Смекни!
smekni.com

по истории «Военные оркестры» (стр. 2 из 4)

Послереволюционные годы XX века стали периодом стихийного возникновения военных оркестров, в большинстве своем не способных отвечать стоящим перед ними задачам. Для централизованного управления деятельностью военных оркестров в 1919 году создано Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота. Именно в этот период была создана «кремлёвская музыкальная команда» гарнизона Московского Кремля, ставшая со временем профессиональным коллективом – Президентским оркестром России.

Увеличение численности Красной Армии в 1930-е годы диктовало рост потребности в военных музыкантах. Поэтому в этот период значительно увеличилась сеть военно-учебных заведений, в числе которых был создан и военный факультет Московской государственной консерватории. В этот же период военные оркестры привлекаются к работе на радио, записям грампластинок и музыки к кинофильмам.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 В. м. иногда использовалась и в боевых операциях (прорыв блокады Ленинграда, решающие штурмы в боях за населённые пункты и т.д.). Концерты военно-патриотической музыки за рубежом для населения освобождённых городов, как правило, стихийно перерастали в митинги, участники которых выражали высокие чувства признательности Стране социализма и её могучим Вооружённым Силам.

В годы Великой Отечественной войны военные оркестры выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат. В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуара оставались марши.

В послевоенные годы духовая музыка наряду с массовой песней остаются на авансцене отечественной культуры.

Заметно расширился круг воинских ритуалов, повседневная исполнительская практика военных оркестров: музыкальное оформление торжественных мероприятий и парадов, боевая учеба войск, войсковые маневры и смотры. Стали традиционными конкурсы, праздники и фестивали военной музыки.

Вместе с тем заметно повысилось её значение в воспитании войск, возросли её общественно-организующие функции при проведении различных торжественно-церемониальных мероприятий и народных празднеств. Усилилась её культурно-просветительная роль как специфической разновидности советского музыкального искусства в целом. В зависимости от задач и условий применения определились выразительные средства В. м. и её основные разновидности: сигнальная, строевая, общественно-церемониальная, развлекательная и концертная В. м. Уставы Сов. Армии значительно упростили сигнальную службу во всех родах войск, освободив её от устаревших, потерявших значение в бою, строю и воинском быту сигналов, барабанных боёв и маршей.

Начиная с 60-х гг. XX века армейские и флотские оркестры нашей страны становятся постоянными участниками международных фестивалей духовой музыки и начинают выезжать в зарубежные страны.

Благодаря высокому уровню исполнительского мастерства и творческого потенциала, военные музыканты сыграли заметную роль в развитии отечественного музыкального искусства.

В современный период военные оркестры обеспечивают не только проведение воинских ритуалов, но и принимают активное участие во всех значимых общественных мероприятиях, проводят большую концертную и просветительскую работу.

С 2005 года по инициативе Президентского оркестра России в летний период проходят выступления духовых оркестров у грота в Александровском саду. Эту инициативу поддержало Правительство Москвы, многие культурно-массовые организации, и теперь у грота в Александровском саду выступают практически все известные в столице военно-музыкальные коллективы.

Предоставленная возможность свободного формирования репертуара позволила военным дирижерам создавать на базе оркестров эстрадные коллективы и плодотворно сотрудничать с композиторами в области духовой музыки.

В настоящий момент военные оркестры, являясь носителями музыкальной культуры, сохраняют и приумножают славные традиции отечественной военной музыки.

Президентский оркестр

Это главный музыкальный коллектив при проведении официальных мероприятий государственного значения, включая инаугурацию Президента РФ. Входит в структуру Федеральной службы охраны. В составе коллектива — 140 профессиональных музыкантов.

Оркестр был создан 11 сентября 1938 года в структуре управления коменданта Московского Кремля. В разные годы носил названия: оркестр комендатуры Московского Кремля, образцово-показательный оркестр комендатуры Московского Кремля, Кремлёвский оркестр. Название «Президентский оркестр» коллектив получил 11 сентября 1993 года.

С 2004 года художественным руководителем и главным дирижёром оркестра является заслуженный артист РФ Антон Орлов.

Музыкальный коллектив является участником государственных церемоний высокого ранга, в частности, сопровождает визиты в Россию глав государств и правительств. Солисты этого коллектива знают гимны большинства стран мира. Кроме того, оркестр участвует в приёмах, посвящённых государственным праздникам, памятным датам, в мероприятиях с участием главы государства. От вида таких мероприятий зависит количество и состав группы: духовой оркестр работает на встречах, проводах, во время государственных визитов, а симфонический — сопровождает приёмы, наградные церемонии, обеды. Президентский оркестр России — один из немногих военных оркестров в мире, в котором есть симфонический состав.

Музыкальные инструменты военного оркестра

Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

В настоящее время различаются два основных вида бубнов:

Народный или этнический, деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. В их конструкции могут быть небольшие бубенчики, привязанные к проволоке, протянутой под мембраной.

Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.

Лита́вры (итал. timpani, фр. timbales, нем. Pauken, англ. kettle drums) — ударный музыкальный инструмент с определенной высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до семи) металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть имеет отверстие.

Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке, а с XVII века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались в качестве передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали.

Дудка — русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.

Кларне́т (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet или clarionet) — деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

Появление кларнета в России относится к середине XVIII века. Первыми кларнетистами были немецкие и чешские музыканты, приглашённые на службу в императорскую капеллу: Кристоф Ланкаммер, Карл Компаньон, Йозеф Гримм (1750—1831), Георг Бруннер (1750—1826), Карл Манштейн. С 1764 года кларнетистом в придворном оркестре был первый русский кларнетист Фёдор Ладунка. В течение 10 лет (1782—1792) по приглашению Екатерины II в России работал выдающийся немецкий кларнетист-виртуоз Иоганн Йозеф Бер (1744—1812).

На рубеже XVIII—XIX веков с гастролями в Россию приезжали крупнейшие европейские кларнетисты — австриец Антон Штадлер, швед Бернхард Хенрик Круселль, позднее (в 1822 и 1832 годах) — немец Генрих Йозеф Берман (1784—1847) и его сын Карл (1810—1885), бельгиец Арнольд Йозеф Блез (1814—1892). Среди русских кларнетистов этого периода следует отметить солиста Императорского театрального оркестра в Москве П. И. Титова (1796—1860), активно концертировавшего до середины XIX века, и петербуржца Михаила Тушинского (1817—1852).