Смекни!
smekni.com

по философии студентки (стр. 7 из 9)

Носителем качественной определенности в философии Гегеля выступает понятие «нечто»: «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть».

Следующая ступень бытия – количество, то есть внешняя бытию определенность. «Количество, – согласно дефиниции Гегеля, – есть чистое бытие, в котором определенность положена уже не как тождественная с самим бытием, а как снятая, или безразличная». Так, говорит Гегель, дом остается тем, что он есть, будет ли он больше или меньше. Понятие качества пере­ходит, по Гегелю, в понятие количества и обратно. В результа­те этого движения понятий качества и количества возникает, по его мнению, понятие «меры» как их единства – качественного количества.

Переход качества в количество и переход количества в ка­чество, по мнению Гегеля, является той диалектикой понятий, которая кладет конец окостенелому формальному и метафизи­ческому пониманию этих категорий. Гегель выдвинул понятие «узло­вой линии мер» – развития, в котором постепенность преры­вается скачками. Именно в этом положении Гегеля Ленин заметил догадку о скачкообразном характере развития.

«Всякое рождение и всякая смерть, – пишет Гегель, – вме­сто того, чтобы быть продолжающейся постепенностью, есть, наоборот, перерыв такой постепенности и скачок из количе­ственного изменения в качественное».

Здесь выступает та мысль, что на известных этапах плав­ное, непрерывное, эволюционное развитие сменяется развитием скачкообразным, революционным. Гегель следующим образом формулировал свой диалектический взгляд на развитие:

«Говорят: в природе не бывает скачков, и обычное представ­ление, когда оно хочет постичь некоторое возникновение или превхождение, полагает, … что постиг­нет их, представляя их себе как постепенное происхождение или исчезновение. Но мы показали, что вообще изменения бы­тия суть не только переход одной величины в другую, но и переход качественного в количественное и наоборот, становле­ние иным, представляющее собою перерыв постепенности и качественно другое по сравнению с предшествующим существо­ванием. Вода через охлаждение не становится твердой, посте­пенно, не делается сначала кашеобразной, чтобы затем, делаясь постепенно все тверже и тверже, достигнуть консистенции льда, а сразу затвердевает; уже достигнув температуры точки замер­зания, она все еще может полностью сохранить свое жидкое состояние, если она останется в покос, и ничтожное сотрясение приводит ее в состояние твердости».

Во второй части «Логики» Гегель излагает свое учение о сущности. Согласно гегелевской идеалистической диалектике, понятие бытия, достигшее своей полноты в «мере», уступает место понятию сущности. Мировой дух получает, таким обра­зом, новое, более глубокое и конкретное «определение». В этой диалектике понятий Гегеля выступает его догадка о том, что познание людьми природы углубляется от явлений (у Гегеля – «бытия») к сущности.

Диалектическая мысль Гегеля, что сущность есть более глу­бокое, чем бытие, «определение» мирового духа, получает свою конкретизацию в том, что сущность, по его мнению, имеет три ступени: сущность как таковая, явление и действитель­ность. Гегель рассматривал противоречие как источник движения, принцип развития. Сущность, по мысли Гегеля, выступает вначале как тождество различных «определений», затем в этом тожде­стве обнаруживается различие, перерастающее в противопо­ложность, и, наконец, возникает противоречие. Противоречие, по мысли Гегеля, – это жизненный нерв, заставляющий поня­тия двигаться, изменяться, превращаться в свою противоположность.

Гегель выдвинул мысль о взаимосвязи сущности и явления. Он утверждал, что сущность «является», что дейст­вительность есть единство явления и сущности. Эта диалекти­ческая взаимосвязь понятий в сфере сущности именуется Геге­лем «рефлексией» (соотношением) понятий в отличие от «пе­рехода», характерного для движения понятий в сфере бытия. Таким образом, «очистив» явление от вещественности, включив его в идеа­листическую концепцию сущности, Гегель приступает к рассмотрению закона явления. Закон, по определению Гегеля, есть сохраняющаяся устойчивость явления. В переходе от одного явления к другому выступает некоторая устойчивость, некотоpoe единство, сохраняющийся положительный момент. «Это единство есть закон явления», – писал Гегель. Диалектическое рассмотрение Гегелем понятия действитель­ности как единства сущности и явления (существования) за­вершает собой гегелевское учение о сущности.

