Смекни!
smekni.com

«Индия. Проблемы и пути их решения» (стр. 2 из 6)

Рост населения Индии в 1901 - 1991 годах

Годы Численность Населения в млн. чел. Прирост за 10 лет Средне­годовой Прирост, В % Рост по отношен. К 1901 г. В %
В млн. Чел. В %

1901 238,4 - - - -

1911 252,1 +13,7 +5,75 0,56 +5,8

1921 251,3 -0,8 -0,31 -0,0З +5,4

1931 279,0 +2б,7 +11,00 1,04 +17,0

1941 318,7 +39,7 +14,22 1,33 +33,7

1951 361,1 +42,4 +13,31 1,25 +51,5

1961 439,2 +78,1 +21,51 1,96 +84,3

1971 548,2 +109,0 +24,80 2,20 +159,9

1981 683,3 +135,1 +24,66 2,22 +186,6

1991 843,9 +160,6 +23,50 2,11 +254,0

Данные таблицы позволяют сделать ряд интересных выводов не­сложных расчетов. Они показывают, что в первой половине ХХ века население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолют­ный и относительный рост его за отдельные десятилетия был до­вольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн. человек, а во втором 1,5% в год. Более того, в 1911, - 1921 годах отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине ХХ века рост населения значительно ускорился. В 1991 году, по сравнению с началом века, оно выросло более чем в 2,5 раза. Только в 1981 - 1991 годах абсолютный прирост составил 161 млн. что почти равно всему приросту за 31 - 1961 годы и превышает все население Бра­зилии или России. А среднегодовой абсолютный прирост достиг уровня 16 - 17 млн. чек, что сопоставимо с населением Австралии. Относительный прирост, в последние десятилетия также превышал 2 % (20 человек на 1 тыс.) в год. При таком приросте удвоение населения происходит каждые 30 лет.

В результате подобных темпов роста в 1991 году население соста­вило 844 млн. человек (в том числе 438 млн. мужчин млн. жен­щин). По этому показателю Индия прочно занимает место после Китая, концентрируя 15,7 % мирового населения. Следовательно, каждый седьмой житель нашей планеты - индиец.

Все сказанное свидетельствует о том, что во второй половине века в Индии про­исходит демографический взрыв. В самом деле,

при ежегодном абсолютном приросте в 17 млн. человек население страны каждые сутки должно возрастать на 46 - 47 тысяч, а каж­дый час примерно на 1,9 тыс. человек. Надо учитывать, что это данные о естественном приросте, то есть с учетом смертности. Что касается рождаемости, то ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев. Именно высокая рождаемость была и остается главным двигателем демографического взрыва. Даже во второй половине 80-х годов она сохранилась на уровне 31 человек на 1000 жителей, хотя и немного понизилась по срав­нению с предшествующими периодами.

Демографический взрыв сильно осложняет решение основных экономических и социальных задач, стоящих перед страной. Достаточно сказать, что в 1901 - 1991 годах средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км кв. а это соответственно увели­чило <нагрузку> на обрабатываемые земли. Что половину насе­ления страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю стро­ить тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 9 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием. Вот почему в Индии при­давалось и придается особое значение демографической политике, направленной на снижение рождаемости. Индия была первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению националь­ной программы планирования семьи в качестве официальной го­сударственной политики. Это произошло еще в 51 году, когда на­чалось выполнение первого пятилетнего плана развития народ­ного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление с помощью подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества. С течением времени она видоизменялась, Например, в 1977 году из демографической политики были исключены все формы принуждения и еще больший акцент был сделан на охрану здоровья матери и ребенка, питание, образование и права жен­щин.

Сначала демографическая политика ставила задачу перехода традици­онной многодетной к двух- трехдетной семье. Она проводилась под лозун­гами: <Два или три ребенка - достаточно!>, <По- времени заво­дить вто­рого ребенка, а после третьего остановись!>, <Малая семья - счастливая семья!> и т. п. После того как перепись населения 1981 года показала больший рост населения, чем это ожидалось, активность программ планиро­вания семьи возросла, причем с акцентом уже только на двухдетную семью. Соответственно лозунгами ее стали: <Имейте лишь, двух детей - первого и последнего!>, <Два ребенка - достаточно!> и т. п. С помощью таких программ правительство рас­считывало уже к концу текущего столетия достичь простого вос­производства населения, а в ХХ1 веке перейти к нулевому приросту и, следовательно, к стабилизации его численности.

