Следует отметить, что в действительности к ведению арбитражных судов иногда относятся дела, не отвечающие какому-либо из приведенных выше критериев и формально не подпадающие под их подведомственность. Таковы, например, дела о несостоятельности (банкротстве), по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций, по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, дела по спорам между акционерами, являющимися физическими лицами, и акционерным обществом, между участниками хозяйственных товариществ и обществ (не предпринимателями), вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров. Особенность подведомственности таких дел арбитражных судам заключается в отнесении их к компетенции арбитражных судов прямым указанием закона.
В Кодексе выделяются три большие группы дел, подведомственных арбитражным судам:
· возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 28),
· возникающие из административных правоотношений экономические споры и иные дела, связаннее с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 29),
· дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В отличие от АПК РФ 1995 г. (ст. 22), содержавшего перечень подведомственных арбитражным судам дел, возникающих из гражданских правоотношений, в действующем Кодексе (ст. 28) не перечисляются экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских правоотношений. Такой подход законодателя представляется правильным, т. к. перечислить все виды экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений, в арбитражном процессуальном кодексе невозможно, а экономические споры с участием определенных субъектов, кроме того, подлежат рассмотрению в арбитражных судах по общему правилу.
В статье 29 АПК РФ перечисляются некоторые категории подведомственных арбитражным судам споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:
1) об оспаривании нормативных правовых актов; затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда подобное перечисление обусловлено отчасти тем, что данные дела возникают из публичных отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, а также тем, что они рассматриваются в порядке административного судопроизводства. К подведомственности арбитражных судов отнесены и некоторые иные виды дел (ст. 30-33 АПК РФ).
Закрепление возможности оспаривания в арбитражном суде нормативно правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда, является одной из новелл Кодекса.
Вопрос об отнесении проверки законности нормативных правовых актов, т. е. проверки их соответствия нормативным правовым актам высшей юридической силы, за исключением Конституции Российской Федерации, к компетенции арбитражных судов долгое время оставался спорным в науке арбитражного процессуального права. В литературе высказывались предложения как за, так и против отнесения проверки законности нормативных актов к ведению системы арбитражных судов.
Несмотря на то, что АПК РФ 1995 г, не относил к подведомственности арбитражных судов данную категорию дел (ст. 22) и арбитражная практика последовательно исходила из неподведомственности данных, споров арбитражным судам, некоторые законодательные акты, корреспондируя с ч. 5 ст. 22 АПК РФ 1995 г., содержали исключения из указанного правила. К примеру, в соответствии абз. I п. 2 ст, 138 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) судебное обжалование организациями и индивидуальными предпринимателями актов (в т. ч. нормативных) налоговых органов производится путём подачи искового заявления в арбитражный суд. действующий АПК РФ 2002 г., правда, предусматривает оспаривание нормативных правовых актов посредством подачи в арбитражный суд не искового заявления, а заявления (ст. 192,193).
В настоящее время при наличии соответствующей оговорки в федеральном законе в арбитражный суд могут быть оспорены нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, причем нормативные правовые акты федерального уровня подлежат рассмотрению в Высшем Арбитражном Суде РФ (п. 1 ч. 2 ст. 34), а нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - в арбитражных судах субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 34).
К подведомственности арбитражных судов отнесены также дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, и их органов и должностных лиц затрагивающих права и законные интересы заявители в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Закрепление права оспорить ненормативные правовые акты органов Государственной власти и местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц развивает закреплённое в ст. 46 Конституций РФ право каждого на судебную защиту. В соответствий со ст. 12 ГК РФ защита права, в частности, осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В арбитражный суд могут быть обжалованы любые ненормативные
(т. е. не являющиеся общеобязательными и не распространяющие свое действие на неопределенный круг лиц) правовые акты, решения и действия (бездействие), перечисленных в п. 2 ст. 29 АПК РФ органов и лиц.
Таким образом автор считает, что все изложенное свидетельствует о постоянной тенденции, в историческом смысле, к расширению категорий дел, подведомственных арбитражным судам в России, возрастании их авторитета в рамках судебной системы. В условиях, царящего сегодня в обществе, стремления ко всеобщей американизации государственных институтов, в том числе, периодически раздающихся призывах к упразднению всей системы арбитражных судов и передаче их полномочий судам общей юрисдикции, представляется весьма важной постоянная работа по популяризации в обществе вопросов истории развития хозяйственных судов в России, основных идей и принципов арбитражного судопроизводства сегодня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новый АПК ознаменовал в российском праве начало движения в сторону демократии и создания правового государства. Естественно, крупные преобразования во внешней и внутренней политике государства, прежде всего, должны исходить со стороны законодателя, именно он должен создать такие условия, чтобы государство можно было с полной уверенностью назвать правовым. В условиях построения рыночной экономики, хозяйствующие субъекты должны ощущать свою защищенность от государственного произвола и от недобросовестных бизнес-партнеров. Система арбитража как раз и служит этим целям - защита прав и законных интересов учреждений, организаций, предприятий и граждан-предпринимателей. Чем совершеннее и мощнее эта система, тем больше возможностей для нормального функционирования субъектов экономики в рыночных условиях, а, следовательно, тем здоровее и сильнее экономика данного государства. Таким образом, построение жизнеспособной системы государственного арбитража является делом общегосударственного масштаба и определяет перспективы развития всей страны в целом. Можно сказать, что предпринятые на этом пути шаги в целом дали положительный эффект и теперь система арбитража отвечает реалиям времени.
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что Новый Кодекс весьма существенно отличается от кодекса 1995 г., тем, что содержит систему мер, направленных на то, чтобы сделать правосудие более доступным, быстрым, оперативным и, в конечном счете, более эффективным. Суды, как известно, перегружены, объем работы в них резко возрастают. В арбитражных судах количество дел за каждые 5 лет увеличивается в два раза, что создает известные проблемы с доступностью правосудия. Необходимо продолжать вводить меры, которые позволяли бы сохранять доступность правосудия.