Важное место в учении Гегеля о сущности занимают такие понятия, как «возможность», «случайность» и «необходимость». Согласно Гегелю, «действительность есть прежде всего возможность, которая положена как противостоящая конкретному единству действительного, как абстрактная и несущественная существенность». Это абстрактная возможность чего угодно, которой противостоит абстрактная же невозможность чего бы то ни было. Гегель замечает, что «оцениваемая как одна лишь возможность, действительность есть нечто случайное, и, обратно, возможное само есть только случайное». Развитие «круга определений» возможности и случайности, трактуемое как преобразование случайного в условие иного, делает возможность реальной. В этой реальной возможности, приобретающей самодвижение, соединены предмет, условия и деятельность: причем «когда все условия имеются налицо, предмет необходимо должен стать действительным и развитая действительность ... есть необходимость».

Следующей ступенью развития понятия, по Гегелю, является категория объективности, или объекта, выступающего в трех по­следовательных формах: механизма, химизма и телеологии (целесообразности). Гегель трактовал категорию объективности с точки зрения своей системы объективного идеализма, как одно из «определений» мирового духа. В соответствии с этим и категории механизма и химизма, эти абстракции от реальных механических и химических явлений, Гегель превращал в фор­мы проявления абсолюта. Высшей формой объективности Ге­гель признавал телеологию, ибо развитие понятия, с его точки зрения, имеет целесообразный характер. Таким путем катего­рия объективности, в конечном итоге превращенная Гегелем в категорию целесообразности, переходит в абсолютную идею. Рациональное зерно этого раздела «Науки логики» состоит в до­гадке, что целесообразная деятельность человека опирается на познание законов природы (законов механики и химии).

Итак, в первой части «Науки логики» Гегель раз­вивал диалектическую мысль о переходе качества в количество и обратно; во второй он излагал свое учение о противоречивом характере развития; с третьей части подвел итог пониманию развития как «отрицания отрицания», которое проходит через всю логику. Схемой для гегелевской идеалистической диалектики поня­тий служила триада: первый член триады – тезис; второй – отрицание тезиса, антитезис; третий – отрицание антитезиса, «отрицание отрицания», синтез. При характеристике Гегелем рассмотренных начальных понятий учения о бытии ясно проявилась специфика процессов диалектического отрицания и синтеза. Это отрицание таково, что понятие, которое переходит в противоположное понятие, не исчезает всецело, но в известном смысле сохраняется за счет изменения формы своего существования. По выражению Гегеля, оно переходит не в совершенно иное, а в «свое» иное. Таким образом, диалектическому отрицанию оказывается присуща способность сохранения, синтезирования. Неоднозначен, диалектически противоречив и характеризуемый Гегелем синтез тезиса и антитезиса, поскольку при их слиянии в единство происходит определенное отрицание их: они утрачивают прежнюю самостоятельность и включаются в синтезирующее понятие только как «моменты», подчиненные его специфической целостности, которая представляет собой новообразование, не сводимое к их сумме и к их определенностям. Единство уничтожения и сохранения в процессах диалектического отрицания и синтеза Гегель
обозначил термином «снятие
.

Вторая составная часть системы Гегеля – философия природы – представляет фантастическое изображение воплощения абсолютной идеи в якобы «конечной» форме природы.

В первой части «Философии природы» – в механике – Ге­гель рассматривает понятия пространства и времени, материи и движения, а также «материи в свободном движении», как он называет небесные тела. Учение Гегеля о пространстве и времени – это учение понятиях, помощи которых абсолютная идея пе­реходит в свое «инобытие» и творит природу. Оно было направлено против французских материалистов XVIII в., справедливо считавших пространство и время спосо­бом существования материи. Равным образом, согласно идеа­листической системе Гегеля, материя – это не объективная реальность, но действительная основа всех природных явле­ний, – ибо за таковую Гегелем принят мировой дух, – но лишь одно из тех «определений», понятий, при помощи которых аб­солютная идея творит природу как свое «инобытие». В противо­речии с данными науки Гегель отрицал бесконечность вселен­ной, а ее вечность он трактовал как вечность ее «творения» бо­гом. Тем не менее и в «Философии природы» обнаруживается рациональное зерно гегелевского метода—мысль о единстве материи и движения, догадка о том, что пространство, время и движение внутренне противоречивы, что в них воплощено единство дискретности (прерывности) и непрерывности.

Вторую часть «Философии» природы составляет физика, имеющая своим предметом, по определению Гегеля, «индиви­дуальность» материи – физические и химические свойства тел.