Политика планиро­вания семьи в Индии предусматривает самые различные пропаганди­стские, медицинские, административно-правовые и другие ме­ры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, зани­мающиеся преимущественно его координационно- административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распро­странении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточ­ных средств, сравнительно, несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное воз­награждение. Ежегодно в Индии подвергаются стерилизации около 5 млн. мужчин и женщин, а средствами контрацепции пользуются 50 - 60 млн. женщин.

Другая очень важная мера - повышение возраста вступ­ления в брак. Если в 50-е годы средний возраста вступления в брак для мужчин составлял 22, а для жен­щин немногим более 15 лет, то уже в 60-е годы он повысился соответс­твенно до 23 и 17 лет, а в даль­нейшем для женщин - до 18 лет. В седь­мом пятилетнем плане Индии (1986 - 1990) затраты на осуществление программ планирования семьи были еще 6олее, увеличены, а сами эти прог­раммы были теснее ин­тегрированы со службами охраны здоровья матери и ребёнка.

Все эти усилия привели к определенным результатам. Так, общий коэффициент рождаемости снизился с 42 человек на 1000 жителей в 19б1 году до 30 человек на 1000 жителей к началу 90-х годов. Это свиде­тельствует о начавшемся затухании демографического взрыва, но данный процесс - в отличие от Китая - находится еще в начальной стадии. Средний размер семьи и в наши дни составляет- 5 человек. Все это объясняется прежде всего тем, что проведение демо­графической поли­тики в Индии наталкивается на многочисленные препятствия в виде: некоторых догматов индуизма, тысячелетних тра­диций ранних браков, неграмотности значительной части сельских жи­те­лей, различных семейных обрядов.

Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев оста­ется ограни­ченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между же­нихом и невестой - как это примято на Западе - весьма трудным, а за­частую и невозможным де­лом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителя­ми, которые стремятся обеспечить пере­дачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой человек доверяет своим родите­лям, считая, что они примут мудрое решение или по крайней мере предло­жат ему на выбор не­сколько достойных кандидатур. Сам отбор этих канди­датур обычно осуществляется помощью газет, которые публикуют целые по­лосы брачных объявлений.

Имеющиеся прогнозы в целом нельзя назвать утеши­тельными. 1986 году эксперты ООН полагали, что к 2000 году население Индии возрастет до 964 млн. человек, а в 1988 году они подняли эту <планку> до 1042 млн. человек. Соответствующие про­гнозы на 2025 год составляли сначала 1229, а затем 1446 млн. человек.

Религиозный состав населения Индии

Религиозный состав населения Индии весьма сложен. Народы этой страны исповедуют индуизм, мусульманство, христианство сик­хизм, буддизм, джайнизм, местные традиционные верования. Ре­лигия оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на всю жизнь общества.

Наиболее распростра­нен в Индии индуизм.

(Индусами часто на­зывают всех жителей Индии, тогда как в данном случае правильнее упот­реблять слово <индийцы> - собирательный термин, обо­значающий всех граждан этой страны. Слово же <индус> (искаженная форма от <хинду>) следует относить к тем, кто исповедует религию индуизма.)

Его исповедуют более 80% жителей страны. Индуис­ты составляют большинство во всех штатах страны, за исключением Джамму, Кашмира и Нагаленда.

Религия индуизма сформировалась в древ­ней Индии в первом тысячелетии нашей эры. Ее основой является учение о перевоплощении душ (сансара), которое происходит в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. Неуклонное следование добродетели должно в конечном счете привести к (мокше) - спасению души. Это учение нашло отражение в священных книгах индуизма, и в первую оче­редь в <Бхагават-гите> а также в таких эпических произведениях, как <Махабхарата> (18 книг) и <Рамаяна>, посвященная подвигам Рамы.

В рели­гии индуизма много богов, но среди них выделяются три главных. Это Брахма - бог-создатель, творец Вселенной, людей и вообще всего сущего. Культ Брахмы в индуизме практически отсутствует, в его честь во всей Индии воздвигнуто лишь несколько храмов. Сам Брахма обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящем на лебеде.

Далее, это Вишну - великий бог-охранитель, который представляется обычно в благожелательной к людям форме. Он изображается в одном из своих десяти воплощений, которые принимал, спускаясь на землю. Самое распространённое из них образцы царевича Рамы (отсюда - "Рамаяна") и пастуха Кришны. Передвигается Вишну верхом на Гаруде - получеловеке, полуорле. Вишнуизм образует первое течение в индуизме, распространённое главным образом в храмы, посвящённые ему. Наиболее известны из них храмы в Матхуре, Джайпуре и другие.