Смекни!
smekni.com

Библиотека Украины для юношества 1996 (стр. 72 из 78)

Преодоление четырех богов, которые угрожали задушить индивида, означает освобождение от идентификации с четырьмя функциями, четырехкратной nirdvandva (.свобода от противоположностей"), за чем следовало приближение к кругу, неделимой целостности. Развиваясь, этот процесс ведет к дальнейшей экзальтации».

Нет недостатка в древних параллелях и помимо церемонии основания города. Даже «квадратура круга» древнего происхождения. Замечу только, что ритуальные памятники, которые были погребены или спрятаны в земле (в Риме их называли «Tarentum», в Ликосуре, см. Павсаний, VIII, 37, 3), относятся к тем же божествам, что и mundus. В процитированном видении мы на каждом шагу обнаруживаем элементы, которые имеют значение как в индивидуальной мифологии, т.е. психологии, так и в великих мифологиях космических религий.

Предвечный Младенец в предвечные времена

1 См. мою работу «Что такое мифология?» и Die antike Religion, S. ІЗ w, а также мое введение к Gods of the Greeks.

2 Cicero, De divinatione, II, 23; Овидий, Метаморфозы, XV, 553; Festus, s.v. Tages. Источники для остальных сносок следует искать в словаре мифологии. По Гермесу смотрите мою работу: Hermes der Seelenfuhrer: das Mythologem vom martnlichen Lebensursprung.

­ Конец страницы 358 ­

¯ Начало страницы 359 ¯

3Ipofyi Arnold Népmesegyujteménye, No. 14.

4 Эти стихи процитированы из W. Radloff, Proben der Volksíitemtur der türkischen Stämme Süd-Sibiriens, l, S. 271, 400.

3 См. K.Meuli, «Scythia», где однако не просматривается буддистское влияние.

6 B.Munkácsi, Vogul népköltési gyűjtemény, II. l, S. 99.

7 Lalitavatara, гл. 6-7.

8 B.Munkácsi, Vogul népkölltési gyűjtemény, II, 2 (1910), p. 58 and 67.

9 «Sutta Nipata»//0!denberg, Reden des Buddha, S. 4. '° Следующее взято из «Песен Богов-героев», Munkácsi, I!, 1, S. 100 w.

11 См. AAAame. The Types of the Folk-Tale, No. 650, с дополнениями на основе венгерских легенд.

12 См, D.Comparetti, Der Kalevala, S. 197.

13 См. K-Krohn, Kalevalastudien, VI, S. 29.

14 cm. Munkácsi, H, 2.

15 Цит. в переводе Феттера в H. Geizer, «Zur armenischen Götterlehre», S. 107, из кн.: Moses of Chořené, History of Armenia, \, 31.

16 Kercnyi, «Das persische Millennium im 'Mahabharata', bei der Sibylle und Vergil», S. 31.

17Das Zeitalter des Sonnengottes, S. 271 w.

18 См. K. Krohn, S. 3 w.

19 Аполлодор, III, 10, 2.

20 Reitzenstein and Schäder, Studien zum antiken Synkretismus, S. 83.

21 В. Стасов в 1868 г.; W. Wollner, Untersuchungen über die Volksepik der Grossrussen, S. 22 w.

22 См. Гимн к Хираньягарбхе («Ригведа», X, 121) и космогонические тексты в К. F Geldner, Vedismus und Brahmanismus, S. 89 w. Также Pura-natexten в H. Zimmer, Moya.

23 Й. Хейзинга, Homo Ludens.

24 Я употребляю это слово в том же самом смысле, что и в «Die Geburt der Helena», S. 173, и в моей книге Antike Religion, развивающей сделанное Гете различение между символом и аллегорией (Учение о цвете, 916). Это согласуется с юнгианской теорией «природных символов» и сновидений как продуктов природы.

25 См. H. Usener, Ли Weihnachtsfest, S. 33 w.

26 См. idem, Die Sintflutsagen, S. 223 w, a также собрание текстов и памятников в F. J. Dölger's, ΙΧΘΥΣ (2-е изд.), где, однако, на переднем плане оказываются культы и памятники, а не мифология.

27Илиада, XIV, 201, 246, 302.

28De die natali, 4,7; Анаксимандр, А 30, см. Фрагменты ранних греческих философов, ч. I. M., 1989, с. 127.

