Если между ульем и поставленной в 50 м от него кормушкой с сиропом проложить по прямой линии синюю тесьму, то в скором времени пчелы, направляясь за сиропом и возвращаясь в улей, начинают ориентироваться по тесьме. Приобретение такого навыка легко доказать путем перемещения ближайшего к кормушке конца тесьмы на несколько метров в сторону. Несмотря на то, что у конца тесьмы больше нет корма, пчелы продолжают некоторое время летать вдоль нее. Если тесьму или другую видимую для пчел «тропинку», например в виде ряда цветных карточек, вдоль которых они приучены следовать к кормушке, закруглить так, чтобы ее конец вместе с кормушкой приблизился к улью, то примерно в течение получаса пчелы продолжают держаться «тропинки». Лишь через некоторое время они начинают возвращаться наикратчайшим маршрутом, возможно, вовсе игнорируя «тропинку», в то время как, совершая рейс от улья к кормушке, продолжают ориентироваться по ней. Пчелы, приученные летать на кормушку обходным путем, возвращаются в улей по прямой линии. В следующий час большинство пчел летает по прямой линии как в направлении «туда», так и «обратно».
Из этого опыта видно, что пчелы быстро замечают изменения в окружающей обстановке и отказываются от использования заметных вех, коль скоро они перестают совпадать с наикратчайшим путем до источника, переключаясь на другие ориентиры. С другой стороны, некоторые наземные ориентиры пчелы могут предпочитать солнцу.
Подобно опушке леса, береговая линия, дорога представляют собой лучшие средства ориентировки по сравнению с солнцем. По-видимому, самым существенным для пчел является совпадение географического признака с линией полета на всем ее протяжении. Соответствующие опыты показали, что одиночное высокое дерево или обособленная картина кустарника не вызывает отклонения полета от привычного направления после перемещения в новую местность.
Направление полета по отношению к почве и окружающим предметам пчелы оценивают с помощью сложных глаз, а скорость полета — с помощью джонстонова органа. В местности, не имеющей ориентиров в виде деревьев, кустов и т. п., пчелы не улетают далее 4,8 км; в местности с изрезанным рельефом, покрытой деревьями, кустарником, наблюдался полет пчел на расстояние 13,6 км. Однако следует принимать во внимание, что чем дальше источник пищи, тем больше расходуется корма на полет. Установлено, что полноценное использование пчелами взятка возможно при условии расположения пчелиных семей от главных источников нектара и пыльцы на расстоянии не далее 2 км.
Пчелы избегают полета на большой высоте; в лесу они предпочитают летать по просекам, вдоль дорог. К обнаруженному источнику взятка пчелы летают обычно по одной и той же трассе, которая проходит на высоте около 10 м. Удачливые сборщицы, которые нашли цель с первого захода и раз-другой вернулись в гнездо груженные кормом, отправляются в повторный рейс и летят уже по проторенной ими дороге, причем на этот раз они поглядывают не столько на небо, сколько на землю.
При ровной зеркальной поверхности водоема пчелы теряют ориентировку в пространстве, соприкасаются с водой и падают в нее. Это явление исключалось, если поверхность озера была покрыта рябью или при полетах над плавучим мостом.
При ориентировании пчел запах тоже имеет значение. Если пчелы, например, привыкли к запаху семян аписа в улье, они гораздо быстрее будут собираться на новом месте в своем улье, издающем этот запах.
Чувство времени
Изменения разнообразных воздействий внешней среды, воспринимаемые органами чувств пчелы, в ряде случаев носят правильный, ритмичный характер, обусловленный вращением Земли и ее движением вокруг Солнца. Таково, например, чередование света и темноты, т. е. дня и ночи. В поведении пчелы обнаруживается ее способность воспринимать и запоминать, в какое время дня совершается то или иное событие.
У чувства времени нет специального органа, оно свойственно, по-видимому, каждой живой клетке организма, поскольку процессы, протекающие в последней, испытывают периодические изменения.
Без сомнения, пчелы обладают отличной памятью на время. Они могут запоминать любой час, в который им предлагается сироп. Пчелы усиленно посещают источник корма обычно в то время, когда в нем имеется обильная пища. Наиболее интенсивный лёт их на поля гречихи наблюдается в часы, когда это растение обильно выделяет нектар, и, наоборот, они не летают на поля гречихи в часы слабого нектаровыделения.
Если в течение одного или двух дней пчелы не вылетают из улья из-за дождливой погоды, это не нарушает привычного расписания полетов.
Тонкость восприятия времени проявляется у рабочих пчел при определении ими вечером момента прекращения полетов за кормом. Лётная активность пчел-сборщиц из одной и той же пчелиной семьи заканчивается не одновременно. Если пчелы, собирающие корм на расстоянии 50 м от улья, еще продолжают вылетать в поздние сумерки, когда интенсивность света уже упала до 2 люксов, то пчелы, летавшие за 3—4 км, остаются в улье, коль скоро освещенность снизится до 8 люксов. Следовательно, пчелам еще до вылета известно, в какое время придется возвращаться и какова при этом будет освещенность.
