Итак, состояние противоречий не является неизменным при развитии систем. Оно может быть гармоничным, но может быть и дисгармоничным и даже конфликтным. Гармония может перерастать в дисгармонию, а последняя преобразовываться в гармонию или переходить в конфликтное состояние. Для разных систем существует своя мера возможностей преодоления противоречий, в том числе только при гармоничном развитии, минуя состояние дисгармонии. Гармония, чтобы остаться таковой и не обрести черты иного состояния, должна постоянно воспроизводить свои, а не другие предпосылки развития.
Таковы моменты, характеризующие всеобщность противоречий.
Противоречие есть процесс. Во-первых, состояние противоположностей, составляющих противоречие, да и самого противоречия не остается, как мы только что видели, неизменным, а само непрерывно меняется. Во-вторых, противоречия преодолеваются, для чего требуются затраты вещества, энергии, информации, связанные с дополнительным движением.
Сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому качеству, т.е. развитие. Противоречия могут быть налицо, но развитие на этом уровне не будет иметь места (это положение не исключает признания развития подсистем, элементов, других компонентов системы, т. е. означает статичность всего, что имеется при этом в материальной системе). В данном отношении всеобщность противоречий не идентична всеобщности развития. Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться. В строгом смысле слова понятие противоречия включает в себя представление о преодолении противоречия, вследствие чего можно утверждать, что развитие есть там, где есть противоречия и их преодоление. Общая теория диалектического противоречия фиксирует в качестве основных форм разрешения противоречий действительности:
а) переход противоположностей друг в друга, соответственно в более высокие формы;
б) «победу» одной из противоположностей;
в) исчезновение (гибель) обеих противоположностей при коренном преобразовании системы и др.
Любое разрешение противоречия есть существенное качественное изменение в бытии, т. е. отрицание. В то же время могут быть противоречия, окончательно не разрешаемые.
Процесс преодоления противоречия представляет собой скачок, который, в свою очередь, складывается из противоречий.
Необходимость преодолеть противоречие выступает для социальной системы как цель. Достигнутая цель становится средством достижения новой цели. Диалектика цели и средства – одна из сторон процесса развития. Одно и то же явление может быть целью в одном отношении, средством в другом.
Противоречия отражаются в познании посредством понятий «противоположность», «единство» и «борьба». Стороны, или элементы, части системы, имеющие противоположные тенденции изменений, называются противоположностями. В самом общем плане (и преимущественно) противоположностями являются тенденция к устойчивости и тенденция к изменчивости. В неорганических системах они проявляются в форме разнонаправленных сил притяжения и отталкивания, в эволюции видов – в форме наследственности и изменчивости и т. п. Таким образом, противоречие образуют противоположно направленные тенденции, взаимосвязанные в рамках единой системы.
В «расширенной» формулировке рассматриваемого закона понятие «борьба» имеет специфическое значение. В прямом смысле слово «борьба» относится к обществу, отчасти к органической природе. Применительно же к неорганической природе и к некоторым биологическим явлениям точнее говорить о взаимодействии противоположностей (что включает представление об их «взаимоотвержении» и взаимоотрицании). Иногда этот закон формулируется как «закон взаимного проникновения противоположностей». Поскольку имеют место противоположности, их взаимное проникновение связано с их противоборством, столкновением. Столкновение тенденций означает, что одна их них стремится вытеснить, преодолеть другую, т.е. имеет место их взаимоотрицание.
«Единство» противоположностей разноаспектно. Таких аспектов по крайней мере четыре: 1) единство как взаимодополняемость, связь в составе целостной материальной системы; 2) единство как равновесие, равнодействие противоположных сторон; 3) единство как возможность перехода одной противоположности в другую (в смысле изменения положения в системе) и 4) единство как возможность временного объединения, «союза» в условиях разнонаправленности (в состоянии полярности и конфликтности). Качественная сторона единства противоположностей выражается в первом, третьем и четвертом аспектах, количественная сторона – во втором.
Единство и борьба противоположностей являются источником и главной движущей силой развития. В их научном конкретном познании – ключ к практическому использованию противоречий, к управлению процессами развития.
