накапливать упругую силу, и выплескивать ее в бросках и прыжках. При тренировке
особое внимание уделяется нижним конечностям и пояснице. Мгновенная реакция
делает его наиболее опасным. Стилю "Змеи" присущи низкие перетекающие движения,
смена состояния от максимально напряженного во время удара до полного
расслабления. Принцип действия этого стиля - как бы обматываться вокруг
противника, душить его, сжимая кольцом, или поражать точным ударом в уязвимое
место. Стиль "Журавля" характеризуется особой выносливостью, равновесием,
великолепной растяжкой. При подготовке особое внимание уделяется работе ног в
различных стойках, а также умению балансировать, стоя на одной ноге.
Как правило, монахи Шаолиня изучали основы всех звериных стилей. Овладев ими,
они начинали специализироваться в одном из них, в том, который наиболее
соответствовал их психофизическим особенностям.
Искусству управления энергией монахи Шаолиня придавали особое значение и
тщательно охраняли его секреты. Они научились превращать свою энергию в
своеобразную броню, способную защищать тело от ударов, уколов, рубки мечом или
саблей...
На базе шаолиньского Ушу оформились и развились самые различные стили. Например,
школа "Обезьяны" синтезировала движения мартышек, макак, шимпанзе. Обилие
акробатических элементов, особое положение рук, специальный тренинг для глаз и
головы, многочисленные ужимки сделали мастеров этого направления одними из
искуснейших в Ушу. Сложной акробатикой наполнены стили "Пьяницы", "Катающегося
по земле", "Мицзун". Основаны они на быстрой смене движений (идя вперед,
прыгать назад), мгновенных переходах от одного движения к другому, перекатах,
падениях, ударах, нанесенных из неожиданных положений, а также на резкой смене
психофизических состояний.
В течение столетий монастырю удавалось мирно сосуществовать со светскими
властями. Во времена войны с маньчжурами Шаолинь служил укрытием и местом
оказания помощи повстанцам, но непосредственно в военных действиях монахи
участия не принимали. И все же при императоре Канси (1662-1722) Шаолиню была
объявлена беспощадная война. Монастырь был до основания разрушен, большинство
монахов погибло. Легенда гласит, что лишь пятерым из них удалось бежать в
города Южного Китая. Именно эти монахи считаются основателями южного варианта
Ушу.
Пять больших южных школ Ушу названы именами основавших их мастеров-монахов из
Шаолиня.
Эмейское направление Ушу
Третье направление в народном Ушу - эмейское. Оно получило свое название от
Эмейских гор, находящихся в провинции Сычуань. Здесь было много как буддийских,
так и даосских монастырей, в которых и сформировалось направление Эмэй-пай,
включающее в себя свыше 60 различных стилей, основанных на уданском
психотренинге и шаолиньском кулачном бое.
Наиболее известны 8 главных эмейских стилей (4 больших и 4 малых), которые
объединили в себе как северные, так и южные школы Ушу.
К четырем большим стилям относятся Юэ-мэнь, Чжао-мэнь, Ду-мэнь и Сэн-мэнь. С
каждым из них также связаны многочисленные легенды, из которых черпают
вдохновение создатели современных кинофильмов о мастерах Ушу.
Со стилем Чжао-мэнь связана история мастера Ма Хэйцзы по прозвищу "Волшебная
нога". Основатель одного из трех знаменитых стилей "Красного кулака" взял к
себе в ученики человека по имени Чжан Таньфу. Пройдя весь курс обучения, тот
поселился в Сычуани и взял к себе в ученики Ма Хэйцзы. Вдвоем они в 1875 году
открыли школу "Красного кулака". После смерти учителя Ма Хэйцзы несколько лет
жил отшельником, совершенствуя свой стиль. Он ввел в "Красный кулак" технику
ударов и блоков ногами, разработал и усовершенствовал технику уходов и
передвижений. Покончив с отшельничеством, Ма Хэйцзы открыл в городе Чэнду школу
Ушу. Его мастерство было столь искусно, что он получил приглашение преподавать
Ушу в армии. После смерти Ма Хэйцзы его стиль назвали Чжао-мэнь в память об
известном в то время полководце Чжао Куаньине, хотя тот не имел к созданию
этого стиля никакого отношения.
Стиль Ду-мэнь связан с именем Ду Гуаньиня из провинции Цзянси, который в 40-х
годах XVIII века поселился в Сычуани. Основа его стиля была в следовании
"естественности для нахождения равновесия и баланса". Для этого использовались
десять способов подхода к противнику и техника «8 захватов и болевых замков».
