С идеалистических позиций Гегель боролся против атомистической теории, считавшей мир состоящим из материальных атомов, но как диалектик он признавал изменчивость и превращаемость элементов, высказывал мысль о зависимости химических качественных различий от количественных изменений.
Мысль Гегеля о диалектическом характере химического процесса, его догадка о зависимости химических качеств от количественных изменений, его положение об органической связи между химией и физикой, а равным образом рассмотрение химического процесса как последнего звена в подготовке органической жизни – все эти особенности его натурфилософии также свидетельствуют о наличии в ней рационального зерна. В химическом процессе, по Гегелю, неорганическая природа достигает своего наивысшего пункта.
Предметом органической физики – третьей, последней, части «Философии природы» – является жизнь, определяемая Гегелем как непосредственное существование идеи; следовательно, жизнь рассматривается им как лишенная своей действительной материальной основы и своих объективных законов развития. Даже обмен веществ в животном организме Гегель истолковал как власть идеи над химическим процессом. Умозрительный характер натурфилософии Гегеля сказался в его утверждении, что организм якобы не зависит от окружающей материальной среды, что при своем соприкосновении с внешним миром он неизменно остается самим собой. В этом вопросе гегелевская натурфилософия снова обнаруживает расхождение с передовыми тенденциями тогдашнего естествознания. Гегель по сути дела отрицал развитие органического мира во времени. Он отбрасывал представление о происхождении более развитых животных организмов от низших, прямо утверждая, что «метаморфозе подвергается лишь понятие как таковое, так как лишь его изменения представляют собою развитие».
Третьей частью идеалистической системы Гегеля является философия духа, предмет которой, по его утверждению, – мировой дух, из сферы природы возвратившийся «к себе».
Философия духа – это идеалистическое учение о личной и общественной жизни людей.
Гегелевская теория общества, изложенная в «Философия духа» и в примыкающих к ней произведениях – «Философии права», «Философии истории», «Эстетике», «Истории философии» – хотя и является идеалистической, но содержит ряд цепных диалектических идей об историческом развитии общественной жизни. Гегелю принадлежит замечательная диалектическая мысль о закономерности исторического процесса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития.
По мнению Энгельса, великая заслуга Гегеля «состоит в том, что он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и пытался раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». В «Философии духа» мировой дух проходит очередную триаду развития как субъективный, объективный и абсолютный дух.
Субъективный дух выступает, во-первых, как душа, являющаяся в виде человека (антропология); во-вторых, как сознание, в котором дух отличает себя от телесности (феноменология); в-третьих, как дух, теоретически и практически подчиняющий себе внешний мир (психология).
Одним из самых важных произведений Гегеля является его «Феноменология духа». Феноменология духа понималась Гегелем как учение о явлениях (феноменах) сознания и формах развития духа. Гегель поставил в «Феноменологии духа» вопрос об отношении субъекта к объекту в процессе познания людьми природы.
«Рациональное зерно» в гегелевской «Феноменологии духа» состояло в попытке рассмотрения сознания в процессе развития, в догадке о единстве логического исторического.
Сознание есть определенное отношение субъекта к объекту, писал Гегель. Если исходить из объекта, то сознание в своих различиях определяется различиями объекта: однако сам объект существенно определяется развитием сознания, а поэтому различия объекта в свою очередь зависят от развития сознания. Это диалектическое взаимоотношение между сознанием и его предметом обнаруживается в самом развитии сознания и составляет содержание феноменологии.
Гегель различал три ступени в развитии сознания:
1. сознание вообще (здесь предмет противостоит Я);
2. самосознание (здесь предмет есть само Я);
3. разум (здесь предмет принадлежит Я, будучи мыслью).
В гегелевской феноменологии, как и во всей гегелевской системе в целом, действительные явления рассматриваются как абстрактные сущности, понятия, «определения» мирового духа.
