2) Адрес епископов, покидающих собор, папе Пию IX от 17 июля 1870 г.// Христианское чтение. Спб., 1891. Ч. II. С. 12-прим.
3) Гефеле К., еп. Ротенбургский. Открывки из писем о Ватиканском соборе во вступ. статье к рус. изданию писем Деллингера// Христианское чтение. Спб., 1891 г. Ч. II. С. 7-16.
4) Деллингер И. Статьи и переписка о Ватиканских декретах: Рус. перевод прот. И. Янышева // Христианское чтение. СПб., 1891. Ч. II. С. 17-60, 193-229, 354-385.
II. Литература
5) Ватиканский папский вселенский собор 1870 г.// Чтения в обществе любителей духовного просвещения. М., 1873. Ч. I. № 2. С. 73-85.
6) Гергей Е. История папства: Пер. с венг. М., 1996. 463 с.
7) Добронравов В. Десять лет из истории старокатолического движения// Христианское чтение. СПб., 1890. Ч. II. С. 257-317, 545-592.
8) Лозинский С.Г. История папства. 3-е изд. М., 1986. 382 с.
9) Мосс С.В. Старокатолическое движение: его происхождение и судьба (London, 1948. 381 p.): Пер. с англ./ Под ред. архиепископа Краснодарского Ермогена. Краснодар, 1952. 601 c. [Машинопись]. (Несколько экземпляров перевода хранятся в библиотеке Моск. Дух. Академии в С.-Посаде).
10) Янышев И.Л. От переводчика: Вступительная статья к рус. изданию переписки Деллингера// Христианское чтение. СПб., 1891. Ч. II. С. 3-16.
III. Справочно-библиографические издания
11) Христианство: Энцикл. словарь: В 3 т. М., 1993. Т. 1-3.
[1] Свет Евангелия: Рос. катол. газета. М., 2000. 10 сент. № 32 (287). С. 2.
[2] Массовый религиозный индифферентизм и отход многих людей от Церкви
[3] В будущем, основное ядро старокатолицизма.
[4] Как уже отмечалось, старокатоличество было немногочисленным движением.
[5] Добронравов В. Десять лет из истории старокатолического движения// Христианское чтение: приложение к газете «Церковный вестник», издаваемой при С.-Петербургской Дух. Академии. СПб., 1890. Ч. II. С. 257-317, 545-592.
[6] Ватиканский папский вселенский собор 1870 г.// Чтения в обществе любителей духовного просвещения. М., 1873. Ч. I. № 2. С. 73-85.
[7] Янышев И.Л. От переводчика: Вступ. статья к рус. изданию переписки и статей Деллингера// Христианское чтение. СПб., 1891. С. 3-16.
[8] Лозинский С.Г. История папства. М., 1986. 382 с.
[9] Гергей Е. История папства: Пер. с венг. М., 1996. 463 с.
[10] Мосс С.В. Старокатолическое движение: его происхождение и судьба (London, 1948. 381 p.): Пер. с англ./ Под ред. архиепископа Краснодарского Ермогена. Краснодар, 1952. 601 c. [Машинопись].
[11] Деллингер И. Статьи и переписка о Ватиканских декретах: Рус. перевод прот. И. Янышева // Христианское чтение. СПб., 1891. Ч. II. С. 17-60, 193-229, 354-385.
[12] Гефеле К., еп. Ротенбургский. Открывки из писем о Ватиканском соборе во вступ. статье к рус. изданию писем Деллингера// Христианское чтение. Спб., 1891 г. Ч. II. С. 7-16.
[13] Moss. Ibid. P. 190. C. 331. (Здесь и далее: число после буквы «P» номер страницы в англ. оригинале, после «С» – в русском переводе).
[14] Гергей Е. Указ. соч. С. 307.
[15] Там же. С. 308.
[16] Там же. С. 309.
[17] Moss. P. 190. С. 332.
[18] Гергей Е. Указ. соч. С. 316.
[19] Moss. P. 191. С. 333.
[20] Гергей Е. Указ. соч. С. 316.
[21] Moss. P. 194. C. 338.
[22] Цит. по: Moss. P. 194. С. 338.
[23] Ibid.
[24] Цит. по: Moss. Ibid.
[25] Ibid. P. 195. С. 339.
