Смекни!
smekni.com

Учебная по истории русской литературы ХХ века (1890-1980-е годы) (стр. 3 из 7)

Постановления ЦК ВКП (б) "О политике партии в области художественной литературы" (1925) и "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932). Первый съезд советских писателей (1934). Новая периодизация истории русской литературы, место литературы социалистического реализма, оценка литературы серебряного века, эстетика революционного гуманизма и русская классика, дискуссии о современной литературе. Формы партийного руководства литературой в 30-е годы: организация писательских коллективов и поездок на стройки социализма, партийный контроль над изданиями, выступления деятелей партии по вопросам искусства на первом съезде писателей, создание Комитета по делам искусств. Вопросы развития советской литературы на страницах партийной печати ("Правда", "Большевик"). Открытие новых журналов: "Наши достижения", "Литературная учеба", "Знамя", "Интернациональная литература".

Основные дискуссии 30-х годов: "Какой нам нужен писатель" (1931), о герое и жизни, "соревновании с действительностью" (1933), о языке (1934), о формализме и народности (1936), о журнале "Литературный критик" (1939-1940), о трагическом в советской литературе (1940, выход последней книги "Тихого Дона"), о книгах о Маяковском (1940, десятилетие смерти поэта). Русская классика в 30-е годы. Пушкин в 1937 году.

Пути русской поэзии

О поэтической ситуации 1917-20-х гг. Традиции и содержание космизма в русской лирике. Статьи А.Блока "Интеллигенция и революция", "Катилина", "Крушение гуманизма", "О назначение поэта". "Двенадцать" и "Скифы" в истории русской литературы после 1917 года. Полемики вокруг поэмы Блока в ХХ веке. Поэтическое скифство; библейские поэмы и стихи А.Белого, Н.Клюева, С.Есенина, М.Волошина, И.Северянина, З.Гиппиус. История, революция, наука в творчестве В.Брюсова. Поэтическое будетлянство В.Хлебникова и В.Маяковского первых лет революции ("Ночь в окопах", "Ладомир", "150.000000", "Мистерия-Буфф"). "Цех поэтов" в годы революции: сб. "Костер", "Огненный столп" Н.Гумилева; "Прославим, братья, сумраки свободы" и "Ритм и революция" О.Мандельштама, лирика Ахматовой и Г.Иванова. Поэма "Главная улица" Д.Бедного. "Машинный рай" в поэзии пролеткультовцев. Критики русского зарубежья о советской поэзии.

Героико-романтическое направление в поэзии, ее формирование, основные этапы развития. Сб. "Орда", "Брага" Н.Тихонова. Сб. "Юго-Запад" Э.Багрицкого. "Синие гусары" Н.Асеева. "Большевикам пустыни и весны" В.Луговского. Антикрестьянское и антиправославное задание генерации комсомольских поэтов (М.Светлов, А.Жаров, А.Безыменский). Советская поэзия на страницах журнала "Безбожник". Романтическая поэма 30-х годов как образец классики социалистического реализма: "Социализм", "Пятилетка" Безыменского, "Смерть пионерки" Багрицкого, "Мать" Н.Дементьева, "Триполье" Б.Корнилова.

Поэтический авангард 20-х годов. Творческий путь В.Маяковского. Эстетическая программа ("Как делать стихи"), диалог времени и поэзии ("Разговор с фининспектором о поэзии", "Сергею Есенину", "Послание пролетарским поэтам", "Во весь голос". Пушкинская традиция в лирике Маяковского. Лирический герой и "социальный заказ" в поэме ("Люблю", "Про это", "Владимир Ильич Ленин", "Хорошо" и лирике (окна РОСТА, "Рассказ о Кузнецкстрое"). Сатира Маяковского. Эстрадный характер лирики и театр Маяковского. Фигура Маяковского в оценке его современников (Б.Пастернак, А.Ахматова, Г.Иванов, М.Цветаева и др.).

Теория и практика Объединения реального искусства (ОБЭРИУ). Эстетика новой поэзии в манифестах А.Введенского, Д.Хармса, Н.Заболоцкого. Лирико-драматическая поэма ("Факт, теория и Бог", "Кругом возможно Бог", "Куприянов и Наташа" А.Введенского; "Торжество земледелия", "Безумный волк", "Лодейников" Н.Заболоцкого; "Гвидон" Д.Хармса и др.). "Случаи" Хармса. Детские стихи обэриутов. Модернистская драма ("Елизавета Бам" Д.Хармса, "Елка у Ивановых" А.Введенского). Основные этапы творческого пути Заболоцкого ("Столбцы", поэмы, натурфилософская поэзия). Судьбы обэриутов. Пути традиционализма в поэзии. Пушкинская тема-традиция в творчестве Блока, Есенина, Волошина, Гумилева, Г.Адамовича, Пастернака, Мандельштама, Ахматовой, Цветаевой, В.Ходасевича, Г.Иванова.

Творчество и судьба новокрестьянских поэтов. Путь Н.Клюева (1884-1937). Мифология революции ("Медный кит", "Львиный хлеб", "Четвертый Рим"). Космос дома в лирике Клюева (сб. "Изба и поле", цикл "Разруха"). Творческая позиция Клюева в год великого перелома. Поэтическая антология современной поэзии ("Клеветникам искусства"). Историософия русской жизни и искусства в поэмах Клюева ("Заозерье", "Деревня", "Погорельщина", "Песнь о Великой матери". Судьбы текстов Н.Клюева.