По своему образу жизни пчелы тесно связаны с суточным циклом. Возможно, пчелы воспринимают какую-то пока еще не известную человеку периодически меняющуюся силу, действующую в природе. В противном случае чувство времени надо считать врожденным.
ОБУЧЕНИЕ
Отношение пчелы к явлениям окружающего мира определяется не только возможностями ее органов чувств и ее внутренним состоянием, но также ее жизненным опытом. При одном и том же внутреннем состоянии одни явления вызывают реакцию пчелы при первой встрече с ними, а способность отвечать той или иной формой поведения на другие явления приобретается пчелой впоследствии. Если нанести пчеле на лапку раствор сахара (сахарозы), тут же последует врожденный (условный) рефлекс расправления хоботка.
В отличие от условного рефлекса вид обучения, где стимул (цветовой тон) и ответ (приближение) предшествуют вознаграждению (набирание сиропа), носит название обучения по способу проб и ошибок. Пчелы в состоянии запоминать наряду с цветом аромат у источника корма, а также условия влажности и температуры. В экспериментах, где пчел вынуждали добираться до корма путем их передвижения по вертикальной или наклонной поверхности, выявилось, что они запоминают угол между вертикалью и направлением своего движения (ранее отмечалось значение обучения для определения пчелой направления полета по наземным ориентирам и солнцу).
Обучение не всегда связано с вознаграждением. Когда молодые пчелы в многодневных ориентировочных облетах постепенно знакомятся с положением улья относительно окружающих предметов, они не получают вознаграждения. Приобретенная ими детальная информация используется не сразу. Но впоследствии, иногда спустя несколько дней, сохранившись в памяти пчелы, она оказывает влияние на поведение. Поскольку нейтральные стимулы запоминаются пчелой в ориентировочном облете без непосредственного вознаграждения, такое обучение называется латентным, т. е. скрытым.
В экспериментах с простыми зрительными моделями обнаружилась способность пчелы к обобщению, позволяющая ей осуществлять целесообразную реакцию в новой обстановке без предварительных проб и ошибок. В процессе выработки условного рефлекса на сочетание двух конкретных тонов у пчел возник еще и положительный обобщенный образ двухцветности, пестроты.
Необходимой предпосылкой для использования жизненного опыта является память. В этом отношении пчелы стоят не ниже млекопитающих. Пчелы в состоянии посещать разные кормовые столики в разное время дня. В том случае, когда корм им предлагают определенные часы несколько раз в течение дня в постоянном месте, они прилетают в те часы, когда смогут найти корм, запоминая до шести различных промежутков времени. После перестановки улья пчелы помнят прежнее место до 12 дней, а при температуре 0—4° — до 30 дней. Кормовые площадки, цвет, форму, запах, непосредственное окружение которых пчелы запоминают в 2—4 прилета, удерживаются в их памяти 6—8 дней, а в холодную погоду — даже месяцами. Запахи пчела помнит дольше, чем окраску, когда этими двумя отличительными знаками наделяют кормовую площадку; да и запоминаются запахи быстрее. Но запахи, действующие как репелленты, т. е. отпугивающие вещества, пчела не в состоянии связывать с кормом.
ПИЩА ПЧЕЛ
Для роста и развития пчел и нормальной жизнедеятельности пчелиной семьи необходимы корма, содержащие белки, жиры и углеводы. Кроме них, пчелам необходимы вода, минеральные соли и витамины. Эти вещества пчелиная семья получает из нектара и пыльцы.
В отличие от сельскохозяйственных животных пчелы не только собирают необходимый для семьи корм, но и сами его перерабатывают, консервируют и сохраняют впрок в виде запасов меда и перги. Мед и перга служат кормом для взрослых пчел и личинок рабочих пчел и трутней старше трех дней. Для кормления молодых личинок и маток используется молочко, выделяемое верхнечелюстными и глоточными железами рабочих пчел. Матка в период своего развития и во время откладывания яиц питается молочком, но она употребляет и мед, особенно во время перерыва в откладке яиц, который сама берет из ячеек. Личинки рабочих пчел и трутней получают молочко только в течение первых трех дней. В последующее же время пчелы кормят их смесью меда и перги (кашицей). Маточные же личинки все время питаются молочком. При этом молочко, которым они питаются с первого дня своего развития, отличается от молочка, получаемого личинками рабочих пчел и трутней.
НЕКТАР.
Нектар — сахаристая жидкость, выделяемая особыми железистыми клетками, находящимися в нектарниках растений. В большинстве случаев нектарники расположены внутри цветков, но встречаются растения с внецветковыми нектарниками. В нектаре содержатся простые сахара — фруктоза и глюкоза, а также сложные — сахароза (дисахарид) и в небольших количества мальтоза, мелибиоза (дисахариды), рафиноза (трисахарид). Их содержание в нектаре разных растений непостоянно.