Существуют множество различных противоречий и разные основания их классификации. Исходным, наиболее фундаментальным подразделением противоречий является их деление по степени охвата действительности. Выделяются следующие два типа: 1) общедиалектические, охватывающие материальную и духовную действительность, и 2) специфически-диалектические, разделяемые, в свою очередь, на два подтипа: а) противоречия материальных систем (предметные противоречия) и б) диалектические противоречия познания.
Общедиалектические противоречия классифицируются на виды на основании того, в каких всеобщих сторонах действительности они функционируют. По тому, действуют ли они в области явлений (проявлений) или сущности, противоречия образуют два вида: феноменологические и эссенциалистские (их мы касались при рассмотрении вопроса о сущности и явлении). Если берется форма и содержание, то выделяются противоречия формы и противоречия содержания. Выделяются также противоречия внешние и внутренние, необходимые и случайные, действительные и возможные и т.п.
Рассмотрим внешние и внутренние противоречия.
Внутреннее противоречие – это такое, которое находится внутри системы, ограничено рамками конкретной целостности. Внешнее – это противоречие между данной системой и другой, находящейся вне ее. Внешнее и внутреннее относительны. Одно и то же явления (противоречие) есть одновременно и внутреннее и внешнее: в одном отношении внутреннее, в другом – внешнее.
Развитие определяется и внутренними и внешними противоречиями. Удельный вес каждого из них в детерминации конкретных изменений устанавливается в каждом случае конкретно. Но в общей форме обнаруживается неразрывность внешних и внутренних противоречий.
Вся материя системна и одни системы взаимодействуют с другими, а меньшая система включается в большую по своим масштабам, поэтому бытие конкретных материальный и духовных систем определено и внутренними и внешними детерминантами. Ни одно существование с его развитием не базируется только на внешнем или только на внутреннем, но на взаимосвязи внешнего и внутреннего. В этом единстве внутреннее не равнозначно внешнему: развитие сложноорганизованной системы есть прежде всего самодвижение — основные его импульсы заключены во внутренних противоположных тенденциях, их взаимодействии.
Итак, источником развития являются внутренние и внешние противоречия системы при ведущей роли в формировании качественной основы системы внутренних противоречий.
В подтипе специфически-диалектических предметных противоречий выделяются виды противоречий по формам движения материи и по структурным уровням ее организации.
Возможны другие основания деления. Существуют противоречия конструктивные и деструктивные. Деструктивные противоречия могут для своего преодоления нуждаются в их разрушении. Все это и укладывается в понятие «деструкция». Не изжито представление, будто наличие противоречия у предмета пагубно для него. Гегель писал: «Если в той или иной вещи можно обнаружить противоречие, то это само по себе еще не есть, так сказать, изъян, недостаток или погрешность этой вещи». Противоречия неизбежны, без них нет развивающихся систем.
Итак, рассмотренные законы диалектики с трех различных сторон характеризуют развитие: закон диалектической противоречивости – источник, импульс развития; закон перехода количества в качество – механизм возникновения новых качеств; закон диалектического синтеза – характер и форму прогрессивно направленных изменений.
Теория развития в философии Г.В.Ф. Гегеля
Одной из первых в истории философии была классическая модель диалектики, представленная трудами немецких философов XVIII – XIX веков – Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 – 1831) одним из первых угадал главные принципы диалектической концепции.
Основной вопрос философии Гегель решал с позиции объективного идеализма. За основу всех явлений природы и общества он принимал мировой дух, который, по его утверждению, первичен и вечен. Природа же вторична и производна от духа. Мировой дух именуется у Гегеля «абсолютным духом», «абсолютной идеей», «божественным сознанием».
Развивая идеалистический взгляд на мир, Гегель особое внимание уделял вопросам диалектики понятий. Отправляясь от Канта, Фихте, Шеллинга, в теориях которых диалектика не была еще так основательно разработана и превращена в цельную систему, Гегель создал свой диалектический метод, являющийся одним из важнейших достижений философии домарксистской эпохи.
Критикуя философию Канта, Гегель возражал против его утверждения, что «вещи в себе» находятся «по ту сторону наших мыслей», то есть непознаваемы. Гегель говорил о тождестве бытия и мышления как объективный идеалист, но сама мысль о познаваемости «вещей в себе» явилась ценным приобретением теории познания и диалектики.
В борьбе против кантовского агностицизма Гегель пришел к утверждению диалектического единства сущности и явления. Применив диалектику к теории познания, Гегель утверждал, что мышление способно познать истину.