МГЭИК представила свой Первый оценочный доклад в 1990 г. В отчете подчеркивалось, что проблема климатических изменений очень продолжительна по времени. Даже если выбросы не будут возрастать, а просто останутся на существующем уровне, концентрация парниковых газов будет расти еще в течение нескольких столетий. Чтобы остановить этот процесс, необходимо что-то более радикальное. Стабилизация концентрации долгоживущих парниковых газов на современном уровне потребует сокращения их выбросов более чем на 60%.
Правительства разных стран не могли проигнорировать столь сильное предупреждение и поняли, что они должны создать некий юридически обязательный инструмент для решения проблемы. В декабре 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН призвала правительства сделать всю необходимую приготовительную работу и в декабре 1990 г. сформировала Межправительственный переговорный комитет по Рамочной конвенции об изменении климата.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC) 1992 года была подписана более чем 180 странами мира, включая Россию, все страны бывшего СССР и все промышленно развитые страны, на всемирном саммите по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро и вступила в силу 21 марта 1994 года на 90-й день после получения 50-й ратификационной грамоты. К середине 2004 года более 185 государств ратифицировали или ввели в действие Конвенцию. Россия ратифицировала ее в 1994 году.
Конечной целью РКИК является «стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата... и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе».[45] Таким образом, сферой регулирования Конвенции являются только антропогенные выбросы и стоки парниковых газов.
Конвенция устанавливает общие принципы деятельности по достижению поставленной цели. В частности, предусматривается, что недостаточная научная определенность не должна использоваться в качестве причины для отсрочки принятия мер, если существует угроза серьезного или необратимого ущерба.
Все Стороны РКИК взяли на себя ряд общих обязательств. Они готовят и представляют «национальные сообщения», содержащие инвентаризации антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов; принимают национальные программы ограничения изменения климата и разрабатывают стратегии адаптации к этим воздействиям; сотрудничают по научно-техническим вопросам и вопросам образования и содействуют просвещению, информированию общественности и обмену информацией, связанной с изменением климата и пр.
За десять лет после вступления в силу Рамочная конвенция ООН об изменении климата заложила прочный фундамент согласованных международных действий. Однако до подписания Киотского протокола обязательства стран не были сформулированы в виде четких целей за определенный период. Протокол не только обозначил конкретные цели, но и предложил инновационные механизмы их достижения: проекты совместного осуществления, механизм чистого развития и торговля квотами, причем в определенной степени эти механизмы начали применяться еще до вступления Киотского протокола в силу.
Чтобы сообщить новый импульс деятельности по снижению выбросов парниковых газов, в декабре 1997 года на Третьей конференции сторон в Киото в качестве механизма реализации Конвенции был принят Киотский Протокол (КП). Согласно ему промышленно развитые страны должны сократить свои суммарные выбросы 6 парниковых газов не менее чем на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года к 2008-2012 гг.
Главная цель и смысл Протокола в том, что он придал количественным обязательствам стран по снижению выбросов до окончания первого бюджетного периода 2008-2012 годов дифференцированный и юридически обязательный характер. Дифференцированный подход предопределил то, что обязательства по снижению/ограничению выбросов устанавливаются только за промышленно развитыми странами, экономическая активность которых в последние 200 лет привела к ускоренному росту концентрации парниковых газов антропогенного происхождения в атмосфере.
Установлен полный список парниковых газов, суммарные выбросы которых будут учитываться при оценке достижения показа гелей по снижению/ограничению выбросов. В него вошли: диоксид углерода (СО2), метан (СН4) и закись азота (N2О), а также три группы долгоживущих промышленных газов ‑ гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ) и гексафторид серы (SF6).
Протокол конкретизировал имевшиеся и открыл новые возможности для международного сотрудничества в области снижения эмиссий парниковых газов (ПГ) в дополнение к национальным мерам. Были предусмотрены такие "гибкие" механизмы кооперации, как торговля квотами на выбросы ПГ и проекты совместного осуществления по сокращению выбросов ПГ между промышленно развитыми странами и механизм чистого развития через финансирование проектов по сокращению выбросов в развивающихся странах.
