Смекни!
smekni.com

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа. Методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов специальности «Музыкальное образование» (стр. 2 из 4)

Содержание

Тема 1. Введение

1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА. ЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Формирование у студентов теоретической и практической базы научно-исследовательской деятельности учителя музыки является основной целью курса. Учитель музыки как постоянный исследователь, наблюдающий учебно-воспитательный процесс во всех его компонентах, проявляющихся в реакциях учащихся, в их знаниях, умениях, навыках. Круг научно-исследовательских интересов учителя музыки: формирование воображения, памяти, музыкальных способностей школьников, возрастные особенности музыкального восприятия детей, взаимодействие учителя и ученика на уроке музыки и др.

Тема 2. Содержание научно-исследовательской деятельности учителя музыки

2.1. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическое познание как познание опытным путем. Основные эмпирические методы музыкально-педагогического исследования и их характеристика: педагогическое наблюдение (сплошное и выборочное); беседа (с учащимися, их педагогами, родителями); сравнение как метод установления сходства и различия при изучении влияния условий, факторов, средств музыкально-педагогического воздействия на обучение, воспитание и развитие качеств личности учащихся, их способностей, усвоения музыкальных знаний, формирования умений, навыков; опрос в двух формах: письменной (анкетной) и устной; изучение музыкально-педагогического опыта (как положительного, так и отрицательного), его анализ.

2.2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ В СФЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методика изучения музыкальной культуры детей (Л.В. Школяр).

Методики, изучающие музыкальный опыт школьников: «Музыка для домашней фонотеки», методика «Музыкальная программа для друзей».

Методики, диагностирующие уровень развития музыкальной грамотности школьников: «Музыкально-жизненные ассоциации», методика «Выбери музыку», методика «Открой себя через музыку», методика «Определи композитора незнакомой музыки» (автор Д.Б. Кабалевский).

Методики, изучающие музыкально-творческое развитие школьников: «Выбери роль», «Сочиняю музыку», «Ребенок и музыка».

Диагностика и развитие музыкальных способностей (автор Т. Пчелкина)

Проверка (диагностика) певческих знаний и умений школьников.

Методы и приемы проверки: вызов к доске, групповая проверка, проверка по рядам (метод наблюдения – вслушивания), проверка с помощью магнитофона.

Проверка знаний по музыкальной грамоте (в ходе фронтальной работы в классе). Методы и приемы проверки: общеклассная контрольная работа, пение с листа несложных гаммообразных попевок, определение лада, размера и фактуры знакомых и незнакомых музыкальных фрагментов и др.

Проверка (диагностика) усвоения материала по слушанию музыки.

Применение методов, основанных на сопоставлении, сравнении музыки, выявлении особенностей произведения. Создание проблемной ситуации на уроке.

Методы опроса по восприятию музыки: игровой метод, игра «Самый внимательный», метод «определения «национальности» народной музыки, метод определение размера впервые прослушиваемого музыкального фрагмента, метод определения исполнительской манеры знакомого певца или инструменталиста.

Тема 3. Алгоритм научно-исследовательской работы учителя музыки

3.1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

Составление плана практической работы по развитию музыкального кругозора школьников на уроке музыки в школе. Основные составляющие признаки понятия «музыкальный кругозор»: наличие интереса к музыкальному искусству и объем музыкальных знаний.

Методы диагностики музыкального кругозора: метода анкетирования и метод словесно-музыкальной викторины. Составление анкеты, организация и проведение викторины. Обработка полученных результатов диагностики. Выявление и описание уровней развития музыкального кругозора учащихся. Разработка развивающих занятий по развитию музыкального кругозора учащихся на уроке музыки. Проведение итоговой диагностики. Оформление сравнительной таблицы уровня развития музыкального кругозора учащихся. Обобщение результатов работы в итоговых выводах.

3.2. СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Практическая часть дипломной работы содержит описание музыкально-педагогического опыта учителей музыки общеобразовательных учреждений, элементы исследования, анализ собственной музыкально-педагогической деятельности автора данной работы. Структура практической части работы: начальная диагностика уровня развития (какого-либо исследуемого качества), описание и анализ развивающих или формирующих занятий (уроков музыки, внеклассных занятий), итоговая диагностика уровня развития (исследуемого качества, свойства).