Путь С.Есенина (1895-1925). Идея "узловой завязи" человека с природой в теоретических работах Есенина ("Ключи Марии", "Быт и искусство") и в его поэтической судьбе, поэтические вехи воплощения идеи (библейские поэмы, "Сорокоуст", "Кобыльи корабли", циклы "Москва кабацкая", "Русь уходящая", "Русь советская", "Персидские мотивы"). Современность и история в поэмах Есенина ("Пугачев", "Страна негодяев", "Черный человек", "Анна Снегина", "Песнь о великом походе", "Баллада о двадцати шести"). "Злые заметки" Бухарина и борьба с "есенинщиной" в советской России. Творчество и судьба Есенина в оценке русской эмиграции (И.Бунин, В.Ходасевич, Г.Иванов, Г.Адамович, М.Слоним и др.).

"Последний лель" русской поэзии С.Клычков (1889 -1937). Тихая лирика Клычкова ("Домашние песни", "В гостях у журавлей", "Заклятие смерти", "Нищий стол"). Проза Клычкова ("Сахарный немец", "Чертухинский балакирь", "Князь тьмы"). Статьи Клычкова о советской критике ("О зайце, зажигающем спички", "Свирепый недуг").

Крестьянско-колхозная тема в советской поэзии 30-х годов; история ВОКП (Всесоюзного объединения крестьянских писателей). Творческий путь П.Васильева. Поэтический сказ А.Твардовского и поэма "Страна Муравия". Путь к массовой народной песне М.Исаковского.

Судьба классического слова в эпоху массовой жизни. Книга "Сестра моя - жизнь" Б.Пастернака в поэзии 20-х годов. Лирический герой и история в поэмах "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт", "Высокая болезнь", "Спекторский" и цикле "Второе рождение". Проза Пастернака ("Детство Люверс", "Повесть", "Охранная грамота". Выступление Пастернака на I съезде писателей. Переводы З0-х годов.

"Голос мировой культуры", революция и русская жизнь в творчестве О.Мандельштама после 1917 г. Поэтические сб. 20-х годов ("Тristia", "Вторая книга", "Стихотворения"). Апокалиптика и история в лирике Мандельштама З0-х г. ("Стихи об Армении", "Воронежские тетради", московский и петербургский циклы, "Стансы", "Стихи о неизвестном солдате"). Контекст, время и биография в прозе 20-30-х годов ("Египетская марка", "Шум времени", "Путешествие в Армению", "Четвертая проза", "Разговор о Данте"). "Стихи о русской поэзии".

Тема России в лирике А.Ахматовой. Поэтические книги "Подорожник" , "Из шести книг". Пушкинские "штудии" Ахматовой 30-х годов. Лирические поэмы Ахматовой в контексте советской поэзии 30-х годов ("Реквием", "Поэма без героя").

Массовая советская поэзия 30-х годов. Песенная поэзия. Историческое прошлое и современность в стихах нового поколения 30-х г. (П.Васильев, Я.Смеляков, Д.Кедрин, О.Берггольц, Б.Ручьев).

Диалог поэтических стилей в русской поэзии 20-30-х годов. Жизнь метафоры в поэзии Клюева, Маяковского, Кузмина, Есенина, Цветаевой, Белого, Пастернака, Мандельштама. Тема жизни и смерти как возможность неподцензурного разговора. Открытие новых лирических возможностей поэзии в условиях цензурного давления. Тема творчества и свободы, поэтические посвящения в лирике ЗО-х годов.

Проза 20-30-х годов

Публицистическая проза революции и гражданской войны ("Несвоевременные мысли" М.Горького, "Окаянные дни" И.Бунина, "Из дневников" З.Гиппиус, дневниковая проза М.Цветаевой, "Дневники" М.Пришвина и К.Чуковского). "Апокалипсис нашего времени" В.Розанова и "Слово о погибели земли русской" и "Взвихренная Русь" А.Ремизова; их место в литературной жизни 20-х годов. Пафос "живой жизни" в прозе М.Кузмина; стилизаторские , орнаментальные, неореалистические тенденции. Романы А.Белого, их воздействие на прозу 20-х годов. Судьбы русского классического романа; Толстой и Достоевский в дискуссиях 20-30-х годов о развитии романа.

Опыты пролеткультовской прозы (сб.рассказов И.Садофьева "Окровавленная лестница", романы "Голод" С.Семенова, "На черной полосе" А.Бибика). Феномен А.Гастева. Ремизов и сказ в прозе первой половины 20-х годов (рассказы Е.Замятина, Сергеева-Ценского, Леонова, Булгакова, Зощенко, Федина, Шолохова, Пильняка).

Первые романы о революции ("Два мира" В.Зазубрина и "Голый год" Б.Пильняка). Поэтизация стихийного начала, концепция "оздоровляющего варварства".

Становление социально-психологического направления в прозе. Очерки и рассказы о революции Неверова, Сейфуллиной, Вс.Иванова, Серафимовича, Фурманова, Н.Огнева, А.Малышкина, А.Яковлева, А.Аросева, Н.Никитина и др.). Социальный конфликт и герой времени в повестях Л.Сейфуллиной "Перегной", "Неделя" Либединского, "Бронепоезд 14-69" Вс.Иванова, "Щепке" Зазубрина, "Гадюке" Толстого, "Анне Тимофеевне" К.Федина. Документально-художественная проза; выработка понятия нового гуманизма и нового героя в романах: "Чапаев" Фурманова, "Железный поток" Серафимовича, "Цемент" Гладкова, "Разгром" Фадеева, "Россия, кровью умытая" А.Веселого.