«Рациональное зерно» гегелевской диалектики и ее применении к психологии обнаруживается в том, что Гегель выступил против метафизического расчленения психики на отдельные, самостоятельные «способности», против исключительного господства аналитического метода в психологии. Но этому рациональному содержанию психологического учения Гегеля противоречила его идеалистическая и метафизическая система.
Во второй части «Философии духа» Гегель рассматривает вопросы права, морали и нравственности, характеризуя их как проявлении «объективного духа». Правовая концепция Гегеля изложена специально в «Философии права», понимание исторического процесса – в «Философии истории».
Объективный дух, согласно учению Гегеля, есть «мир свободы».
Саморазвитие свободы, в гегелевском смысле, есть право, а поэтому учение об объективном духе есть философия права, рассматриваемого в его переходящих, друг в друга формах: право собственности, право морали, семенное право, государственное право, международное право и право всемирной истории, или мирового духа.
Предметом гегелевской диалектики был и процесс мировой истории, который философ рассматривал в развитии. С точки зрения объективного идеализма Гегеля, вся история человечества есть не что иное, как обнаружение божественного разума. Это основное положение гегелевской философии истории – разум господствовал и господствует в мире – является распространением философского идеализма на развитие общества.
Итак, развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Важнейшими категориями диалектики являются противоречие, качество, количество и мера, случайность и необходимость, возможность и действительность и др.
Каждая система в своем развитии проходит диалектическую триаду – тезис, антитезис, т.е. противоположную тезису идею, и синтез – решение, возникающее в результате борьбы тезиса и антитезиса.
Неотъемлемой частью диалектики являются законы развития. Первый закон диалектики – закон диалектической противоречивости – дает ответ на вопрос «почему совершается развитие», второй – закон перехода количества в качество – отвечает на вопрос «как происходит развитие», наконец, закон диалектического синтеза – на вопрос «каков характер поступательного развития». В итоге взаимодействия трех отмеченных законов диалектики возникает единая система диалектических связей и переходов, в которой каждый элемент выполняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю действительность. Закон диалектической противоречивости обнаруживает свое определяющее воздействие в каждом пункте развития, его проявления имеют место в любом масштабе и на любой стадии существования и развития предмета. Закон перехода количества в качество наиболее явно обнаруживает свое действие при переходе к каждому новому этапу развития, т.е. не на каждой отдельно взятой стадии существования предмета, а по меньшей мере в соотношении двух стадий. Действие закона отрицания отрицания проявляется лишь в процессе взаимодействия по крайней мере трех этапов развития.
Обладая специфичностью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга, вплоть до полного слияния. Их единство многогранно, многоуровнево. Основа этого – взаимодополнение в развитии. Одним из общих звеньев законов диалектики является скачок,
т. е. момент, или стадия качественного преобразования развивающейся системы (подсистемы): будучи фокусом закона перехода количества в качество, скачок выступает для закона отрицания отрицания отрицанием-снятием, для закона единства и борьбы противоположностей – разрешением противоречия (скачки происходят не только на этапе конфликта, или в состоянии дисгармонии, но и в процессе гармоничного развития системы), в особенности когда противоречия достигают полной меры.
«Едва ли не самое лучшее изложение диалектики», по оценке Ленина, принадлежало Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю. Именно в его философии диалектика получила наиболее развитое выражение. Проблемы диалектического развития нашли отражения в таких трудах философа, как «Наука логики» и «Феноменология духа».
Диалектическая концепция развития присутствует в гегелевских учениях о бытии и о сущности. Представлена она и в учении о понятии.
В учении о бытии философ рассматривает такие понятия, как «чистое бытие», «ничто» и «становление». Переход «чистого бытия» в «ничто» и обратно Гегель называет «становлением», результатом которого является «наличное бытие». «Наличное бытие» связано у Гегеля с понятием качества. По его мнению, наличное бытие имеет определенность, которая является качеством. «Чистое бытие», «ничто» и «становление» характеризуют, собственно, становление качества, потому что явившееся их «истиной» «наличное бытие ... есть качество». Таким образом, главная триада понятий в учении о бытии – это качество, количество и мера.