Государственное учреждение образования
«Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла»
Белорусского Государственного университета
Кафедра Библеистики и Церковно-практических дисциплин
Реферат
по курсу: «Сравнительное богословие»
по теме:
Декрет II Ватиканского собора о служении и жизни пресвитеров
Выполнил: студент 3 курса
Куксачёв Николай
Проверил:
Минск 2005
В этом небольшом реферате - кратком содержании нам предстоит проанализировать положения Декрета «О служении и жизни священников», принятого на Втором Ватиканском соборе. Изложение вопроса будет происходить в виде краткого конспекта этого документа, с небольшими комментариями, где это будет необходимым. Цитаты не будут «заковычиваться» в виду их многочисленности.
В Предисловии говорится к кому направлен декрет и задается основная цель служения священников: «этому чину поручается чрезвычайно важная и всё более сложная задача в обновлении Церкви Христовой. Всё, что здесь говорится, относится ко всем Пресвитерам, особенно к тем, которые занимаются душепастырством».
Глава I
Пресвитерат в миссии Церкви
Священное свойство Пресвитерства
Каждый должен святить Иисуса в сердце своём и духом пророчества свидетельствовать об Иисусе. Цель, преследуемая Пресвитерами в их служении и в их жизни – это слава Богу Отцу, возносимая во Христе. А слава эта — в том, чтобы люди сознательно, свободно и с благодарностью принимали дело Божие, совершённое во Христе, и являли его во всей своей жизни.
Положение Пресвитеров в мире
Пресвитеры, из людей избираемые и ради людей поставляемые, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, живут среди других людей как братья среди братьев. Само их служение по особой причине требует, чтобы они не сообразовывались с этим веком; но в то же время требует оно и того, чтобы они жили в этом мире среди людей и, как добрые пастыри, знали овец своих и стремились приводить также тех, которые не из сего двора, чтобы и те услышали голос Христов, и стало одно стадо и один Пастырь.
Глава II
Служение Пресвитеров
I. Обязанности Пресвитеров
Первая обязанность Пресвитеров как сотрудников Епископов — возвещать всем Евангелие Божие. Что касается проповеди, которая в нынешнем состоянии мира зачастую становится весьма нелёгким делом, чтобы она успешнее воздействовала на умы слушателей, она должна не ограничиваться общим и отвлеченным изложением Слова Божия, но прилагать непреходящую истину Евангелия к конкретным обстоятельствам жизни.
Все Таинства, равно как и все церковные служения и труды апостольства, тесно связаны со святой Евхаристией и к ней направлены. Евхаристическая Трапеза является средоточием собрания верных, возглавляемого Пресвитером.
Пусть Пресвитеры заботятся о надлежащих занятиях литургической наукой и искусством, чтобы благодаря их литургическому служению порученные им христианские общины воздавали всё более совершенную хвалу Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу.
Священникам, как наставникам в вере, надлежит лично или через других заботиться о том, чтобы во Святом Духе приводить всех верных к пестованию их собственного призвания по Евангелию, к нелицемерной и действенной любви и к той свободе, которой Христос нас освободил.
Особое внимание следует уделять и молодёжи, а кроме того — супругам и родителям. Желательно, чтобы они объединялись в содружества для взаимной помощи друг другу, дабы им легче было с большей полнотой по-христиански проводить свою жизнь, которая зачастую бывает нелегка. Наконец, живейшую заботу им следует проявлять о больных и умирающих, посещая и укрепляя их в Господе.
Служение Пастыря не сводится к заботе о верных по отдельности: оно распространяется также на созидание подлинной христианской общины.
Созидая христианскую общину, Пресвитеры никогда не встают на службу какой-либо идеологии или человеческой партии.
II. Отношение Пресвитеров к другим людям
Пусть Епископы считают Пресвитеров своими братьями и друзьями и в меру своих сил пекутся об их благе — как материальном, так и в особенности о духовном.
Апостольские начинания должны не только принимать многоразличные формы, но и выходить за границы отдельного прихода или диоцеза. Ведь все они трудятся ради одной и той же цели, то есть для созидания Тела Христова, которое, особенно в наше время, требует различных служений и новых подходов.
Каждый член Пресвитерия связан с остальными особыми узами апостольской любви, служения и братства, что уже с древнейших времён символизируется в Литургии, когда присутствующих Пресвитеров приглашают вместе с рукополагающим Епископом возложить руки на новоизбранного и в тот миг, когда они единодушно, с единым сердцем сослужат, совершая Священную Евхаристию.
