Содержание
Глава I: Пий IX и предыстория собора
§ 1. Папство на распутье: понтификат Пия IX……………………...6
§ 2. Подготовка к собору и католический мир……………………...8
Глава II: I Ватиканский собор и его итоги
§ 1. Собор и оппозиция……………………………………………..13
§ 2. Подчинение национальных церквей определениям собора…22
Заключение…………………………………………………………..29
Список источников и литературы………………………………….30
Введение
Середина-третья четверть XIX в. – особенный период в истории Западной Европы Нового времени. Это не только время логического завершения национальных движений в данном регионе и «перекраивания» политической карты, но и период ломки старых институтов и общественных структур, складывания нового типа общества. Если говорить о политической борьбе, то в это время особенно явным становится переход от либерализма к демократии, трансформируются политические институты, меняются основы законодательства западноевропейских стран. Плюс ко всему еще следует добавить изменение социальной структуры общества, а также научные открытия, стремительно влиявшие на изменение образа жизни и представлений европейца. Как бы там ни было, мир стремительно менялся, можно сказать, на глазах. Следует отметить, что в нем все меньше оставалось пережитков средневековья: последнее особенно бросающееся в глаза его наследие – политическая раздробленность Германских и Итальянских земель - уходило в небытие. Но средневековье все же оставило после себя весьма значимый институт для Западной Европы – Католическую Церковь. Даже после Реформации и ухода из Церкви значительной части западноевропейского общества роль этого «надгосударственного образования» все равно была велика. И когда все в этом мире стремительно менялось, было особенно важно, как отнесется к этому Церковь. Важно как для Нее Самой, так и вообще для европейского общества. Здесь необходимо отметить, что Церковь имела светскую власть и Ее «видимый глава» пока еще одновременно являлся монархом одного из Итальянских государств, что являлось весьма значимым ресурсом и поддержкой земной церковной организации. Сохранится ли все это в новых условиях и что будет с Церковью в будущем? – вот перед какой проблемой встали лидеры католицизма в середине XIX в. Как должна действовать Церковь и чем она должна стать для нового общества?
Именно своей «переломностью» для Западной Церкви данный период истории интересен для автора доклада. Но эта проблема значима и интересна не только в историческом аспекте. Она актуальна и для современности. Хотя Католическая Церковь в корне изменила свою политику и основные ориентиры в современном мире, особенно после II Ватиканского собора, все же Она не отмежевывается совсем от тех принципов, которые были заложены I Ватиканским собором. Стоит, хотя бы, упомянуть много говорящий факт: причисление к лику блаженных папой Иоанном Павлом II в юбилейном для католического мира 2000 году папы Пия IX[1], основного идеолога и вдохновителя политики I Ватиканского собора 1869-1870 г.
Целью данного доклада является рассмотрение реакции Церкви на новую, в первую очередь, европейскую реальность, основные направления Ее деятельности в новых условиях. Кульминационным моментом в этой, не побоюсь этого слова, реакции Церкви стал I Ватиканский собор, который, по мнению окружения Пия IX, должен был укрепить пошатнувшееся положение[2] Церкви в обществе, сплотить Ее. Основным средством здесь, по плану Пия IX, должно было стать утверждение собором верховной власти папы и его непререкаемого авторитета в вопросах веры и морали. Но в Церкви были и круги, придерживавшиеся других мнений, предлагавшие свои перспективы развития Церкви. Столкновение идей и мнений было неизбежно. Чья точка зрения в итоге победила и какой ценой эта победа досталась – все это является предметом данной работы. Автор считает также необходимой задачей скоррелировать события «гражданской» (как принято выражаться в отечественной церковно-исторической науке) и церковной истории, увидеть их взаимопроникновение и взаимовлияние, представить Церковь как неотъемлемую часть европейского общества.
