пять блоков, по 12 в каждом, причем сложность их возрастает от первого блока
(«ученического») к пятому. Существуют также упражнения «кутту вариссай»
(аналогичные японским «бункай»), то есть применение техники формальных
комплексов против двух, трех и более противников. Интересно то, что все
движения в формальных упражнениях отрабатывают как с пустыми руками, так и с
оружием.
Любой атакующий прием варма-калаи нацелен на поражение жизненно важных точек
тела противника. Это называется «марма ади». Случайных ударов просто нет. Но в
зависимости от того, хотят ли убить противника или только вывести его на время
из строя, сами удары наносят по-разному. И еще: в зависимости от способа
поражения точек, связанных с внутренними органами, действие ударов может быть
отсрочено. Например, человека можно ткнуть пальцем сегодня, а умрет он только
через два месяца (это напоминает китайскую технику «дим мак»). Иными словами, в
основе техники «марма ади» лежат представления о циркуляции внутренней энергии.
Тренировки по системе варма-калаи обычно проводят рано утром (с 4-х до 5-и
часов), на свежем воздухе, подальше от любопытных взглядов. Места для занятий
выбирают самые разнообразные: на берегу моря, в лесу, в песках, на крутых
склонах гор, в болотах и даже под водой (чтобы тренировать дыхание). Практика
варма-калаи требует серьезного знания йоги (особенно техники дыхания), а также
знакомства с «баратханатти-ям», классическим танцевальным искусством тамилов.
Дело в том, что в варма-калаи позиции и передвижения сходны с «па» этого
танцевального стиля.
В Европе школу «варма-калаи» с 1988 года пропагандирует гуру Закрия, ученик
мастеров Кришны и Тирунгана Самбадар.
Ушу
Истоки и направления (обзор 1)
Истоки
Истоки шаолиньского циньна теряются в веках;
во времена до монаха Сэнчоу тренировались плохо.
Открыв шаолиньские секретные трактаты по кулачному искусству,
[узнаем, что] наработка боевого искусства начинается с «18 рук [архатов]».
«32 соединения», «10 схватываний и ударов»,
«12 [дорожек] таньтуй» идут тигром и леопардом.
Взлетает дракон и танцует феникс - формы взвиваются в воздух,
сотня искусных приемов для захвата злодея.
С помощью взвивающихся методов взлетаешь на самый гребень стены,
18 видов оружия сотрясают Вселенную.
Однако первые исторически потвержденные сведения о том, что в Шаолиньском
монастыре есть свой особенный стиль ушу, относятся к началу периода правления в
Китае монгольской династии Юань. В XIII веке в монастыре появился монах по
имени Цзюэюань. Он ушел из родных мест с единственной целью - постичь тайны
искусства шаолиньских бойцов. Однако несмотря на занятия у лучших наставников
он пришел к выводу, что уровень шаолиньского ушу вовсе не соответствует тому, о
котором говорят легенды. Решив найти настоящих мастеров, он отправился на
поиски. В Ланьчжоу он помог отбиться от разбойников некоему Ли Соу. Узнав о
цели странствий Цзюэюаня Ли Соу рассказал, что в Лояне (тогдашняя столица
Китая) есть человек по имени Бай Юнфэн, который знает тайные шаолиньские
традиции. Вместе с сыном Ли Соу (позднее принявшим монашеское имя Дэнхуэй) и
Бай Юнфэном все четверо вернулись в монастырь. Там они много лет перерабатывали
имеющиеся техники, привнося все казавшееся рациональным и разумным. Так на
основе «18 рук архатов» Цзюэюань создал комплекс «72 руки» (в настоящее время в
Шаолине существует парный комплекс «72 приема Цзюэюаня»), который потом был
дополнен до 170 приемов. Бай Юнфэн же разработал систему «кулака 5
составляющих», которую впоследствии стали соотносить с 5 животными - тигром,
леопардом [кошкой в уэти-рю ?], драконом, змеей [карпом в уэти-рю ?] и журавлем
[вариант – феникс ?].
Происхождение названий
Термин «Ушу» в переводе с китайского означает «боевая (воинская) техника
(искусство)». Этот термин существует с начала XX века. Раньше использовались
термины:
* цзи-цзи – «техника ударов» [изучал Хигаона];
* цзи-цяо – «техническое искусство»;
* цзи-юн – «герой техники»;
* цюань-шу – «кулачная техника»;
* цюань-юн – «кулачный герой».
Последнее из этих названий (цюань-юн) - самое древнее, оно упоминается в «Книге
песен» - (Шицзин), датируемой XI-XII веками до нашей эры.
Деление на внутренние (нэй-цзя цюань) и внешние (вай-цзя цюань) стили
Этот стиль возник в эпоху Мин, когда в Поднебесье уже гремело имя Шаолиньского
монастыря. Некоторые школы ушу были не согласны с главным принципом Шаолиня -
нападением - и справедливо считали, что этого явно недостаточно, ведь противник,
воспользовавшись благоприятным моментом, тоже может проводить контратаки.
Поэтому, был выдвинут новый принцип: «...посредством покоя управляй движением и
на базе этого контролируй противника, поддавайся мощи и применяй силу». Для
того чтобы новое направление отличалось от стиля шаолинь цюань, ему дали имя
нэй-цзя цюань. Но в последние годы династии Цин из-за сходства форм и некоторых
особенностей тай-цзи цюань, син-и цюань и ба-гуа чжан были объединены под
одним названием нэй-цзя цюань. А школа шаолинь цюань была названа вай-цзя
цюань (школа внешнего направления).
