Формирование канона романа социалистического реализма; первые тупики на этом пути. Дискуссия об изображении "живого человека" 1927 г., спор "рационалистов" и "интуитивистов". Концепция создания "второй природы" в романе 30-х годов: роман о производстве ("День второй" Эренбурга, "Время, вперед" Катаева, "Гидроцентраль" Шагинян); роман воспитания ("Педагогическая поэма" Макаренко, "Как закалялась сталь" Островского). Нормативность социально-психологического романа 30-х годов.
Циклы рассказов 20-х годов ("Рассказы 1922-1924 гг." Горького, "Шутейные рассказы" В.Шишкова, "Конармия", "Одесские рассказы" И.Бабеля, "Донские рассказы" М.Шолохова", "Рассказы Синебрюхова" М.Зощенко, "Русские сказки" Е.Замятина и др.).
Петербургский космос в русской прозе 20-30-х годов ("Пещера" и "Мамай" Е.Замятина, "Сентиментальные повести" М.Зощенко, "Крысолов" А.Грина, "Старуха" Д.Хармса, "Козлиная песнь" К.Вагинова, "Сумасшедший корабль" О.Форш, "Подпоручик Киже" Ю.Тынянова, "Епифанские шлюзы" А.Платонова", "Петербургские зимы" Г.Иванова). Развитие исторических жанров в прозе 20-ЗО-х годов. Историческая проза Ю.Тынянова, А.Чапыгина, О.Форш, Г.Шторма. Решение петровской темы в творчестве А.Толстого ("День Петра", "На дыбе", "Петр Первый"). Традиции исторических романов Д.Мережковского и "Петербурга" Белого в развитии исторических жанров прозы. Исторические жанры в прозе русской эмиграции (Д.Мережковский, А.Куприн, Б.Зайцев, М.Алданов, П.Краснов).
Тема интеллигенции и революции в романе 20-х г. ("В тупике" В.Вересаева, "Сентиментальное путешествие" В.Шкловского, "Белая гвардия" М.Булгакова, "Города и годы", "Братья" К.Федина, "Кащеева цепь" М.Пришвина, "Сестры" А.Толстого", "Зависть" Ю.Олеши, "Жизнь и смерть Андрея Полозова" Я.Рыкачева, "Вечер у Клэр" Г.Газданова и др.). Горьковское решение темы интеллигенции в романе "Жизнь Клима Самгина". Образ Клима Самгина в контексте русской и мировой литературы ХХ века.
Антиутопические стратегии в русской прозе 20-30-х годов ("Мы" Е.Замятина, "Барсуки", "Вор" Л.Леонова, "Чевенгур" А.Платонова, "Мастер и Маргарита" М.Булгакова, "Дар" В. Набокова).
Русская проза, рожденная годом великого перелома. Повесть "Красное дерево" и роман "Волга впадает в Каспийское море" Б.Пильняка. "Котлован" и "Впрок" А.Платонова. Первая книга романа "Поднятая целина" М.Шолохова. "Соть" Л.Леонова. Мифология социума в русской прозе конца 20-х- начала 30-х гг. ("Возвращенная молодость" М.Зощенко, "Мусорный ветер" А.Платонова, "Жень-шень" М.Пришвина, "Приглашение на казнь" В.Набокова).
Детская тема в русской прозе 20-30-х годов ("Детство Никиты" Толстого, "Жизнь Арсеньева" Бунина, "Лето Господне" Шмелева) и проза для детей ведущих прозаиков 20-30-х годов (Б.Житков, А.Грин, М.Пришвин, К.Паустовский, А.Платонов, Л.Пантелеев, В.Катаев, В.Бианки, А.Гайдар, М.Зощенко и др.).
Русский роман 20-30-х гг. ("Хождение по мукам" А.Толстого, "Жизнь Клима Самгина" М.Горького, "Тихий Дон" М.Шолохова, "Мастер и Маргарита" М.Булгакова); завершение многолетних романов в новой социокультурной ситуации. "Закон парусного лавирования" (О.Мандельштам) как внутритекстовая проблема.
"Тихий Дон" М.Шолохова. История создания романа. Судьба и идея пути Григория Мелехова в интерпретации советской критики 20-80-х годов. Проблемы авторства "Тихого Дона" в критике 70-90-х годов.
"Смеховой мир" русской прозы 20-30-х годов. Трагический гротеск, дьяволиада, гофманиана (Булгаков, Каверин, Лунц, Олеша, ранний Эренбург, Добычин). Комическое и трагическое в прозе Зощенко, Шолохова, Платонова. Феномен романов Ильфа и Петрова.
Эволюция писателей в 20-30-е годы (Горький, Булгаков, Платонов, Бабель, Зощенко, Мандельштам, Леонов, Пастернак).
Драматургия
Возникновение массового революционного театра ("Мистерия освобожденного труда", "Взятие Зимнего дворца"). Первые авторские пьесы для массового театра ("Стенька Разин" В.Каменского, "Мистерия-Буфф" Маяковского). Исторические драмы А.Луначарского ("Оливер Кромвель", Фома Кампанелла"). Революционный театр Мейерхольда.
Основные тенденции развития русской драмы 20-х гг.: плакат, гротеск, фантастика и традиционный психологизм.
