Содержание
Введение
1. Понятие Демиурга у досократиков.
2. Демиург Платона.
3. Демиург Аристотеля.
4. Демиург Плотина.
Заключение.
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Западная культурная традиция осмысливает становление космически оформленного мироздания не как самопроизвольный процесс, но как продукт целеполагающей деятельности, что предполагает фиксацию субъекта последнего. Это связано с тем, что для ремесленной Греции, где мастер - демиургос творит вещи, напротив, характерен культурный пафос активного преобразования. Соответственно этому в древнегреческой культуре при осмыслении структуры деятельности акцент падает на субъектную ее составляющую (целеполагающий субъект). Таким образом, для античной философии характерна концепция космогенеза как оформления исходного пассивного субстрата активной субстанцией – для обозначения данной концепции в новоевропейской философии используется термин гилеморфизм.
Демиург (греч. demiourgos — "творящий для народа", т.е. ремесленник, мастер-создатель) — субъект миротворения в теологических, религиозно-философских и ранне-натурфилософских космогониях. В философский оборот термин был исходно введен в античной натурфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза; использован Платоном для интегрального обозначения идеальных сущностей, выступающих в качестве инициирующих факторов космогенеза, и структурирующих косную материю начал: от "нуса" у Анаксагора и "ума" у Крития до комплекса целевой и формальной причин у Аристотеля [5, С. 471].
В процессе развития концепции Демиурга в античной философии выработался философский понятийный аппарат, который впоследствии был заимствован Церковью для оформления своего учения о едином Боге – Творце. Так, например, христианские богословы поздней античности – Василий Великий, Григорий Богослов были воспитаны в философских традициях платоновской Академии. В свою очередь, философское и богословское наследие этих Отцов Церкви стало фундаментом для развития украинской и русской философской мысли кон. XIX – сер. ХХ вв. Поэтому для нас является актуальным исследование данного вопроса.
Предметом исследования является история античной философии.
Объектом исследования является изменение концепции Демиурга в процессе исторического развития античной философии.
Целью данной работы является анализ концепций Демиурга от представителей досократической философии до неоплатоников.
Для достижения цели автором работы решаются следующие задачи:
- анализ представлений о Демиурге у представителя досократической философии (Анаксагор);
- анализ представлений о Демиурге как общем обозначении идеальных сущностей, выступающих инициирующим фактором космогенеза у Платона;
- рассмотрение Демиурга как комплекса целевой и формальной причин у Аристотеля;
- анализ концепции Демиурга у Плотина;
- определить различия между Демиургом Платона и Душой Плотина;
Учения о Демиурге представителей античной философии подробно рассмотрены в работах историков философии, посвященных этому периоду становления философской мысли – А. Н. Чанышева («Философия Древнего мира» [1]), В. Ф. Асмуса («Античная философия» [2]), А. Ф. Лосева («Платон. Аристотель» [3]), Богомолова А. С. («Античная философия» [4]) и других.
1. ПОНЯТИЕ ДЕМИУРГА У ДОСОКРАТИКОВ.
Анаксагор (500-428 до н. э.), по свидетельству Диогена Лаэртского, был учеником Анаксимена. Происходил из Клазомен, но большую часть своей жизни прожил в Афинах. К концу жизни был обвинен в безбожии. Согласно одной версии, он был осужден на смерть; согласно другой, благодаря вмешательству Перикла его освободили от приговора. После процесса он перебрался в город Ламисака, где умер и был погребен.
Основная философская деятельность Анаксагора связана с Афинами, куда, по различным сведениям, он приходит в 20 лет. Афины того времени уже стали центром культурной и политической жизни не только Аттики, но и всей Греции. Свои мысли он изложил в объемистом трактате «О природе». Из этого труда сохранились лишь фрагменты первой части.
Суть учения Анаксагора заключена в его понимании первоначал, в чем он принципиально отличается от предшествующих ему философов. Он отвергает стихии в качестве первоначал. Первичны не стихии, а все без исключения состояния вещества. Анаксагор – плюралист, и начал у него, как говорит Аристотель «неопределенное множество» [6, С. 237]. Начала по Анаксагору – мельчайшие, невидимые, сверхчувственные частицы огня, воды, золота, крови, древесины, и т. д. и т.п., которые Анаксагор называл «семенами всех вещей», а Аристотель – гомеомериями – «подобночастными», т. е. такими, части которых подобны целому.
Сочинение Анаксагора «О природе» начинается словами «Вместе все вещи были…». И в таком состоянии все находилось неопределенно долго, все сдерживалось преобладающим в мироздании воздухом или эфиром. Гомеомерии, играющие у Анаксагора роль материи, пассивны, и первоначальный хаос не мог бы сам по себе развиться в космос. Для этого требовалось особое активное начло.
