Смекни!
smekni.com

Библиотека Украины для юношества 1996 (стр. 73 из 78)

­ Конец страницы 362 ­

¯ Начало страницы 363 ¯

6 Этот факт хорошо известен, и соответствующая этнологическая литература слишком обширна, чтобы ее здесь упоминать.

7 См. «Структура души» (рус. пер. в кн.: К.Г.Юнг, «Проблемы души нашего времени». М., 1993, с. 111-133. - Ред.).

8 За исключением определенных случаев спонтанных видений, automatismes teleològiques (Flournoy) и процессов в методе «активного воображения», описанных мною.

9 Относящийся к делу материал можно найти в неопубликованных отчетах о семинарах, которые я проводил в Федеративном Политехническом Институте (ΕΤΗ) в Цюрихе в 1936—1939, и в книге Майкла Фордхема «Жизнь детства».

10 Berthelot, Alchimistes grecs, III, XXV.

" Agricola, De animantíbus subterránea (1549); Kircher, Mundus subterráneas (1678), VIII, 4.

12 Mylius, Philosophia reformala (1622).

13 «Allegoria super libram Tiirbae» в Artis auríferae, l (1572).

14Texte aus der deutschen Mystik des 14 und 15 Jahrhunderts, изд. Spamer, S. 143, 150.

Ingram, The Haunted Homes and Family Traditions of Great Britain, p. 43 f.

16 Древний алхимический авторитет, называемый по-разному: Мо-риенес, Мориенус, Марианус («De compositione alchemiae», Manget, Bib-liotheca chemica curiosa, I, p. 509 f). В свете определенно алхимического характера II части Фауста такая связь неудивительна. Ш ребер, Воспоминания о моей нервной болезни.

18 Для общего представления см. мою работу «Сознательное, бессознательное и индивидуация». Специфический феномен описан в нижеследующем тексте, а также в Психологии и алхимии, ч. II.

19 «Отношение между Я и бессознательным», ч. И, гл. 3. Символы трансформации.

21 Не будет излишним указать, что предубеждение непрофессионала всегда склонно отождествлять мотив младенца с конкретным переживанием «младенца», как будто бы настоящий ребенок был причиной и предусловием существования мотива младенца. Однако в психологической реальности идея «младенца» всего лишь средство (и не единственное) выразить психический факт, который нельзя сформулировать точнее. Поэтому в силу тех же причин мифологическая идея младенца является не слепком с эмпирического ребенка, а символом, который легко узнаваем: например, чудесный младенец, божественный младенец, сотворенный, порожденный и выросший в совсем необычных условиях, но — в этом суть дела — не человеческое дитя. Его поступки столь же сверхъестественны или чудовищны, как и его природа и физическая конституция. Вообще, говорить о мотиве младенца необходимо лишь относительно этих в высшей степени неэмпирических свойств. Более того, мифологический «младенец»

­ Конец страницы 363 ­

¯ Начало страницы 364 ¯

имеет различные формы: то бог, то гигант, то мальчик-с-пальчик, то животное и т.д., и это указывает на то, что причиной является все, что угодно, но только не рациональный или конкретный человек. Это касается и архетипов «отца» и «матери», которые, говоря мифологически, в равной степени являются иррациональными символами.

22Психологические типы и Два очерка по аналитической психологии.

23Психологические типы, rn.V, 3: «Значение объединяющего символа».

24Психология и алхимия и «Психология и религия».

25Два очерка об аналитической психологии.

26Психология и алхимия, 328 и далее.

27 Высшие позвоночные символизируют в основном аффекты.

28 Такое толкование змеи мы находим еще у Ипполита, Elenchos, IV, 49—51. См. также Leisegang, Die Gnosis, S. 146. Психологические типы.

30 Даже Христос имеет огненную природу («Он, который близок ко мне, близок к огню» — Origen, In Jeremiam Homiìiae, XX, 3), так же, как и Святой Дух.