Основные этапы в создании советской героической драмы: "Разлом" Лавренева, "Шторм" Билль-Белоцерковского, "Бронепоезд 14-69" Вс.Иванова, "Оптимистическая трагедия" Вс.Иванова, "Любовь Яровая" Тренева, "Рельсы гудят", "Хлеб" В.Киршона, "Темп", "Человек с ружьем" Н.Погодина и др. Дискуссия 1930 г. о пространстве советской драмы. "Потолочная драма" А.Афиногенова ("Страх", "Машенька").
Комедия 20-х годов ("Мандат", "Самоубийца" Н.Эрдмана, "Зойкина квартира" М.Булгакова, "Шарманка" А.Платонова). Драма-сказка Е.Шварца ("Голый король", "Снежная королева, "Тень").
"Дни Турбиных" Булгакова в истории русской драмы и советского театра. На путях к трагедии ("Бег" Булгакова, "14 Красных избушек" Платонова, "Метель" Леонова).
Драма 20-30-х гг. и кинематограф этого времени. Жанр киносценария в творчестве писателей.
Путь русского писателя в 20-30-е годы и Великая Отечественная война.
Русская литература периода 1940-80-х гг.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941-1945)
Политическая и литературно-общественная ситуация перед войной. Писатели на фронте. Формирование и становление молодой генерации литераторов-фронтовиков. Особая роль литературы в годы войны.
Развитие публицистики как одного из наиболее оперативных жанров военной прозы. Очерки И.Эренбурга, А.Толстого, Л.Леонова, М.Шолохова, К.Симонова, Л.Гроссмана, Л.Соболева, Б.Горбатова.
Поэзия военных лет. Основные образы, мотивы и поэтика "военной" лирики. Русская тема. Стихи А.Ахматовой, К.Симонова, М.Светлова, О.Берггольц, Г.Иванова, И.Елагина, В.Корвин-Пиотровского и др.
Лирика поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны (М.Кульчицкий, Вс.Багрицкий, П.Коган, Г.Суворов, Н.Отрада и др.).
Поэма военных лет (Н.Тихонов, В.Инбер, О.Берггольц, М.Алигер, П.Антокольский, А.Прокофьев и др.). Сочетание в ней эпического и лирического начал.
А.Твардовский. Поэма "Василий Теркин". История создания. Образ главного героя. Его популярность в народной, солдатской среде. Место автора-повествователя в поэме. Литературные и фольклорные традиции.
Массовая и лирическая песня военных лет. Творчество М.Исаковского, Л.Ошанина, А.Суркова, Е.Долматовского, В.Гусева, А.Жарова.
Стихотворная сатира. "Окна ТАСС". Военный рассказ: А.Толстой, А.Платонов, Л.Соболев, Н.Тихонов, К.Паустовский, Вс.Иванов, В.Катаев. Романтический и лирико-публицистический пафос рассказа.
Повесть военных лет: Л.Леонов, К.Симонов, А.Бек и другие. Героизация и романтизация войны. "Наука ненависти" и ее преодоление. Повесть К.Воробьева "Это мы, Господи!" как одна из первых творческих попыток посмотреть на войну и поведение человека на войне сквозь призму жестокого реализма.
М.Шолохов. "Они сражались за Родину". Первые главы романа. А.Фадеев. Роман "Молодая гвардия". Историко-документальная основа сюжета и последствия авторской субъективности. Партийная критика и компромиссы А.Фадеева во второй редакции романа.
Историческая тематика в литературе военных лет. Работа А.Толстого над 3-й книгой романа "Петр Первый". Тема власти в драматургической дилогии об Иване Грозном. Романы "Багратион" С.Голубова, "Порт-Артур" А.Степанова, "Великий Моурави" А.Антоновской.
Другая проза военных лет: "Темные аллеи" И.Бунина, "Перед восходом солнца" М.Зощенко.
Драматургия военных лет: Л.Леонов, К.Симонов, А.Корнейчук, А.Крон и другие.
"Сталинская" тема. Укоренение сталинского курса в обществе и литературе. Пьеса Е.Шварца "Дракон".
ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕВОЕННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Политическая и литературно-общественная ситуация. Возрастающая напряженность международных отношений ("холодная война"). Ухудшение нравственной атмосферы в обществе и апогей сталинского культа. Отражение общественных настроений в литературе.
Постановления ЦК ВКП (б) 1946-1948 в области литературы и искусства. Драматические судьбы А.Ахматовой и М.Зощенко. Репрессивные кампании, развернутые партией в многих направлениях культурной жизни страны. Борьба с "космополитизмом". Искусственное разжигание "патриотических настроений". Проблема "железного занавеса" в литературе и искусстве.
Тема Великой Отечественной войны в литературе этих лет. Первые книги поэтов-фронтовиков ("Битва" С.Гудзенко, "Третья скорость" С.Орлова, "Переправа" М.Дудина, "Сердцебиенье" М.Луконина, "Костер" С.Наровчатова, "Дорога далека" А.Межирова и другие). Лиро-эпическая поэма (А.Недогонов, О.Берггольц, Я.Смеляков, М.Луконин). Творчество Дм.Кедрина.
Роль мемуарно-очерковой и художественно-документальной прозы в освоении и разработке военной темы (П.Вершигора, Б.Полевой, Н.Бирюков). Первые опыты создания крупных повествований о войне (романы И.Эренбурга "Буря", М.Бубеннова "Белая береза", О.Гончара "Знаменосцы", дилогия Э.Казакевича "Весна на Одере" и "Дом на площади").
Повесть В.Некрасова "В окопах Сталинграда" и ее роль в правдивом, психологически достоверном изображении человека на войне. В.Некрасов как предшественник "окопной прозы" 50-60-х годов.