Согласно документу, страны, которые загрязняют окружающую среду меньше установленных нормативов, могут продавать квоты на выброс лишних парниковых газов государствам, загрязняющим окружающую среду выше лимитов.
На конференции в Монреале (28 ноября-10 декабря 2005 года) после долгих дискуссий был согласован свод правил для Киотского протокола, что позволило официально ввести его в силу после долгих лет переговоров и ратификации. Срок действия протокола был продлен до 2018 года как второго этапа реализации протокола. Таким образом, казавшийся почти аннулированным, Протокол не только стал действующим, но и рассчитывает на свои будущие приложения и дополнения для дальнейшей реализации.
19 апреля 2008 г. в Париже подготовили замену Киотскому протоколу. Крупнейшие индустриально развитые и развивающиеся страны согласовали основные пункты нового договора ООН по борьбе с глобальным потеплением, который придет на смену Киотскому протоколу.
Тем не менее, участники переговоров в Париже не смогли прийти к единому мнению относительно того, стоит ли включать в договор положение о том, что к 2050г. выбросы углекислого газа в атмосферу должны сократиться вдвое.
Вашингтон со своей стороны заявил о том, что представители 17 стран, на долю которых приходится 80% вредных выбросов во всем мире, согласовали действия по обмену экологичными технологиями, финансированию и возможному плановому ограничению эмиссий по отдельным секторам экономики ‑ например, для сталелитейной промышленности и производства цемента.
9. ПОПЫТКИ АНТРОПОГЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В КЛИМАТ
Первые попытки по "созданию" хорошей погоды предпринимались специалистами-метеорологами еще во времена СССР. С тех пор российская служба по разгону облаков считается одной из лучших в мире.
Технология создания благоприятных погодных условий была разработана в 1990 году специалистами Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромета), а с 1995 года ‑ после первого масштабного применения во время празднования 50-летия Победы ‑ начала применяться достаточно широко.
Для разгона облаков активно используются йодистое серебро, кристаллы парения жидкого азота, сухой лед и другие компоненты (так, на наиболее мощные дождевые облака воздействуют при помощи йодистого серебра, а против слоисто-дождевой облачности применяют жидкий азот). Согласно заявлению специалистов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета), эти реагенты являются экологически чистыми материалами, не способными нанести вред атмосфере.
Сам процесс "расстрела" дождевых облаков метеорологами называется "засеиванием". Принцип такого действия основывается на концентрации находящейся в атмосфере влаги на ядрах распыленного реагента, после чего осадки набирают критическую массу и бывают "вынуждены" выпасть, не достигнув территории города или какого-либо конкретного участка земли. Сам процесс разгона облаков начинается за час-полтора до намеченного времени и ведется на расстоянии 50-100 километров от того места, где необходимо обеспечить благоприятную погоду.
Для проведения подобных операций, как правило, используют самолеты Ан-12 и Ил-18. Сами полеты сопряжены с определенным риском, так как в условиях повышенной облачности существует угроза попадания в зону сильной турбулентности.
Вместе с тем, у данной методики есть и противники. Так, экологи из общественной организации "Экозащита" утверждают, что существует определенная зависимость между разгоном облаков и проливными дождями, выпадающими в последующие дни. По словам руководителя организации Владимира Сливяка, "современная наука пока не в состоянии говорить о последствиях подобного вмешательства, а они могут быть самыми разными". В связи с этим позиция экологов однозначна: "Подобные действия нужно прекратить". Не менее однозначен и ответ метеорологов. Согласно заявлению начальника управления мониторинга геофизических процессов, активных воздействий и государственного надзора Росгидромета Валерия Стасенко, "выводы экологов относительно того, что дождливая погода является следствием наших мероприятий, это не более чем домыслы. Чтобы делать такие выводы, необходимо измерять уровень аэрозоля в атмосфере, его концентрацию, установить тип аэрозоля. Без этих данных подобные утверждения голословны".