Этот материал собран в Психологии и алхимии, ч. II и IH. O Меркурии как о слуге см. притчу Eirenaeiis Philalethes, Ripley Reviv'd: or, An Exposition upon Sir George Ripley's Hermético-Poetical Works (1678).

32 Koepgen, Die Gnosis des Christentums, S. 315.

33 По поводу lapis как посредника см. Tractates aureus, в Manget, Bibliotheca chemica curiosa, I, 408b и Artis aurìferae (1572), 641.

34Психологические типы, 48; «Отношения между Я и бессознательным».

35 Книга пророка Осии 1: 2 и далее.

36 См. Fendi, Gnostische Mysterien.

37 James, The Apocryphal New Testament, p. 11.

38 Климент, Стромата, IH, 13, 92, 2.

39The Flowing Light of the Godhead.

40 Salomon, Opicinus de Canistris.

41 См. обличительную речь епископа Астериоса (Foucart, Mystères d'Eleusis, p. 477 f.). По Ипполиту, иерофант сделался бессильным при помощи глотка болиголова. Самокастрация священников при поклонении Богородице имеет такой же смысл.

42 Более детальное изложение этих преобразований можно найти в книге «Отношения между Я и бессознательным».

Кора

1 Подробности в кн.: А. Warburg, Die Erneuerung der heidnischen Antike, S. 6 w.

2 «Мифология» в смысле, указанном нами в «Пролегоменах» выше.

­ Конец страницы 364 ­

¯ Начало страницы 365 ¯

3 См. выше, с. 66.

4 См. выше, с. 56.

5 См. Usener, Vorträge und Aufsätze (S. 119 w.).

6 Плиний, Естественная история, IX, 80.

7 W. F. Otto, Der europäische Geist und die Weisheit des Ostens (1931), S. 21.

8 Kerenyi, Apollon (1941), S. 15 w.; La Religione antica, p.l f; Die antike Religion, S. 45.

9Apollon, S. 37 w.

10 W. F. Otto, Dionysos (1933), S. 186.

11Die antike Religion, S. 78 w.

12 Otto, The Homeric Cods, p. 241.

13 Otto, Dionysos, S. 29; Kerényi, Die antike Religion, S. 3.

14Apollon, S. 72.

15 См. выше, разделы (6-9 в I) о первых четырех божествах.

16 Павсаний, V, 3, 3.

17 Еврипид, Гераклиды, 771.

18 Гиперид, в Pollux, IX, 74.

19 Гесиод, Теогония, 886 и далее.

20 См. Otto, The Homeric Gods, p. 54 f.

21 Ibid., p. 89 f.

22Одиссея, VI, 106.

23 Геродот, И, 156; Wilamowitz, Hellenistische Dichtung, II, S. 48.

24 Schneider, Callimachea, II, S. 197 w.

25 Гомеровский гимн к Деметре, 424. Параллели в кн.: Alien and Sikes, The Homeric Hymns; см. также L. Malten, «Altorphische Demetersage», S. 422 w.

26Илиада, XXI, 483.

27 L. R. Farnell, The Cults of the Greek States, H, p. 435 f.

28 Гимн к Деметре, 7; Preller, Griechische Mythologie, I, S. 760.

29 Д. Г. Лоренс «Пурпурные анемоны».

30 Мильтон, ст. 17. Цитируется в кн. Аллена и Сайкса. Д. Г. Лоренс «Верность», в его книге Анютины глазки. Hesychiiis, s. v.

33 См. Farnel!, Il, 598 f.

34 Kerényi, «Zum Verständnis von Vergilius Aeneis В. VI», S. 422, подтверждаемая фрагментом из поэта Фил и коса; см. A. Körte, Hermes, S. 450 w.

35 Каллимах в Схолиях к Феокриту, II, 12; Schneider, S. 691.

36 Схолии к Феокриту, II, 12; Еврипид, Елена, 569 (фр. 959).

37 Изображение жертвоприношения Персефоне в росписи аттической вазы, L. Deubner, Attische Feste, рис. 2.

