуру, включённые в бюджет, растут. Из-за сокращения численности населения повышается коммунальная задолженность в расчёте на душу населения, что уменьшает возможности на местах.

Наблюдаемая в розничной торговле продовольствием и сфере услуг концентрация, сокращение численности населения, незначительная и часто далее уменьшающаяся плотность населения, а также демографические изменения представляют большие трудности для предоставления населению основного обеспечения. С одной стороны, прекращают работу всевозможные организации и предприятия сферы услуг, поскольку отсутствует необходимая нагрузка (это касается напр., школ и детских садов), в то же время с другой стороны, ощущается нехватка ресурсов или отсутствуют необходимые организации (напр., учреждения социального обслуживания населения). Часто организации благодаря оптимизации структур и слияниям могут использоваться более эффективно и рентабельно. Недостаточное количество необходимых организаций или территориально удаленные организации негативно сказываются на привлекательности места.

Стратегии регионального и местного развития

Графическое изображение 11:

Регионы программы «LEADER+» в Германии

В последние годы создавались региональные и локальные рабочие группы с целью решения сложных проблем в рамках стратегий регионального дифференцированного, межотраслевого развития. Сюда относится особенно программа LEADER+, концепции интегрированного развития (ILEK) в рамках «Совместной программе по улучшению аграрной структуры и защите прибрежных зон», проект «Активные регионы» и процессы в рамках программы «Агенда 21»[43]. Между тем, более 12 % населения живёт в регионах, в которых локальные рабочие группы (из них только 148 в рамках программы LEADER; см. рисунок 11[44] по региональному распределению) в рамках интегрированной концепции занимаются ориентированным на локальные потребности развитием региона, (концепция согласно программе LEADER; ср. также Приложение III, пункт 19).

Программа «LEADER» прекрасно зарекомендовала себя в деле. По принципу «снизу-вверх» к работе в программе привлекаются новые участники, а вместе с ними появляются новые (инновационные) идеи и инициативы. Сформировались отношения партнёрства между представителями государственной власти, частными лицами и представителями отраслевых союзов. Усиление связи населения со своим регионом является одним из важнейших достижений, которому существенно содействовали активный региональный менеджмент и мотивация по развитию региональных проектов. Потребности, ожидания и потенциалы местного населения воплотились в конкретные проекты. Благодаря личной деятельности оказывались дополнительные услуги, часто в некоммерческой сфере. Обмен информацией и мнениями как внутри локальных рабочих групп, так и за их пределами, а также привлечение к работе опытных региональных руководителей и менеджеров программы LEADER, использование разносторонней информации и сервисных услуг Объединения сельских территорий Германии в рамках программы LEADER, а также активная совместная работа над конкретными проектами привели к формированию высокой компетентности на местах, которая должна приносить положительные плоды в течение всего периода получения государственной поддержки. При разработке концепций развития локальные рабочие группы стремятся наилучшим образом согласовать друг с другом экономические, социальные и культурные требования, а также задачи в сфере охраны окружающей среды, и использовать синергетические эффекты. В целом, локальным рабочим группам удалось найти оптимальные решения существующих проблем.