В заключении делаются основные выводы по итогам работы, предлагаются практические советы и рекомендации.

В приложении приводятся материалы анкетных опросов, протоколы, таблицы, фотографии, репертуарные списки, конспекты уроков, внеклассных занятий, творческие работы детей и т.п.

3.3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ»

Соответствие содержания курсовой работы практическому исследованию в выпускной квалификационной работе. В курсовой работе отражаются наиболее актуальные проблемы современного музыкального образования, проявляющиеся на практике. Кроме того, тема курсовой работы может быть связана с практической деятельностью студента, и отражать основные ее результаты.

По структуре курсовая работа практического характера включает следующие разделы: введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы; основная часть, состоящая из двух разделов (первый раздел содержит теоретические основы разрабатываемой темы; второй раздел – практическая часть, которая может быть представлена графиками, таблицами, схемами, анализом наблюдения за деятельностью ведущих музыкантов-педагогов, а также анализом собственной музыкально-педагогической деятельности); заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы; список литературы; приложения (если таковые имеются).

Тема 4. Способы адаптации диагностических методик музыкального образования к индивидуальному исследованию

4.1. АНАЛИЗ ПРИМЕРОВ ПРИМЕНЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Анализ применения диагностических методик Т. Пчелкиной и Л. Школяр в индивидуальных студенческих исследованиях. Составление плана работы. Определение показателей и критериев исследуемого свойства. Адаптация методик, методов или элементов методик к данному исследованию (видоизменение заданий, использование части заданий, изменение вопросов анкеты, на основе принципов данного исследования создание авторской диагностической методики).

Опорные понятия, слова к курсу

- Методология

- Основы научно-исследовательской деятельности

- Методы диагностики

- Диагностика

- Алгоритм научно-исследовательской деятельности

- Структура исследования

- Эмпирические методы исследования

Темы семинарских занятий

Вопросы к темам 1, 2.

1. Сущность музыкально-педагогического исследования.

2. Каково значение научно-исследовательской работы в профессиональной деятельности учителя музыки?

3. Охарактеризуйте содержание научно-исследовательской деятельности учителя музыки.

4. Охарактеризуйте содержание и структуру рецензии как вида научно-исследовательской деятельности.

5. Содержание и сущность научного доклада.

6. Какие явления, качества личности, процессы может наблюдать и изучать учитель музыки в ходе урока?

7. Перечислите и охарактеризуйте методы научного исследования.

8. Основные эмпирические методы музыкально-педагогического исследования.

9. Охарактеризуйте методики, диагностирующие уровень развития музыкальной грамотности школьников.

10. Сущность методик, изучающих музыкально-творческое развитие школьников.

11. Диагностика и развитие музыкальных способностей школьников (чувства ритма, музыкального слуха, музыкальной памяти).

12. Диагностика певческих знаний и умений школьников, методы диагностики.

13. Методы проверки усвоения материала по слушанию музыки.

Вопросы к темам 3, 4.

1. Методы диагностики музыкального кругозора школьников.

2. Структура практической части дипломной работы.

3. Характеристика приложений дипломной работы.

4. Особенности проведения анкетирования со школьниками.

5. Оформление творческих работ детей.

6. Содержание и структура курсовой работы практического характера.

7. Актуальные проблемы музыкального образования.

8. Изучение практического опыта ведущих музыкантов-педагогов прошлого и настоящего.

9. Способы адаптации известных диагностических методик музыкального образования к индивидуальным исследованиям.

Литература для подготовки к семинарским занятиям

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э.Б. Абдуллин. – М., 1990. – 205 с.

2. Апраксина О.А. О праве учителя-музыканта на эксперимент // Музыкальное воспитание в школе / сост. О.А. Апраксина. – М., 1978. – Вып. 13. – С. 66-76.

3. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. – М., 1983. – 118 с.