Смекни!
smekni.com

Учебная по истории русской литературы ХХ века (1890-1980-е годы) (стр. 2 из 7)

Февральская революция и литература. Позиции писателей. Резкая политизация творчества и общественного проведения литераторов. Катастрофичность мироощущений в художественной среде. Предвидения и предзнаменования в произведениях литературы. Журналы и журналистика. Альманахи и сборники. Литературные объединения. Литературные кафе ("Бродячая собака", "Привал комедиантов"). "Карнавализация" художественного быта. Иронически-игровое, пародийное восприятие культуры. Стилизация и стилизаторство как способ художественного выражения. Темы и образы "масок", "двойничества" в литературе и искусстве предреволюционных лет.

Поэзия Бунина. Стихотворения 1916-1917 годов. Усиление внушающе-метафорического начала, нарастание лирической открытости. Историософские пророчества. Рассказы "Господин из Сан-Франциско", "Братья", "Иоанн Рыдалец", "Чаша жизни", "Захар Воробьев", "Грамматика любви", "легкое дыхание" - вершины повествовательного искусства ХХ века. Грани поэтики.

Творчество и деятельность Горького. "Сказки об Италии". Сборник рассказов "По Руси". Повести "детство", "В людях". Особенности художественного мира. Журнал "Летопись". Выступления писателя в газете "Новая жизнь". Воззрения на грядущую революцию. Жесткая полемика с большевиками. Творчество Андреева, Куприна, Шмелева этих лет. Темы, идеи, жанры, стиль. Рассказы и повести С.Н.Сергеева-Ценского. Особенности манеры. Рассказы и повести Зайцева. повествовательное искусство Пришвина. Рассказы "Никон Староколенный". "Черный араб". Пейзаж у Пришвина. Религиозная проблематика.

Дооктябрьское творчество А.Н.Толстого. Цикл рассказов "Заволжье", роман "Хромой барин". Зоркость и жизненная мощь художественного видения.

Произведения Ремизова. Их влияние на современную литературу. Е.И.Замятин. Рассказы. Повести "Уездное", "На куличках". Оригинальное сочетание фольклорно-сказового начала с литературной "инженерией". "Техницизм синтаксиса", фольклорность образно-лирического строя.

Романы, пьесы, публицистика Мережковского. Русская история в его творчестве. Тема публицистики: "грядущий хам" как проблема будущего. Творчество Гиппиус, Бальмонта, Сологуба, Брюсова. Поэзия, публицистика, путевые очерки Белого. Роман "Петербург". Его историософская и эстетическая значимость. Поэтика прозы Белого и ее влияние на повествовательное искусство последнего десятилетия.

Творчество Блока. Лирика "третьего тома" - воплощение национального и поэтического синтеза. Драма "Роза и Крест". Публицистика поэта. "Малые поэты" символизма и постсимволизма: Ю.Верховский, С.Соловьев, Г.Чулков, В.Пяст, Ю.Балтрушайтис, В.Гиппиус. Фольклорно-мифологические мотивы поэзии А.Кондратьева и С.Городецкого.

Творчество Кузмина. Поэзия. Проза. Критика. Кузмин и художественный быт эпохи.

Акмеизм. История направления. "Цех поэтов". Журналы "Аполлон" и "Гиперборей". Эстетика. Вкус как мировоззрение. Вещность и ясность, предметность и живописная пластичность стихового пространства. Н.С.Гумилев. Стихотворения. Поэмы. Литературная критика и переводческая деятельность. Поэтический мир. Поэзия и критическая проза О.Э.Мандельштама. Художественный мир А.А.Ахматовой. Стихотворения В.Нарбута, М.Зенкевича, Г.Иванова. Акмеизм и судьбы русской поэзии ХХ века.

Футуризм. Идеология. Эстетика. Представители. Русский футуризм как национальное выражение европейского художественного авангардизма. Литература и живопись (Кандинский, Малевич, Шагал, Филонов, Татлин...). Кубофутуризм и эгофутуризм. Поэтический мир В.Хлебникова. творчество Маяковского. Д.Д.Бурлюк, Е.Г.Гуро, В.В.Каменский, А.Е.Крученых. Их произведения. Своеобразие поэзии Игоря Северянина. "Мезонин поэзии" - стихотворения В.Г.Шершеневича и К.А.Большакова. "Центрифуга". Ранний Пастернак. Поэзия Н.Н.Асеева. Журналы и альманахи футуристов. Особенности полиграфического исполнения их книг.

"Новокрестьянские поэты". Лирика С.А.Есенина. Крестьянский космос в поэзии Н.А.Клюева. Стихотворения С.Клычкова и П.Орешина.

Поэты и прозаики "Сатирикона" и "Нового Сатирикона": А.Аверченко, Тэффи, П.Потемкин, Саша Черный, Дон-Аминадо. Сатира как высокое искусство. "Кабаретная поэзия": А.Вертинский, Н.Агнивцев.

Поэзия Марины Цветаевой. Поэзия М.А.Волошина. Волошин-критик. "Искусствоведческая проза" П.П.Муратова. Повествовательное искусство А.С.Грина. Поэзия и эссеистика Ходасевича.

Пролетарская литература. Ее мир. Представители (А.Гастев, Кириллов, Герасимов).