29 Аэций, V, 19, 4; Анаксимандр, там же.

30 «Появление первых людей», в его «энциклопедическом журнале» Isis, IV (1819), 1117 и далее.

31 См. Sir„George Grey, Polynesian Mythology, p. 18.

­ Конец страницы 359 ­

¯ Начало страницы 360 ¯

32 Loc. cit., 1119.

33 Благодаря книге Эдварда Мура «Индусский пантеон» Запад познакомился со множеством индийских мифологических образов. На нее ссылается Крейцер в своей Symbolik und Mythologie (2-е изд.; 1819). См. его иллюстрации, Pis. XXI (Нараяна) и XXIV (Вишну и Брама).

34Таиттирия-Араньяка, I, 23.

35 См. Erman, Die Religion der Ägypter, S. 62; Creiizer, Pis. I, 6 и XVII, 2.

36 Пиндар, фрагменты, 78-79.

37 Zimmer, Maya, S. 49.

38 См. δελφύζ - «матка» (лоно), α-δελφόζ - «брат» (от той же матери): древняя и достоверная этимология: Атеней, IX, 375.

39 См. в Usener, Sintflutsagen.

40 Ibid., S. 157.

41 Свидетельства и интерпретация в Usener, ibid., S. 140 w.

42 Ibid., S. 138 w.

43 См. Еврипид, Ифигения в Тавриде, 1271.

44 См., кроме Еврипида, Ифигения в Тавриде, Аиоллоний Родосский, Аргонавтика, ì, 760.

45 См. L. Radermacher, Der homerische Hermeshymnus, S. 201 и далее; также Kerényi, Hermes der Seelenfuhrer.

46 Слово Ερμανες, груды камней в честь Гермеса, этимологически связано со словом Ερμα, или столбом, подобно тому как слово λίθαξ связано с λίθος.

47 Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, VI, 20.

48 Павсаний, VI, 26, 5. ՜ ՝

49 Там же, VIII, 17, 2. /

50 Там же, IX, 27, 1.

51 См. Kerényi, Hermes der Seeienführer, S. 64.

52 См. эротическое значение латинского слова (furtum: W. F. Otto, The Homeric Gods, p. 111, n. 34) и немецкого слова Liebeshandel. В отношении гомеровского мира Гермеса см. классический текст по поводу Гермеса у otto, ibid., S. 104 w.

53 Овидий, Метаморфозы, IV, 288.

54 См. J. Р. В. Josselin de Jong, «De Oorsprong van den goddelijken bedrieger», S. 5 w.

55 J. Winthuis, Das Zweigeschlechterwesen (1928); Die Wahrheit über das Zweigeschlechterwesen (1930); Einführung in die Vorstellungswelt primitiver Völker (1931); Mythos und Kult der Steinzeit (1935).

56 Павсаний, II, 19, 6.

57 Nilsson, Griechische Feste, S. 373 w.

58 Праздник Афродиты под названием «Хибристика» в месяц Гермеса. См. Nilsson, S. 371 w., и Jessen in Pauly и Wissowa, Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft., s. v. Hermaphrodites.

59 См. C. Ciernen, Die Religion der Etrusker, S. 35.

60 cm. Plutarch, Conjugalia praecepta, 138d.

­ Конец страницы 360 ­

¯ Начало страницы 361 ¯

61Orphicorum fragmenta. No. 56.

62 См. медальон, вставленный в Тарентинскую вазу, воспроизведенную на фронтисписе книги Usener, Sintflutsagen.

63 Гесиод, Теогония, 168-206.

64 Фарай в Ахае; Павсаний, VII, 22, 4.

65 См. Zimmer, Maya, S. 202.

66 Ibid., S. 7.

67 Ibid., S. 206.

68 Ibid., S. 124 w.

69 Этимология Р. Эггера.

70 Antoninus Liberális, 32, 2.

71Stigel, IH, 35 и далее (венгерский). См. Tolnay, «The Music of the Universe», 1943, p. 83 f.

72 CM.Usener, Stintflutsagen, S. 159, 3.

73 Kerényi, «Die Geburt der Helena», S. 16.

74Antologia Lyríca Graeca, II (1925), 279 и далее.

75Etymologiom mag/лит s.v. Δίκτη; Nilsson, The Minoan-Mycenaean Religion and its Survivals in Greek Religion, p. 476.