Характерная для стиля Ду-мэнь близкая дистанция требовала особой техники рук, в
которой сочетались приемы захвата запястья, выкручивания суставов, вытягивания
конечностей, растягивания суставов до их разрывов, удары и нажатия в
определенные точки. Для этого Ду Гуаньинь и его последователи создали
специальную систему отработки захвата кисти руки и тренировки силы пальцев. В
нее входили упражнения по жонглированию различной величины мячами, гирями,
сырыми яйцами, а также по ловле выпущенных из лука стрел, бросаемых ножей и т.п.
Система бросков в Ду-мэнь отличалась от других стилей. Используя силу
скручивания и вращения, вначале проводился залом или нажатие на болевую точку,
затем противника бросали на землю, а не поднимали вверх. Похожий принцип
используется в Айкидо. Для ухода от бросков была разработана система
освобождений, аналогичная тао «72 шаолиньских захвата и освобождения».
Характерный для Ду-мэнь принцип использования одновременно нескольких
параллельных действий - захвата, работы ног, нажатия на болевую точку -
требовал совершенного психофизического аппарата.
Две другие большие и четыре малые эмейские школы либо не сохранились, или
трансформировались в другие стили.
Традиционное Ушу и Спортивное Ушу
Время меняет самое незыблемое, сколь прочным оно ни казалось. Почти ушло в
прошлое понимание Ушу как «Пути». Сегодня оно представляет собой огромный
конгломерат направлений, стилей и школ, не имеющий общей терминологии и
методики преподавания систем. Отошло на второй план и понятие Ушу как воинского
искусства. Вперед выдвинулось Ушу как спорт.
В китайской энциклопедии так дано определение современному Ушу: «...является
традиционным китайским видом спорта. В его содержание включены элементы
рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы
упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными
правилами и содержат в своем арсенале удары ногами, руками, броски, захваты,
падения, выпады, прыжки, а также колющие и рубящие действия».
Однако спорт, по определению, боевым искусством не является. Поэтому
многочисленные поклонники традиционного Ушу (особенно в китайских деревнях и за
пределами КНР) полностью отвергают современное «официальное» Ушу и
противопоставляют ему «народное».
Тогда, когда Ушу еще было искусством боя и искусством жизни, обучение в
монастырских и светских школах занимало в среднем пятнадцать лет.
* Первые пять лет отрабатывались культура движений, базовая техника, основные
удары и блоки, закалялись дух и тело ученика. [База, ОФП]
* Последующие пять лет посвящались закреплению приемов и их комбинаций,
овладению стратегией и тактикой боя, работе с различными видами оружия,
единоборствам с вооруженным противником. [Для «черных поясов»: Ката, оружие]
* Третья пятилетка включала в себя развитие энергетических ресурсов организма и
изучение тайных традиций школы - наиболее сложных приемов, экстрасенсорных
навыков, искусства точечных ударов, реанимации и т.д. [Внутренние техники
(энергетика)]
Человек, это порождение Земли и Неба, соединивший в себе пять первоэлементов,
рассматривался в системе подготовки Ушу комплексно. Развитие психических и
физических способностей занимающихся непременно соотносилось с особенностями
внешней среды и с теми изменениями, которые могут вызвать в организме ученика
все колебания окружающего мира.
Система воспитания базировалась на овладении в совершенстве тремя основами Ушу:
* осмысленным движением и позами;
* правильным дыханием;
* особым состоянием ума.
Причем в ходе занятий 85% времени отводилось психофизической подготовке и лишь
15% физическому тренажу, который включал в себя отработку базовой техники
(стойки, позы, шаги, перемещения); падений, подкатов, прыжков и ударов в
прыжке; ударов руками и ногами; захватов и освобождений от них; многочисленных
комплексов упражнений, в их числе звериных, основанных на имитации движений
животных и птиц. Кроме того, учеников обучали технике фехтования с оружием,
обороне от нападения вооруженного противника.
Если, несмотря на всю насыщенность, физическая подготовка не содержит в себе
особого секрета, то занятия по развитию и становлению психофизического аппарата
менее известны.
Одним из важнейших в системе такого обучения считался раздел работа со стихиями
(первоэлементами). Осваивая специальные комплексы, ученик не только приучался
видеть все жизненные процессы через призму пяти стихий и полярных сил инь-ян,
но и приобретал способность адекватно реагировать на усиление жары или холода,
бороться в воде и на скользком льду, лазить по скалам и прыгать по деревьям.
По принципу пяти первоэлементов классифицировались виды кулачного боя и оружия:
оборонного, наступательного, колющего, режущего, рубящего, дробящего,
обвивающего и т.д. Зная принцип, владея арсеналом школы, ее тактикой и
стратегией, можно было противопоставить действию противника оптимальное
противодействие, подобно тому, как огонь плавит металл, а вода тушит огонь. Об