Школы внутреннего направления
Тай-цзи цюань
Стили ян, чэнь, сунь и два стиля у объединены под общим названием – тай-цзи
цюань. Это направление китайского бокса отличает мягкость, плавность и
легкость. Здесь тело и дух сливаются в полном единстве, и движения
осуществляются по плавной дуге, как бы нанизываясь одно на другое.
Вместе с тем каждый стиль тай-цзи цюань имеет свои особенности:
* стиль ян - спокойный и распрямленный;
* стиль у (первый) - изящен и динамичен;
* стиль у (второй) - открыт и четок;
* стиль чэнь - это гармония мягкого и твердого;
* стиль сунь - подвижен и гибок.
Син-и цюань
«Направленная воля и воплощенный разум», «форма-мысль». Это обобщенное название
5 форм и 12 образов. Это стиль четких действий, где в твердости таится мягкость,
форма и содержание едины, движения необычайно аккуратны, просты и отчетливы,
тело прямое, шаг прочный, внутреннее и внешнее едины...
Ба-гуа чжан (Па-куа)
По-китайски означает «кулак» (цю-ань) «восьми»(ба) «триграмм» (гуа). Один из
трех наиболее известных стилей «внутреннего» направления ушу (нэй-цзя).
Согласно традиции считается, что «отцом-основателем» является некий Ван Хэн,
живший во второй половине XVIII века.
Особенность этого стиля в движении по кругу шагами двух типов (сворачивающимися
и разворачивающимися) с одновременным вращением вокруг оси. Основное оружие —
открытая рука, точнее, ее ладонь и пальцы. Базовые формы стиля подразделяются
на 8 составных элементов, имеющих названия «Лев», «Единорог», «Дракон»,
«Феникс», «Змея», «Ястреб», «Медведь», «Обезьяна». Во время практики форм
особенно ценится непрерывность и скорость вращении в сочетании с перемещением
ногами по кругу.
Это один из видов кулачного боя внутреннего направления. Специфичность этого
стиля основана на непрерывности движения по кругу, вращении влево и вправо,
ловкости тела и живости шага, сочетании твердости и мягкости, многочисленных
изменениях позиции. Поступь здесь легкая, как лебединый пух, стойки прочны, как
скала, изменения позиции быстры, как молния, движения вперед - назад, влево -
вправо бесконечно трансформируются и непрерывно переплетаются. Все выполняется
на едином дыхании...
Школы внешнего направления
В настоящее время к таолу шаолиньского кулачного искусства можно с уверенностью
отнести следующие: да хун цюань (большой кулак Хуна}, сяо хун цюань (малый
кулак Хуна), пао цюань (пушечный кулак), лохань цюань (кулак архатов), чжао-ян
цюань (кулак обращённый к солнцу), мэйхуа цюань (кулак сливы мэйхуа), тун-би
цюань (кулак рук [Хань] Туна), чан-чуй цюань (кулак длинных ударов), цзинь-ган
цюань (алмазный кулак), ци-син цюань (кулак семи звёзд), синь-и ба (захват
сердца и мысли), кулачные методы пяти животных (дракона, тигра, леопарда, змеи
и журавля), синь-и цюань (кулак сердца и мысли) и жоу цюань (мягкий кулак). В
парные таолу входят: кулак шести соединений хватания за руки, кулак шести
соединений раскрывания рук, кулак шести соединений хватания ушей и кулак шести
соединений идущих лошадей.
Чан цюань (Длинный кулак)
Обобщающее название ча цюань, 2 стилей хуа цюань, пао цюань, хун цюань
[хунгар?], шаолинь цюань, цзе цзяо, фань цзы и др.
После образования КНР понятие чан цюань претерпело изменения. С тех пор все
виды кулачного боя, содержащие распрямленные стойки, ловкие, быстрые, мощные
движения, четкий ритм, наскоки, прыжки, молниеносные перемещения, переходы в
верхние и нижние позиции стали именоваться чан цюань. Каждый из видов чан
цюань имеет свое лицо. Так, ча цюань и один из хуа цюань отличаются
спокойствием и непринужденностью, легкостью и изяществом, пао цюань и фань цзы
- пронизаны чистотой и аккуратностью и наполнены неисчерпаемой силой.
Дуань цюань (Короткий кулак)
[Китайский бокс. От него пошло окинавское Сюри-тэ]
Имеет еще названия: дуань-да цюань (дуань-да), мянь-чжан цюань (мянь-чжан).
Комплексов тао лу в дуань цюань всего 16 - 8 начальных и 8 мастерских. В этом
смысле приоритетное место в тактике занимает защита, хотя, конечно, имеются и
атакующие приемы. Особое внимание уделяется защите лица на верхнем уровне, ног
на нижнем, груди и боков - на среднем. Основные удары наносятся кулаком, локтем,
ногой, предплечьем, бедром, кончиками пальцев, коленом, головой [как в
муай-тай].
Китайское слово «дуаньда» состоит из двух иероглифов, «Дуань» — короткий, «да»
— бить, удар. Таким образом, это слово обозначает технику ближнего боя,
основанную на коротких, энергичных приемах, преимущественно на ударах и толчках.