76 Ibid., p. 471 f.

77 Ibid., p. 469.

78 Ibid., p. 471.

79 Welcker, Griechische Götterlehre, II, S. 218 w; Nilsson, p. 462.

80 См. Nilsson, p. 469 f.

81 Ibid., p. 463.

82 Павсаний, VIII, 2, 38, 6 и далее.

83 Nilsson, p. 462, 2.

84 Athenaeus, 375 F.

85 Павсаний, VIII, 2, 3; богу-младенцу Палемону также приносились в жертву дети на Тенедосе, см. Lycophron, 229, со схолиями.

86 Павсаний, VIII, 38, 6; см. Kerényi, Niobe, S. 200.

87 Lycophron, 1194, схолия (Tzetzes).

88 Antoninus Liberális, 19.

89 Согласно Гимну к Зевсу Каллимаха, 15-41.

90 Павсаний, IV, 33, 1.

91 См. F. Altheim, A History of Roman Religion, ρ. 46 f.

92 С. Koch, Der römische Juppiter, S. 9 w.

93 Kerényi, Der antike Religion, K. VI.

94 Koch, S. 47 w.

95 Более подробно в долгожданной книге A. Brelich, Fortuna.

96 Koch, S. 82 w.

97 L Borsari, «XII. — Del Tempio di Giove Anxure», p. 96 f.

98 Репродукции и пояснения см. в Dõlger, ΙΧΘΥΣ, PI. 47, и V (1932), ρ. I f. Указание Делгера на Венеру избыточно.

99 Ibid., II, р. 297 f.

100 Nilsson, p. 479.

­ Конец страницы 361 ­

¯ Начало страницы 362 ¯

101Шиада, VI, 59.

102 См. Изображения 169 и 171 в J. E. Hamson, Prolegomena to the Study of Creek Religion.

Dionysus, S. i 48 w. Последующее изложение опирается на свидетельства, приведенные в этой книге.

104 Usener, Sintflutsagen, S. 159, 3.

105 Ibid., S. 155 w.

106 Otto, S. 76 w.

107 См. Otto, S. 152. Поддерживая его интерпретацию, я в то же время не со всем в ней согласен, ибо существуют многочисленные изображения фаллоса в корзине для провеивания зерна.

108 Ibid., S. 163,

199 Это бы объяснило феномен, рассматриваемый мною в «Satire und Satura». S. 144 w.

"" См. Weisweüer, «Seele und See», S. 31 w.

111 Kerényi, Apollon (1941), S. 44 w.

112 Каллимах, Гимн к Зевсу, 8 и далее, см. схолии.

113 R. Egger, «Genius Cucunatus», p. 311 f; Kerényi, «Tetespboroe», S. 156 w.

Психология архетипа младенца

1 Кереньи, «Предвечный Младенец в предвечные времена».

2 Der Mensch in der Geschichte (1860).

3Psyche (1846).

4 Рабочий пример см. в статье «Понятие коллективного бессознательного» (рус. пер. в кн.: Л.И.Бондаренко, С.А.Тиглин, А.В.Баженов, «Психоанализ и культурология», Харьков, 1991. - Ред).

5 Фрейд в своей книге «Толкование сновидений» провел параллели между определенными аспектами детской психологии и легендой об Эдипе и отметил, что ее «универсальную значимость» следует объяснить в терминах тех же инфантильных предпосылок. Настоящая разработка мифологического материала была затем проведена моими учениками (A.Maeder, «Essai d'interprétation de quelques rêves», 1907 и «Die Symbolik in den Legenden, Märchen, Gebräuchen, und Träumen», 1908; F. Riklin, «Über Gefängnispsychosen», 1907; Исполнение желаний и символизм в сказках, I изд. в 1908) и К-Абрахамом, Сон и миф (рус. пер.: М., 1912). За ними последовал otto Ранк из Венской школы - Миф о рождении героя, I изд. в 1922 (рус. пер.), «Либидо, ее метаморфозы и символы» (в кн.: К.Г.Юнг. Избр. труды по аналитич. психологии в 3-х т., т. 2, Цюрих, 1939). В Психологии бессознательного (I изд. в 1911, испр. и доп. как Символы трансформации) я представил более исчерпывающее исследование психических и мифологических параллелей.