Такое начало Анаксагор находит в Нусе, т. е. в уме – творце космоса из первобытного хаоса. Мировой ум имеет у Анаксагора две функции – он движет миром и он же познает мир. Нус един, он действует посредством мышления, он бесконечен и не смешан ни с какой вещью. Нус – тончайшая и чистейшая из всех вещей. Познавая мир, Нус обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу. Он определяет прошлое, настоящее и будущее.
Начиная действовать, Нус приводит первоначальную смесь всего в круговое движение. Редкое отделяется от плотного, теплое – от холодного, светлое от темного, сухое от влажного и т. п. В середине мироздания собирается все плотное, влажное, темное и тяжелое. Так образуется Земля. Все теплое, светлое, сухое и легкое устремляется вверх. Так образуется Небо. Мир окружен преобладающим издавна эфиром, который, продолжая вращаться, отрывает от Земли камни. Они воспламеняются. Так образуются звезды, Луна и Солнце. Солнце, по Анаксагору, - кусок расплавленного железа или горящий камень, который по своим размерам больше Пелопоннеса. Если движение неба прекратится, оно все упадет на землю. Именно такое представление о небе навлекло на Анаксагора преследования.
2. ДЕМИУРГ ПЛАТОНА.
В отличие от мегариков, которые признавали существование лишь общего, Платон не только уводит в мир общего, но и пытается, исходя из идей, объяснить чувственный, физический мир, космос. Для такого объяснения недостаточно только идеального. Идеи дают общую, всегда пребывающую сущность, но не объясняют, откуда возникает многообразие, в чем причина самих явлений, в отличие от идей, в чем причина изменчивости, преходимости, единичного. Такую причину Платон нашел в материи – втором после идеи начале мироздания по Платону. Конечно, такого термина «материя» у Платона нет, ибо «материя» - слово латинское. Платон употреблял слово «хора». Итак, материя-хора – некое пространство, некоторый вид, незримый, бесформенный, неуловимый. Она тождественна самой себе и в то же время пластична, она способна принимать различные формы, становясь оформленной материей. Она способна к восприятию всех тех ограничений и пределов, что на нее налагаются. Ее нельзя считать телом, потому что с понятием «тело» связано понятие о какой либо форме, а материя изначально бесформенна, но ей нельзя отказать в телесности. Материя, по Платону, мертв и бесформенна. Платоновская материя – это почти небытие.
Материя – источник множественности, единичности, вещности, изменчивости, смертности, рождаемости. Естественной необходимости, зла и не-свободы. Вместе с тем она «мать», «кормилица», «сопричина».
Платон наряду с идеями признает существование другого самостоятельного начала – материи. Материя вечна и идеями не творится.
Идеей всех идей и высшей идеей у Платона выступает идея блага как такового – источник истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющая сем требованиям высочайшей добродетели. Идея блага безлична (хотя неоплатоники считали платоновскую идею блага богом). Идея блага подобна солнцу. То, что является в чувственном мире солнцем, в идеальном мире – идея блага. Бог и идея блага весьма близки.
Онтология Платона включает так же учение о Боге. В этом выражается личностный персоналистический характер объективного идеализма Платона. Платон говорит о Боге неоднозначно. А «Государстве» платоновский бог обозначается термином «футургос», а в «Тимее» - термином «демиург». Бог – футургос творит идеи, бог – демиург (ремесленник) имеет их перед собой как заданные ему образцы, на которые он должен равняться. Такое представление о боге у Платона более развито, чем представление о боге как творце идей. В «Законах» Платон говорит о боге как о мере всех вещей [3, С. 540].
Платон осуждает Анаксагора за то, что «ум у него остается без всякого применения» [3, С. 542]. Платон же принимает этот ум всерьез и превращает его в демиурга (устроителя) мира, «отца всех вещей». Этот ум – демиург – вечный первообраз космоса, причина его и устроитель. Причин возникновения мира – воля ума демиурга, или бога, который «пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему самому». Однако созданный им мир не столь благостен как его устроитель, так как воля демиурга столкнулась с сопротивлением материальной необходимости, и уму-демиургу удалось обратить к наилучшему лишь часть того, что рождалось. До вмешательства же ума – демиурга вообще все в природе пребывало в состоянии нестройного и беспорядочного движения.
Из вышесказанного следует, что это ум – демиург (бог), материя и идеи как образцы. Иначе говоря, богу как уму - демиургу заданы идеи – носители целесообразной причинности, с одной стороны, и материя - носитель естественной необходимости, с другой. Само творение состоит в том, что демиург вкладывает в материю идеи как целесообразные причины.