[26] Цит. по: Ibid. P. 196. С. 343.
[27] Янышев И.Л. Вступительная статья к русскому изданию переписки Деллингера// Христианское чтение. СПб., 1891. Ч. II. С. 4.
[28] Moss. P. 197. С. 344.
[29] Ibid. P. 203. С. 355.
[30] Деллингер И. Новы порядок делопроизводства собора…// Христианское чтение.1891. Ч. II. С. 48-60.
[31] Там же. С. 59.
[32] Moss. P. 203. С. 354.
[33] Янышев И. Указ. соч. С. 7.
[34] Цит. по: Янышев И. Указ. соч. С. 8.
[35] Там же. С. 9.
[36] Там же.
[37] Цит. по: Янышев. И. Указ. соч. С. 9-прим.
[38] Добронравов. Указ. соч. С. 263.
[39] Moss. P. 202. С. 354.
[40] Как известно, доминиканцы не всегда «долюбливали» иезуитов, основных адептов папской супрематии и непогрешимости. Дело в том, что в XVI в. папство передало в руки нового ордена иезуитов инквизицию, находившуюся с 1232 г. в ведении доминиканцев.
[41] Moss. P. 200. С. 350.
[42] «Предание – это я» (ит.) Очень похоже на знаменитое изречение Людовика XIV (“Государство – это я”). Тогда абсолютизм достиг своего пика, а здесь папство стояло на пороге своей кульминации.
[43] Цит. по: Moss. Ibid.
[44] Гергей Е. Указ. соч. С. 318.
[45] Дословно: угодно, признаю за благо, полагаю (словарь Лат. яз. Петрученко О.)
[46] Дословно: «Опираясь на свидетельство церквей». Возможно намек на голосование на соборе «по национальностям» – принцип, возникший в XV в. и от которого I Ватик. собор полностью отмежевался.
[47] «но не из согласия Церкви». Чтобы не быть голословным, следует привести данную фразу в контексте: «такие (вероучительные и моральные. – А.И.) постановления римского первосвященника неопровержимы сами по себе, а не по согласию церкви». [Конституция (положение) «Pastor aeternus»// Moss. P. 214. С. 376.].
[48] Янышев И. Указ. соч. С. 11-прим.
[49] Там же. С. 11.
[50] Цит. по: Добролюбов. Указ. соч. С. 264.
[51] Цит. по: Янышев И. Указ. соч. С. 11-13.
[52] Цит. по: Там же. С. 12-прим.
[53] Там же.
[54] Лозинский С.Г. История папства. М., 1986. С. 353.
[55] Moss. P. 203. С. 356.
[56] Moss. P. 226. С. 395.
[57] Цит. по: Moss. P. 203. С. 355.
[58] Цит. по: Янышев И. Указ. соч. С. 13.
[59] Тюбингенского университета
[60] Цит. по: Янышев И. Указ. соч. С. 13.
[61] Архиепископ Кельнский
[62] Цит. по: Янышев И. Указ. соч. С. 14.
[63] Moss. P. 222. С. 390.
[64] Янышев И. Указ. соч. С. 14.
[65] Moss. P. 222. C. 391.
[66] Уже упоминавшийся выше профессор Пражского, а затем Боннского университетов, идеолог старокатолицизма.
[67] Цит. по: Янышев И. Указ. соч. С. 15.
[68] Еще одна причина, почему Церковь в Зап. Европе удержалась после принятия нового догмата, ложного по своей сути и являющегося основой для посягательства папы на внутреннюю жизнь наций и государств, от раскола. Доктрина о папской непогрешимости и верховенстве уже достаточно укоренилась в широких массах католиков благодаря трехвековой (с перерывом) деятельности иезуитов.
[69] Moss. P. 223. С. 391.
[70] Видимо тогда Гефеле и другие епископы Европы еще не почувствовали, к чему действительно клонит Пий IX, слава которого как либерала, еще не «выдохлась» совсем, даже после революционных событий в Италии. Епископы восприняли тоn догмат всего лишь как частность, не меняющую основных принципов и ориентаций католицизма.
[71] Moss. Ibid. C. 392.
[72] Карташев А. Вселенские соборы. М., 1994. С. 405.
[73] Moss. Р. 224. С. 394.
[74] Гергей Е. Указ. соч. С. 320.