Смекни!
smekni.com

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа. Методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов специальности «Музыкальное образование» (стр. 3 из 4)

4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: кн. для учителя / Ю.П. Азаров. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1985. – 76 с.

5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. – М.; Л., 1965. – 186 с.

6. Бабанский Ю.К. Совершенствовать методологию педагогических исследований / Ю.К. Бабанский // Сов. педагогика. – 1986. – № 3. – С. 32-35.

7. Войтко В.И. Основные законы материалистической диалектики и их применение в педагогических исследованиях / В.И. Войтко. – Киев, 1975. – 49 с.

8. Диденко В.Д. Искусство и философия / В.Д. Диденко. – М., 1986. – 64 с.

9. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. – М., 1984. – 153 с.

10. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца / Д.Б. Кабалевский. – М., 1984. – 90 с.

11. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе / М.С. Каган // Музыка в школе. – 1984. – № 4. – С. 10-15.

12. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ / В.В. Краевский. – М., 1977. – 59 с.

13. Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога / В.В. Краевский // Магистр. – 1991. – № 1. – С. 18-21.

14. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки / А.Ф. Лосев // Сов. музыка. – 1990. – № 11. – С. 65-74.

15. Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования / В.В. Медушевский // Сов. музыка. – 1981. – № 9. – С. 12-14.

16. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки / В.И. Муцмахер. – М., 1988. – 112 с.

17. Никандров Н.Д. Методологическое знание в педагогике / Н.Д. Никандров // Сов. педагогика. 1984. – № 8. – С. 21-22.

18. Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. – М., 1989. – 69 с.

19. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В.Г. Ражников. – М., 1884. – 142 с.

20. Сластенин В.А. Методологическая культура учителя / В.А. Сластенин, В.Э.Тамарин // Сов. педагогика. – 1990. – № 7. – С. 16-18.

21. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю / М.Н. Скаткин. – М., 1986. – 116 с.

22. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: в 3 ч. Статьи и исследования / А.Н. Сохор. – Л., 1980. – 98 с; 1981. – 105 с; 1983. – 112 с.

23. Станиславский К.С. Искусство переживания / К.С. Станиславский. – Собр. соч.: в 8 т. – М., 1959. – Т. 6. – С. 73-77.

24. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества / Г.М. Цыпин. – М., 1988. – 224 с.

25. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения / Г.М. Цыпин. – М., 1994. – 214 с.

26. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. – М., 1975. – 109 с.

Виды самостоятельной работы

1. конспектирование литературы;

2. подготовка к устным сообщениям и семинарам;

3. подготовка контрольных работ;

4. подготовка курсовой работы.

Темы курсовых работ

1. Экспериментальная работа по развитию элементарных навыков импровизации на фортепиано у старших школьников.

2. Практическая работа по формированию музыкального вкуса у школьников 6-х классов на уроках музыки.

3. Практическая работа по развитию образного мышления учащихся 4-х классов на уроках музыки.

4. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей третьеклассников на уроках музыки в различных видах музыкальной деятельности.

5. Практическая работа по развитию чувства ритма детей младшего школьного возраста на уроках музыки в школе.

6. Изучение музыкального развития первоклассников средствами детского музыкально-игрового фольклора на уроках музыки в школе.

7. Практическая работа по развитию музыкального восприятия у учащихся разновозрастных групп на музыкальных лекториях.

8. Изучение методических особенностей организации внеклассной вокально-хоровой работы с учащимися 1-х классов общеобразовательной школы.

9. Практическая работа по изучению уровня творческой активности школьников на уроке музыки в процессе игровой деятельности.

10. Развитие эстетического вкуса младших подростков в процессе урока музыки.

11. Практическая работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности.

12. Практическая работа по изучению уровня развития художественно-образного мышления учащихся 6-х классов на уроке музыки средствами синтеза живописи и музыки.

13. Практическая работа по формированию навыков элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах детей младшего школьного возраста в ходе урока музыки.

14. Экспериментальная работа по развитию эмоционального слуха школьников на уроке музыки.

Контрольные требования

Вопросы к экзамену

1. Цель, задачи, общая характеристика курса «Методологические основы научно-исследовательской деятельности учителя музыки».

2. Содержание научно-исследовательской деятельности учителя музыки.