Историография данных проблем, имеющаяся на русском языке, невелика. Если говорить о дореволюционном периоде историографии, то проблему истории папства в исследуемый период рассматриваются в основном через призму старокатолицизма - движения, возникшего в университетской и интеллигентской среде Германии, порвавшего с римо-католичеством, но произведшего в нем значительного раскола. На мой взгляд, это было вызвано политикой официальной Русской Церкви и государства к папству. Дело в том, что император Александр II запретил польским, а также украинским и белорусским католическим епископам принимать участие в Ватиканском соборе. С этого все и началось. Собор был встречен в России холодно, о его «деяниях» доходили только отрывочные известия, и те через третьи руки: в основном через русское православное духовенство, служившее в Германии и Австро-Венгрии и там общавшееся с основными лидерами «университетской», интеллектуальной, оппозиции[3] политике Пия IX. После окончательного отделения этой малочисленной оппозиции от Рима и организации ее в оформленную церковную структуру, у наших православных богословов возникла надежда, что эта новая организация сможет стать основой, базисом, для объединения западного христианского общества с Восточными Православными Церквами, поскольку старокатолики с самого начала стремились восстановить ушедшие в прошлое идеалы древней Церкви и понять причины разделений в христианском мире (им это сам Бог велел: это же были университетские интеллектуалы, в первую очередь). По этой причине в нашей церковно-академической периодической печати начиная с 1870 гг. и до начала I мировой войны выходит масса статей и работ, посвященных развитию старокатолицизма и диалогу с эти движением, причем I Ватиканский собор и политика самого папства, все же сохранившего в своей Церкви значительную часть европейского общества,[4] в «околособорный» период затрагивается только частично, походя. Мною были использованы только ценные для раскрытия названных проблем работы. Это, в первую очередь, фундаментальное исследование В. Добронравова, профессора С.-Петербургской Духовной Академии, «Десять лет из истории старокатолического движения»[5], где I Ватиканскому собору посвящена отдельная глава. В ней рассмотрен как общий ход собора, так и действия оппозиции на нем, цитируются основные документы. Другую статью вообще сложно назвать исследованием, скорее это просто «сводка новостей», эдакий отчет о работе собора.[6] Мною он был использован только для того, чтобы представить общий ход собора. Ценный материал для раскрытия темы мною был также почерпнут из вступительной статьи ректора Петерб. Дух. Академии протоиерея И.Л. Янышева к русскому изданию документов выдающегося оппозиционера папской политике из университетской среды профессора И. Деллингера.[7]
В советский и новейший период не выходило работ, посвященных конкретно рассматриваемым нами проблемам или хотя бы тому же периоду истории Западной Церкви. Из советской историографии можно назвать только общую работу С.Г. Лозинского, охватывающую период истории папства до конца понтификата Пия IX.[8] Интересующие нас проблемы рассматриваются Лозинским достаточно бегло, хотя им была сделана серьезная попытка соотнести события европейской истории того времени с политикой папства. Проблема оппозиции политике Пия IX почти не затрагивается Лозинским, хотя он бегло говорит о старокатолическом движении.
Автором была также использована другая общая работа по истории папства, написанная современным венгерским исследователем Ене Гергеем.[9] В данной монографии понтификат Пия IX рассмотрен достаточно полно, с использованием источников, большинство из которых, к сожалению, недоступны автору настоящего доклада. Работа Гергея позволяет восстановить ход I Ватиканского собора, достаточно внимания автор уделяет деятельности оппозиции во время него.
Но наибольшую помощь в написании данного доклада оказала монография английского историка Церкви второй трети XX в. С.В. Мосса,[10] посвященная так же, как работы дореволюционных российских исследователей, старокатолическому движению. Ватиканскому собору здесь посвящена объемная глава, где рассматривается его предыстория, рождение оппозиции, ход самого собора и, уже в последующих главах, реакция общества на его решения. Причем следует отметить, что Мосс использовал большинство источников не в оригинале, а опосредованно: он ссылается на них и цитирует их из работ предшествовавших ему исследователей Ватиканского собора, в основном англоязычных (Эктон, Нельсен, Батлер), работы которых остались мне недоступны из-за отсутствия их в фондах литературы на иностранных языках ГПИБ РФ.
Основными источниками, использованными нами в русском переводе, стали документы, созданные оппозиционерами папской политики. Это, в первую очередь, статьи и переписка профессора И. Деллингера[11] и письма Роттенбургского епископа Гефеле[12]. Так же мною частично был проанализирован официальный документ Ватиканского собора – конституция «Вечный пастырь», содержащая доктрину, которая была оспариваема оппозицией. К сожалению, автору удалось найти не совсем удачный русский перевод конституции (другого полного просто нет, раньше переводился только текст догмата), так сказать «двойной»: с латинского на английский и уже затем на русский (в приложении к главе о Ватиканском соборе в монографии Мосса).