В учении о сущности Гегель утверждал, что сущность есть более глубокое, чем бытие, «определение» мирового духа и имеет три ступени: сущность как таковая, явление и действительность.
Наконец, в учении о понятии Гегель дал определение развитию, которое понимал как процесс, «посредством которого полагается лишь то, что уже имеется в себе», указывая, что поэтому «движение понятия мы должны рассматривать лишь как игру: полагаемое этим движением другое на деле не есть другое». Принципом развития, по мнению философа, выступает противоречие.
Диалектический метод Гегеля оказал благотворное влияние на дальнейшее развитие философии, в том числе классической русской философии, и явился одним из идейных источников марксизма; «рациональное содержание» гегелевской диалектики было обнаружено и критически переработано Марксом и Энгельсом.
Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия // Учебник, изд. 3-е. – М: Проспект, 2003.
2. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // Вопросы философии. – 1995,№1.
3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – Спб., 1997.
4. Исаев И.Т. Диалектика и проблема развития. – М., 1979.
5. История философии в 4-х тт. Том 2 // Под ред. Дынника М.А., Иовчука М.Т., Кедрова Б.М., Митина М.Б., Трахтенберга О.В. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957.
6. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие для
ун-тов. – М.: Высш. шк., 1989.
7. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVIII века. – М.,
1973.
8. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. – 1995, №1.
9. Свидерский В. И. О некоторых особенностях развития // «Вопросы философии». – 1985. № 7.
10. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская Энциклопедия, 1985.
11. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.