Смекни!
smekni.com

по философии студентки (стр. 1 из 9)

Московский государственный университет

имени М.В.Ломоносова

Факультет журналистики

Теория развития в философии. Диалектика.

Г.В.Ф. Гегель

Реферат по философии

студентки II курса 201 группы

Филатовой И.М.

Преподаватель: Радул Д.Н.

Москва 2004

Понятие диалектики. Модели развития

Диалектика – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основным предметом изучения диалектики является развитие. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объек­тивными законами и потребностями человеческой цивилизации.

Важное значение имеет, конечно, исходное определение самого понятия развития.

Развитие не есть развитие «вообще», «всего», «всей материи». Оно связано только с конкретными материальными или духовными системами: развиваю­щейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т. п. Вне конкретных систем нет никакого развития. О развитии материи можно говорить, подразу­мевая под этим бесконечное множество развивающихся конкретных систем и реализацию бесконечного множества возможностей к ново­образованиям, заключенным в материи. Материя конкретна через свою системность.

Развитие есть порождение целостностью новой целостности, поэтому в процессе развития происходит изменение качеств системы.

Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но несом­ненным должно быть исключение из развития момента возникновения самой системы и момента ее распада, ликвидации, прекращения суще­ствования. Возникновение целостной органичной системы, ее исход­ной формы хотя и связано с развитием, однако не есть еще собственно развитие; оно представляет собой взаимодействие элементов, рождаю­щих новую структуру, полагающее начало развитию. Возникновение связано с прохождением и вместе с ним дает становление. Становление—это и отсутствие качества (наличного бытия) и в то же время существование и формирование предпосылок именно данного, а не какого-то другого качества. Наличное же бытие системы есть уже определенное качество, впоследствии (после возникновения) изменяемое, но сохраняемое на всем протяжении ее существования. Справедливо поэтому подчеркива­ется, что развитие есть такое изменение состояний, которое происхо­дит при условии сохранения их основы, т.е. некоего исходного состояния, порождающего новые состояния. Сохранение исходного состояния или основы только и делает возможным осуществление закономерностей развития.

Развитию присущи простые и в то же время фундаментальные черты.

Оно характеризуется прежде всего своей неотрывностью от движения, изменения. Но это — не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре, т.е. в рамках качества подсистем данной материальной системы. Важное значение при этом имеют развертывающиеся в системах процессы дифференциации. Возникающие в результате дифференциации подсистемы неравны между собой по субстратно-вещественным и актуально-энергетическим параметрам, взятым в отдельности, в то время как эти же параметры, взятые в их единстве, распределяются более или менее равномерно. Поэтому целесообразно считать закон компенсирующего деления, выражающий данный феномен, одним из критериев развития.

Системный характер измене­ний означает, что меняется качество (в оговоренном значении этого термина). Поэтому необходимо фиксировать признак «качественное изменение» в определении развития.

Помимо этого, развитие характеризуется не единственным, не разовым качественным преобразованием, а некоторым комплексом, связью ряда таких преобразований. В этом плане развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна прежде всего необратимость. Противоположное этому понятие обрати­мости связано с круговоротами и функционированием, представляю­щими собой изменения качеств с возвратом к прежним состояниям в своих главных структурах. Однако, если метафизика, к примеру, трактует обратимость как «чистое» круговращение, как возврат к старому, то диалектика понимает круговороты как не имеющие абсолютно замкнутого характера и в этом смысле обладающие моментом обрати­мости; абсолютной обратимости нет, как нет и чистой необратимости. Если круговороты и функционирование в основном обратимы, то развитие — в основном необратимый процесс. Необратимость измене­ний понимается как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше.

Изменения типа развития наиболее близки к изменениям типа функционирования. Развитие описывается обычно как смена состояний развивающегося объекта, однако основное содержание процесса составляют при этом достаточно существенные изменения в строении объекта и формах его жизни. С чисто функци­ональной точки зрения функционирование есть движение в состояниях одного и того же уровня, связанное лишь с перераспределением эле­ментов, функций и связей в объекте. Развитие же есть не просто самораскрытие объекта, актуализация уже заложенных в нем потенций, а такая смена состояний, в основе которой лежит невозможность по тем или иным причинам сохранения существующих форм функциони­рования.

Развитие есть особого рода связь состояний, но связь эта не беспорядочна. Хаотичность «пре­одолевается» на уровне первичных изменений в одном каком-либо качествен­ном преобразовании подсистемы, но на уровне всей системы этим преобразованиям может и не быть присуща внутренняя связность. Если на этом уровне будут происходить беспорядочные изменения, тогда развития не будет, так как оно показывает наличие преем­ственности между качественными изменениями на уровне системы, связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях и именно на этой основе появление у системы новых возможностей. Иначе говоря, развитие соотносится с направленными преобразованиями. Направленность — третий критериальный признак развития.

Итак, выделим основные признаки развития:

1. качественный характер изменений;

2. необратимость изменений;

3. направленность.

Указание на эти три признака составляет исходное определение понятия развития. Критерий развития – комплексный.

Исходное определение данного понятия следующее: развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы.

Развитие есть объективное явление, феномен материальной и ду­ховной реальности. Оно в известном отношении не зависит от субъекта познания, субъект же познает и оценивает этот процесс. Сложность развития и другие причины обусловливают неоднозначность его трак­товок, разнообразие его интерпретаций.

Рассмотрим некоторые основные концепции развития («модели диалектики»).

Одной из первых в истории философии была классическая модель диалектики, представленная трудами немецких философов XVIII—XIX веков — Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Это была рационалистиче­ская, логико-гносеологическая модель диалектики.

В первой половине XIX века появилось сразу несколько концепций развития:

диалектико-матери­алистическая, градуалистская и натуралистская (или «сциентист­ская»).

Идеи градуалистской модели развития, например, были наиболее полно представлены английским философом Г. Спенсером.

Суть данной модели развития сводилась к тому, что путем совершенно незаметных изменений происходит переход от одной формы к другой, коренным образом от нее отличающейся. Семя, например, превращается в дерево, причем с такой постепенно­стью, что нет момента, когда можно было бы сказать: теперь семя прекратило свое существование, и мы имеем перед собой уже дерево. Исходя из этой идеи, Спенсер объяснял и процесс эволюции.

В западно-европейской философии сформировалась еще одна кон­цепция, называемая «творческим эволюционизмом», или «эмерджентизмом».

Главная ее черта – абсолюти­зация скачков в развитии, причем скачков интегративных, взрывообразных.

Со второй половины XIX столетия все большее значение в науке стали иметь концепция — «натуралистская» (диалек­тика естественнонаучных материалистов) и противоположная ей антропологическая модель развития.

К числу наиболее значительных концепций развития XX века относится диалектико-материалистическая концепция. Ее основополож­никами являются К. Маркс и Ф. Энгельс, которые опирались на учение Гегеля. Развитие они понимали как повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе. Это развитие не по прямой линии, а по спирали – развитие скачкообразное, внутренние импульсы которому дают противоречия, столкновения различных сил и тенденций, действующих на данное тело, в пределах данного явления или внутри данного общества.

Помимо рассмотренных моделей диалектики имелись еще иные концепции, среди которых можно отметить «негативную диалектику» Франкфуртской школы, «трагическую диалектику», «диалектику эпи­стемологической рефлексии» и др. Таким образом, разнообразие трактовок говорит о многогранности и многоуровневости самого феномена развития и о возможности постро­ения относительно самостоятельных концепций.

Законы развития

Диалектика подчиняется трем законам, которые с трех различных сторон характеризуют развитие. Первый из них – закон диалектического синтеза.

Его можно сформулировать так: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.