Смекни!
smekni.com

Элхонон Голдберг Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация Аннотация (стр. 1 из 62)

Элхонон Голдберг Управляющий мозг:
Лобные доли, лидерство и цивилизация
Аннотация Новая книга известного американского ученого посвящена строению и функционированию одной из важнейших частей человеческого мозга — лобных долей. Именно в последние годы благодаря революционному прорыву в области методов объективного изучения активности мозга работы в этой области продвинулись далеко вперед и этот прогресс отражен в данной книге. Книга написана доступным языком и будет интересна и полезна не только специалистам в области исследования мозга и психических процессов, но и всем, кого интересует новейшее состояние науки о мозге.

Выходные данные книги в конце страницы

Содержание

Об авторе

Посвящение

Предисловие

Предисловие к русскому изданию

Благодарности

1. Введение

2. Конец и начало: посвящение

3. Главный управляющий мозга: лобные доли с первого взгляда

Многогранность лидерства

Пульт управления мозга

4. Архитектура мозга: начальные сведения

Микроскопический взгляд

Макроскопический взгляд

Командный пункт и его связи

5. Первый ряд оркестра: кора головного мозга

Звуки и исполнители

Новизна, рутина и полушария мозга

Проблема Ноя и ландшафты мозга

Модулярное помешательство

Когнитивные градиенты и когнитивные иерархии

Вещь есть вещь

Слово к вещи

6. Дирижер: более детальный взгляд на лобные доли

Новизна и лобные доли

Рабочая память — или работа с памятью?

Свобода выбора, неопределенность и лобные доли

7. У каждой доли свой удел: стили принятия решений и лобные доли

Нейропсихология индивидуальных различий

Мужские и женские когнитивные стили

Лобные доли, полушария и когнитивные стили

Когнитивные стили и организация мозга

Мятежники в меньшинстве: левши и поиски новизны

Талант лидерства: У-фактор и потемки чужой души

8. Когда лидер ранен

Хрупкие лобные доли

Синдромы лобных долей

Активность и Ньютоновы тела: дорзолатеральный случай

Планы и «память о будущем»

Ригидность ума

Слепое пятно разума: анозогнозия

9. Социальная зрелость, моральность, право и лобные доли

Лобно-базальный «псевдопсихопатический» синдром и утрата самоконтроля

Социальная зрелость и лобные доли

Биологическое созревание и социальная зрелость: историческая загадка

Повреждение лобных долей и криминальное поведение

Злополучный грабитель

Повреждение лобных долей и общественная слепота

10. Роковые разъединения

Упавший всадник: клинический случай

Шизофрения: несостоявшееся соединение

Травма головы: прерванное соединение

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: хрупкое соединение

Победа над СДВГ: Как австралиец Тоби нашел себя

Подергивания и подшучивания

11. «Как вы можете мне помочь?»

«Когнотропные» лекарства

Гимнастика для мозга

История нейропсихологической реабилитации

Пластичность мозга и когнитивные упражнения

Когнитивное здоровье: начало тенденции

Зарождение программы

12. Лобные доли и парадокс лидерства

Автономия и управление в мозге

Автономия и управление в обществе

Автономия и управление в электронном мире

Эпилог

Ссылки и примечания

Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация / Пер. с англ. Д. Бугакова. — М.: Смысл, 2003. — 335 с.

Москва, "Смысл", 2003

УДК 159.9

ББК 88

Г 63

Авторизованный перевод с английского Дмитрия Бугакова

This translation of THE EXECUTIVE BRAIN, originally published in English in 2001, is published by arrangement with Oxford University Press, Inc.

Настоящий перевод произведения THE EXECUTIVE BRAIN, первоначально опубликованного на английском языке в 2001 году, публикуется по соглашению с компанией Oxford University Press, Inc.

ISBN 5-89357-139-8

Copyright © 2001 by Elkhonon Goldberg Foreword Copyright © by Oliver Sacks

© Перевод на рус. язык, оформление, издательство «Смысл», 2003

Научное издание

Редактор Д.А. Леонтьев

Корректор Т.П. Толстова

Художественное оформление и верстка Б.Е. Котырева

Издательство «Смысл» (ООО НПФ «Смысл»)

103050, Москва-50, а/я 158

Тел./факс (095) 195-0308, 195-3713

e-mail: info@smysl.ru

http://www.smysl.ru

Лицензия ИД № 04850 от 28.05.2001

Подписано в печать 10.12.2002.

Формат 84x100/32.

Гарнитура Literaturnaya.

Печать офсетная.

Усл. печ. л. 14.

Тираж 4000 экз.

Заказ № 1992.

Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

Об авторе: Элхонон Голдберг — специалист по деятельности мозга и клинической нейропсихологии, профессор и директор Института нейропсихологии и познавательных процессов Нью-Йоркского университета, лауреат Американского Совета профессиональной психологии в области клинической нейропсихологии. Профессор Голдберг читает лекции еще в ряде вузов США, Европы, Австралии, Израиля и Латинской Америки. Всемирную известность Элхонону Голдбергу принесли работы в области нейропсихологической теории, функциональной организации коры мозга, межполушарной асимметрий, лобных долей и памяти, а также разработка новых диагностических и восстановительных методов. Он автор нескольких книг и диагностических руководств, в том числе Contemporary Neuropsychology and the Legacy of Luria (1990), The Executive Control Battery (2000), The Cognitive Bias Test (2003). Более подробная информация о нем — на сайте www.elkhonongoldberg.com

Моему учителю Александру Лурии,
который зажег во мне интерес,
приведший к этой книге

Предисловие

Оливер Сакс

В 1967 году Элхонон Голдберг, тогда двадцатидвухлетний студент, изучавший нейропсихологию в Москве, встретил юношу, тоже студента, который был на несколько лет старше его. «Владимир, — сообщает нам Голдберг, — стоял на платформе московского метро. Когда футбольный мяч, который Владимир перебрасывал из руки в руку, упал на рельсы, он прыгнул вниз, чтобы достать его». Владимир был сбит поездом и получил тяжелое повреждение головы — передней части мозга, лобных долей, обе из которых пришлось ампутировать.

«Карьера каждого клинициста, — пишет Голдберг, — формируется немногими определяющими пациентами. Владимир был моим первым определяющим пациентом. Ненамеренно, вследствие случившейся с ним трагедии, он познакомил меня с разнообразными феноменами поврежденных лобных долей, пробудил во мне интерес к лобным долям и, тем самым, во многом повлиял на мою научную карьеру». Владимир проводил большую часть своего времени, тупо уставившись в пространство (хотя, когда его беспокоили, он мог разразиться потоком ругательств или кинуть ночной горшок), однако Голдберг обнаружил, что иногда он может вступать с ним в простую, не стесняющуюся в выражениях перепалку и даже «между студентом с поврежденным мозгом и студентом, изучающим повреждения мозга, развились своего рода дружеские отношения».

Учитель Голдберга, великий российский нейропсихолог А. Р. Лурия, все более интересовался этими «высшими» отделами мозга и предложил Голдбергу сделать их изучение своим исследовательским проектом. Теперь этому проекту уже треть столетия, и он привел Голдберга в некоторые из наиболее глубоких и причудливых областей нормального и аномального функционирования мозга и психики. Как и Лурия, он применял специально сконструированные и оригинальные тесты в сочетании с текущими реальными наблюдениями, чувствительными к причудливым особенностям функционирования лобных долей не только в условиях клиники, но и на улице, в ресторане, в театре, — везде. (Голдберг говорит в данном случае о «познавательном подглядывании».) Все это соединилось с исключительной мощью воображения и сопереживания, направленных на то, чтобы видеть мир глазами своих пациентов. После тридцати лет наблюдений и опытов он достиг того уровня проникновения в суть предмета, который, наверное, обрадовал и поразил бы его учителя, Александра Романовича Лурию.

В «Управляющем мозге» Голдберг приглашает нас в свое путешествие от далеких московских дней к настоящему, в путешествие одновременно и интеллектуальное, и глубоко личное. Он дает блестящее описание сложных функций лобных долей, этой позднее всего развившейся и «наиболее человеческой» части мозга, исследуя как большое разнообразие «стилей» функционирования лобных долей у нормальных людей, так и трагические нарушения, которые могут возникнуть в результате неврологического заболевания или повреждения мозга. Далее он раскрывает способы тестирования их функций и, что не менее важно, способы усиления функций лобных долей — многие из которых были внедрены самим Голдбергом, — путем построения или перестройки познавательной функции не только у пациентов с поврежденным мозгом, но и у людей со здоровым мозгом. (Введенное Голдбергом понятие «когнитивного здоровья» и использование «когнитивных упражнений» и «когнитивной гимнастики» представляются особенно перспективными и важными.) Богатые истории болезней, наряду с краткими, но меткими нейропсихологическими пояснениями, образуют повествовательное ядро книги. Они часто перемежаются личными повествованиями различного типа, и это делает книгу Голдберга весьма проникновенными и интимными мемуарами, разновидностью интеллектуальной автобиографии в не меньшей степени, чем великолепным примером научного репортажа и «популярной» науки.

Книга «Управляющий мозг» посвящена А. Р. Лурии и открывается волнующим воспоминанием о разговоре с Лурией в 1972 году — Голдбергу было в то время 25 лет, а Лурии — 70 и он одновременно был его выдающимся учителем и выступал в роли любящего и поддерживающего друга. Лурия настаивал на вступлении Голдберга в Коммунистическую партию, предлагая ему свою рекомендацию и подчеркивая необходимость этого для любого карьерного продвижения в Советском Союзе. (Лурия сам был членом партии скорее по целесообразности, нежели по убеждению.) Но Голдберг по существу своему был (и остается) мятежником, не расположенным к компромиссам, даже выгодным, если они противоречат его натуре. Такая непримиримость в Советском Союзе стоила дорого; она привела его отца в ГУЛАГ. Несколько раз уклоняясь от прямого ответа, Элхонон в итоге сказал Лурии, что не вступит в партию. Далее — хотя, конечно, этого он не сказал — он решил покинуть Россию, несмотря на глубокую привязанность к стране и родному языку. Весьма ценному члену общества, аспиранту Московского университета тогда было практически невозможно покинуть страну, и рассказ Голдберга о том, как он сделал это, причем таким образом, чтобы ни в коем случае не скомпрометировать Лурию, образует исключительное и неотразимое введение к этой книге, которая завершается 26 лет спустя визитом в Москву и в страну, которую он покинул полжизни назад.