3. Характеристика профессионального мышления учителя музыки на методологическом уровне.

4. Цель методологической подготовки учителя музыки. Значение и возможности научно-исследовательской деятельности учителя музыки.

5. Поясните свое понимание ответа на вопрос «Что такое индивидуальность ученика на уроке музыки?»

6. Какую проблему музыкальной педагогики, методики музыкального воспитания Вы считаете, в данное время особенно актуальной и какие труды ученых, деятелей искусства, по Вашему мнению, могут помочь в ее разрешении?

7. Раскройте структуру, содержание, требования к выпускной квалификационной работе.

8. Охарактеризуйте отличие проблемы от темы музыкально-педагогического исследования.

9. Опишите методику проведения диагностики (какого-либо явления) в музыкально-педагогическом исследовании.

10. Перечислите и охарактеризуйте методы диагностики в музыкально-педагогическом исследовании (диагностика певческих знаний и умений, проверка знаний по музыкальной грамоте, диагностика усвоения материала по слушанию музыки).

11. Перечислите диагностические методики, применяемые для диагностики музыкальной культуры школьников. Охарактеризуйте одну из них.

12. По предложенной теме дипломной работы определить предмет и объект исследования.

13. Исходя из темы дипломной работы, определить цель и задачи исследования.

14. По сформулированной теме дипломной работы определить проблему исследования.

15. По предложенной теме дипломной работы составить план теоретической части исследования. Перечислить предполагаемые методы научного исследования.

16. По предложенной теме дипломной работы составить план практической части исследования (диагностика). Перечислить и охарактеризовать предполагаемые методы диагностики.

Учебно-методическое обеспечение программы

1. Рекомендуемая литература:

1. Методологическая подготовка учителя музыки: хрестоматия / сост. Э.Б. Абдуллин / М.: МИРОС, 1992. – 58 с.

2. Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки: сб. науч. тр. / Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары, 2003. – 100 с.

3. Проблемы современного музыкального образования: межвузовский сб. науч. тр. / Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары, 2004. – 123 с.

4. Тагильцева Н.Г. Развитие самосознания младших школьников на уроках музыки: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2001. – 67 с.

5. Ясинских Л.В. Методика развития эмоционального слуха у старших дошкольников: метод. рекомендации. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 26 с.

2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины:

специализированный методический кабинет, оборудованный музыкальными инструментами, компьютерами, аудио- и видеоаппаратурой, методической литературой. Лекционная аудитория и кабинет для проведения практических занятий.

Приложения

Приложение 1

Образец оформления выводов по практической части

дипломной работы

Выводы по второй главе:

1. Первоначальная диагностика уровня развития музыкального кругозора школьников показала в целом средний и низкий уровень его развития. Школьники слабо интересуются классическим музыкальным искусством, их знания по музыкальной теории весьма ограничены.

2. Для развития музыкального кругозора учащихся был проведен ряд развивающих занятий по музыке. Все они были направлены на развитие музыкального кругозора, на развитие потребности в общении с музыкальным искусством. На занятиях применялись следующие задания и методы…..

3. Итоговая диагностика показала значительный рост уровня музыкального кругозора школьников 6-х классов. 3 человека повысили свой уровень с низкого на средний, 5 человек – со среднего на высокий. Учащихся, понизивших уровень развития музыкального кругозора, не выявлено.

Приложение 2

Диагностика музыкальной культуры школьников

(для любого возраста).

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

- - -

Музыкальный опыт школьников

Музыкальная грамотность

Музыкально- творческое развитие школьников

Диагностические методики

- Методика «Встреча с музыкой», автор Л.В. Школяр - Методика «Музыкально-жизненные ассоциации», метод беседы - Метод наблюдения за детьми в процессе общения с музыкой
- Методика «Музыка для домашней фонотеки», автор Л.В. Школяр - Методика «Выбери музыку» - Метод индивидуальной беседы
- Методика «Музыкальная программа для детей», автор Л.В. Школяр - Методика «Открой себя через музыку» - Методика «Сочиняю музыку», метод наблюдения, метод анализа продуктов творчества
- Методы беседы с детьми и анкетирование родителей - Методика «Определи композитора незнакомой музыки», автор Д.Б. Кабалевский - Методика «Ребенок и музыка»