Пусть Пресвитеры, водительствуемые братским духом, не забывают о гостеприимстве, практикуют благотворительность и совместное владение имуществом, проявляя особое попечение о больных, об унывающих, о чрезмерно обременённых трудом, об одиноких, изгнанниках, а также о страдающих от гонений. Пусть они охотно и с радостью собираются вместе, причём и для того, чтобы отдохнуть душой, памятуя слова, которыми Сам Господь приглашал утомлённых Апостолов: "пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного" (Мк 6, 31). Кроме того, чтобы Пресвитеры могли обрести взаимную поддержку в развитии своей духовной и интеллектуальной жизни, успешнее сотрудничать в своём служении и избежать опасностей, которые может породить одиночество, следует поощрять ту или иную разновидность совместной жизни или известную общность жизни, которая, разумеется, может принимать различные формы в зависимости от различных индивидуальных или пастырских потребностей — как, например, жизнь под одной кровлей, где это возможно, или совместные трапезы, или, по крайней мере, частые и регулярные собрания.
Пресвитерам следует искренне признавать и развивать достоинство мирян и свойственную им меру участия в миссии Церкви. Им следует с готовностью выслушивать мирян, по-братски учитывать их пожелания, признавать их опыт и компетентность в различных областях человеческой деятельности, чтобы вместе с ними уметь распознавать знамения времен. Испытывая духов, от Бога ли они, пусть Пресвитеры в духе веры раскрывают многоразличные харизмы мирян — как самые скромные, так и самые возвышенные — а также с радостью признают и усердно поощряют их. А из числа различных даров Божиих, которые в изобилии обнаруживаются в среде верных, особого попечения достойны те, благодаря которым многих влечёт более возвышенная духовная жизнь. Равным образом пусть Пресвитеры с полным доверием возлагают на мирян те или иные поручения во служение Церкви, предоставляя им свободу и простор действия — более того, надлежащим образом приглашая их по собственному почину предпринимать различные начинания.
Особому их попечению поручаются те, кто уже не приступает к таинствам, и более того — оставил веру. Как добрые пастыри, пусть Пресвитеры не забывают и о них. Соблюдая предписания об экуменизме, пусть они помнят и о братьях, не пользующихся полнотою церковного общения с нами. Наконец, пусть Пресвитеры считают порученными им всех тех, кто не признаёт Христа своим Спасителем.
II. Распределение Пpecвитepoв и призвания ко священству
Следует содействовать не только распределению Пресвитеров соответственно их служению, но и осуществлению особых пастырских начинаний в пользу различных социальных групп в пределах какой-либо области, страны или целой части света. Для этой цели может оказаться полезным учреждение международных семинарий, особых диоцезов или персональных прелатур и других установлений такого рода, к которым Пресвитеры могли бы приписываться или в которые они могли бы инкардинироваться.
Родители, наставники и все те, кто так или иначе причастен к воспитанию подростков и юношей, пусть воспитывают их так, чтобы они, сознавая заботу Господа о Своём стаде и видя нужды Церкви, были готовы вместе с пророком великодушно ответить призывающему их Господу: "Вот я, пошли меня". (Ис 6, 8). Однако тщетно будет ожидать, что этот глас призывающего Господа достигнет ушей будущего Пресвитера каким-то невероятным образом. Скорее следует распознавать этот глас и прислушиваться к нему через те знаки, которыми воля Божия ежедневно открывается благоразумным христианам. Эти знаки Пресвитеры должны рассматривать с величайшим вниманием.
Пресвитерам настоятельно рекомендуется участвовать в диоцезных или национальных учреждениях, содействующих призваниям. В проповеди, в обучении вере, в печати нужно красноречиво заявлять о нуждах Церкви — как местной, так и Вселенской, — живо освещать смысл и высокое достоинство священнического служения, показывая, что со столь тяжким бременем сочетается в нём и столь великая радость, и в первую очередь через него, как учат Отцы Церкви, можно воздать Христу самое возвышенное свидетельство любви.
О жизни Пресвитеров
I. Призвание Пресвитеров к совершенству
Воля Божия может осуществлять дело спасения даже через недостойных служителей, однако обычно Бог предпочитает являть Свои дивные дела через тех, кто выказал особое послушание побуждениям и водительству Святого Духа благодаря своему тесному единению со Христом и святости жизни и кто может сказать с Апостолом: "уже не я живу, но живёт во мне Христос" (Гал 2, 20). Поэтому ради достижения своих пастырских целей — внутреннего обновления Церкви, распространения Евангелия во всем мире и диалога с современным миром — Святейший Собор настоятельно призывает всех священников к тому, чтобы они, прибегая к соответствующим средствам, предлагаемым Церковью, непрестанно стремились ко всё большей святости, благодаря которой они могли бы всё более действенными орудиями служения всему Народу Божию.