Фольклор: песни, романсы, частушки. Их использование в "высокой поэзии" (Блок, Брюсов, Маяковский).

Русская литература и Октябрьская революция. Позиции и отношения к событиям писателей. Первые художественные отклики: Гиппиус, Брюсов, Блок, Есенин, Клюев, Маяковский, Хлебников, Мандельштам...

Исторические перспективы русской литературы перед лицом революции.

Русская литература после 1917 года

(1920-30-е гг.)

ВВЕДЕНИЕ

(Русская литература на исторических переломах)

Основные этапы исторического развития России в ХХ века. Революция 1917 года и русская литература: периодизация исторического и литературного процесса. Дискуссии о периодизации. Условность термина "литература 20-х годов". Вопросы о границах периодов: 1917-1921 (гражданская война); 1922-1929 ("восстановительный период"), 1930-1937 (реконструктивный период), 1937-1941 (предвоенный период).

Политика партии и государства в области русской литературы. Основные постановления партии по вопросам литературы. Высылка русских писателей и философов из советской России. Русская жизнь и русская литература в интерпретации идеологов партии - Л.Троцкого, В.Ленина, А.Луначарского, Н.Бухарина, К.Радека, И.Сталина. Разрушение Русской православной церкви и борьба против "русского стиля" в искусстве 20-30-х г. Основные этапы формирования "интернационального стиля" в литературе, вытеснение понятия "русская литература" ("пролетарская литература", "советская литература", "литература советского общества"). Цензура и репрессии.

Разъединение русской литературы после 1917 года. Два литературных процесса - одна литература. Общие тенденции в развитии русской поэзии и прозы 20-30-х годов. "Идея пути" как ключевая в поэтическом сознании двух десятилетий. Явление русского романа в двух потоках литературы (М.Булгаков, Л.Леонов, А.Платонов, М.Шолохов, И.Бунин, М.Горький, И.Шмелев, М.Пришвин). Русская классическая традиция на основных этапах развития литературы после 1917 года (Достоевский, Толстой, Пушкин). Традиция и свобода русского писателя в новых условиях существования русской литературы. Литература метрополии и эмиграции в контексте мирового литературного процесса. Нобелевские лауреаты И.Бунин, М.Шолохов, Б.Пастернак.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА

Русская философская мысль после 1917 года и литература. Революция в оценке русских философов: русская религиозная мысль (Н.Бердяев, С.Франк, Л.Шестов, Н.Изгоев, о. С.Булгаков); сменовеховство и евразийство (Н.Ключников, Н.Устрялов, П.Савицкий, Н.Трубецкой и др.), естественнонаучная мысль (В.Вернадский, А.Чижевский); марксизм (Плеханов, Луначарский). "Русский Берлин" 1921-1923 г.

Критика. Литературные группировки. Пролеткульт. История организации, теоретики Пролеткульта (А.Богданов, А.Луначарский) и наиболее видные участники (М.Герасимов, В.Кириллов, В.Казин, А.Платонов). Издания пролеткульта ("Горн", "Грядущее", "Твори"); опыт сотрудничества пролетарских и крестьянских писателей. Письмо ЦК РКП (б) о Пролеткультах. 1921 год - разгром рабочей оппозиции, закрытие всех изданий Пролеткульта. Организация Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Идеологи РАППА; основные этапы. Издания РАПП: "На посту", "На литературном посту", "Октябрь", "Молодая гвардия". Творческие программы и лозунги РАПП: "столбовая дорога пролетарской литературы", борьба против классики и "Учеба у Толстого", призыв ударников в литературу, создание образа "живого человека", "союзник или враг". Ведущие критики РАППА: Лелевич, Авербах, Ермилов, Фадеев, Селивановский. Борьба с "буржуазными тенденциями" в русской литературе на страницах изданий РАППА (оценки творчества Е.Замятина, А.Ахматовой, Б.Пильняка, М.Зощенко, М.Горького, Л.Леонова, К.Федина, А.Платонова и т.д.). Термин Троцкого "попутчики" в практике РАПП.

"Перевал". История организации. Издания ("Красная новь", "Круг", "Романтики"). Работы А.К.Воронского 20-х годов, его полемика с РАПП. Эстетические лозунги Перевала на рубеже 20-30-х годов: искренность, моцартианство, эстетическая культура, гуманизм.

РАПП и Перевал в год великого перелома. Дискуссии о Перевале в Комакадемии (1930). Разгром Перевала и социологической школы Переверзева. Дискуссии о формах литературной жизни во Всероссийском союзе советских писателей.

Имажинизм и футуризм в искусстве первых лет революции. Футуризм и ЛЕФ. История ЛЕФа; издания. Эстетические теории "искусства-жизнестроения", "литература факта", социального заказа, производственного искусства. Теоретики и практики ЛЕФа (Маяковский, Третьяков, Шкловский, Арватов, Брик и др.). Споры о путях развития новой литературы, ее месте в общественной жизни, особенностях содержания и формы ее произведений в манифестах, критике и практике "формалистов", Обэриутов, Серапионовых братьев. Краткая история организаций и групп.

Критические работы В.Шкловского, Ю.Тынянова, Е.Замятина, М.Бахтина в литературном процессе советской России 20-х годов. Их оценка в русской эмиграции (Г.Адамович, К.Мочульский, В.Ходасевич, М.Слоним и др.).