38 Kerényi, «ANOAOS-Darstellung in Brindisi», S. 279.

39 Строка 48. То же самое относительно Гекаты см. Farnell, II Pl. XXXIX а.

­ Конец страницы 365 ­

¯ Начало страницы 366 ¯

40 Hesychìus, s.v.

41 Eckhel, Doctrina Nummorum Větrním, II, p. 147; см. Lobeck, Aglaophamus, U, p. 1213. См. также P. Philippson, Thessalische Mythologie, S. 69 w.

42 Схолии к Ликофрону, Александра, 1180.

43 Еврипид, Ион, 1048; Финикиянки, 108.

44 Kerényi, Pythagoras und Orpheas, S. 47 w.

43 P. Kretschmer, «Dyaiss, Ζευς, Diespiter und die Abstrakta im Indogermanischen», S. Ill w.

46 Farneil, II, S. 449 w.

47 Гесиод, Теогония, 411 и далее.

48 Гесиод, Теогония, 450 и далее, схолии к Аристофану, Wasps, 804.

49 Colîignon, Histoire de la sculpture grecque, II, p. 362.

50 Согласно более пашней традиции (Овидий и Hyginus), половину года. Нас не привлекает эта слишком понятная версия, поскольку она явно не является первичной.

51 Гимн Деметрс, 471, ανηκεν.

52 Там же, 268 и далее. а Там же, 473-480.

54 По этой причине анализ Виламовица (Der Glaube der Hellenen, II,S, 47 w.) лишается своего основания.

Hippolyte, Etenchos, V, 8, 39.

56 См. выше c. 43 и далее, Куллерво; Kerényi, Niobe, S. 75 w., 259.

57 Гимн Деметре, 256 и далее. Слова, которые произносит здесь Деметра, приводятся в орфической версии (фрагм. 49, 95 и далее), в более поздней орфической поэме (фрагм. 233) и в Carmen aureum Pythagorae, 54 и далее.

58 К. T. Preuss, Der religiose Gehalt der Mythem, S. 8.

59 C. Lumholtz, Unknown Meneo, I, p. 272.

60 Фрэзер в своем издании Аполлодора (1921), Н, с. 311 и далее.

61 Порфирий, в Eusebius, Praeparatio Evangelica, IH, 11, 7, 9.

61 Цицерон, О природе богов, II, 66.

63 Еврипид, Еяена, 1307 (фрагм. 63); Carei nus в Diodoms Siculus, V, 5, I; см. йфраотос в Hesychius, s.v. и 'Εκάτη "Αφραστος, Jahrbuch jur Phil., Дополи., XXVII (1900), 111.

64Farnell, III, PI. 11 lb с объяснением Ленормана в Daremberg и Saglio, Dictionnaire des antiquités grecques et romaines, \, p. 1066.

65 Nilsson, «Die eleusinischen Gottheiten», S. 87.

66 cm. Malten, с. 429 и далее.

67 Климент Александрийский, Увещевание, II, 17, 1; схолии к Лу-

киану, 275.

68Эпихарм. фрагм 100.

69 См. выше, с. 59.

70 Famell, p. 330, 391, 365, 246.

71 Схолии к Лукиану.

72 Иоанн, 12: 24.

­ Конец страницы 366 ­

¯ Начало страницы 367 ¯

73 Это возражение принадлежит Нильссону, с. 107

74 Здесь Комфорд, а также Нильссон (op. cit., S. 108) находят объяснение мифа о Персефоне.

75 H. Diels, Sibyllinishe Blätter, S. 40.

76 Kerényi, Die antike Religion, S. 220 w.

77 Kerényi, Dionysos und das Tragische in der Antigone, S. 10

78 В Сгимфалосе; Павсаний, VIH, 22.

79 Или, с точки зрения Гебы: «Это так, как если бы Геба лишь постепенно отделяла себя от богини, чтобы стать ее дочерью и независимым божеством, как если бы вначале она была проявлением самой Геры». Р. Philippson, Griechische Gottheiten in ihren Landschaften (Symbolae Osloenses, дополнение fase. IX, 1939), S. 48.