Смекни!
smekni.com

  Настоящее собрание включает расшифровки фонозаписей песен уральских (яицких) казаков, впервые не выборочно, а насколько позволяет нынешнее состояние песенн (стр. 7 из 7)

19 Рассмотрение отдельных сторон стиля мужских уральских казачьих песен предпринято в дипломной работе О.И. Шиловой “Песенный фольклор уральских казаков” / Рук. Т.И.Калужникова. Свердловск: Уральская государственная консерватория, 1987.

20 Типология ритмических форм традиционной русской песни и методы их анализа представлены в работах: Банин А.А. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики // Музыкальная фольклористика. Вып.2. М., 1978. С.117-157; Ефименкова Б.Б. Ритмика русских традиционных песен. М., 1993.

21 Аналогичные закономерности отмечает Т.В.Дигун в организации донских протяжных песен (см.: Дигун Т.В. Протяжные песни донских казаков: Автореф. Дис. … канд. искусств. М., 1989. С.7.)

22 См.: Астахова А.М. Вопросы изучения донской былины // Народная устная поэзия Дона. Ростов н/Д, 1963. С.51; Былины. Русский музыкальный эпос. С.369-370.

23 Даль И.В. Полн. Собр. Соч.: В 10-ти т. Т.6. СПб., 1897. С.251.

24 В связи с подголоском как ярчайшим, но пока еще не вполне исследованным мелодическим феноменом ряда мужских казачьих традиций напомним гипотезу А.А.Гордеева о сходстве донского “дисканта” – вокализма (подголоска, исполняющегося без слов) с флейтовыми наигрышами степных народов, а также наблюдение Т.С.Рудиченко о том, что “в армейской традиции роль подголоска, украшающего напевы строевых и плясовых песен, выполняет кларнет” (См.: Гордеев А.А. История казаков. Ч.1. Золотая Орда и зарождение казачества. М., 1991. С.75; Рудиченко Т.С. Указ. Соч. С.24.).

25 Об инструментальной музыке этих народов см., в частности: Успенский В., Беляев В. Туркменская музыка / Под общ. ред. В.Беляева. 2-е изд. Ашхабад, 1979. Т.1; Беляев В. Очерки истории музыки народов СССР. М., 1962. Вып.1; и др.

26 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Книга 2: Интонация. Л., 1971. С.286.

27 Асафьев Б. Избранные труды. М., 1955. Т.4. С.73.

28 См.: Ливанова Т.Н. Сборник кантов XVIII в. М., 1952. Ч.1. №9. Специальному рассмотрению связей стиля казачьих строевых песен кантами посвящена статья автора этих строк “Роль кантовости в казачьем песенном фольклоре” // Фольклор Урала. Фольклор городов и поселков. С.94-112.

29 См.: Рудиченко Т.С. Указ. Соч. С.13.

30 Эти темповые показатели нельзя считать абсолютно точными, поскольку записи были сделаны нами в экспидиционной, а не в реальной бытовой обстановке исполнения строевых песен от певцов преклонного возраста, склонных – в силу возрастных физиологических особенностей организма – к несколько замедленному воспроизведению моторных процессов.

31 Сведения о масленичных “рыбачьих челнах” со ссылкой на местного писателя и краеведа Н.Ф.Савичева приведены в “Истории казачества Азиатской России” Т.1.С.233.

32 К такому методу обратились, например, О.Б.Гузикова и Е.И.Коротин в статье: Реконструированный свадебный обряд уральских казаков. С.120-137. Этот же метод был положен и в основу нашего рассмотрения казачьей свадьбы прежде всего с точки зрения ее музыкально-драмотургических закономерностей.

33 В Зеленовском районе о свадьбе рассказывали П.К.Плетнева (пос. Большой Чаган), А.И.Донсков (пос. Круглоозерный), В.А.Черноярова (пос. Скворкино), В.М.Яшков (пос. Скворкино); в г.Чапаеве – А.П.Краденова; в г.Уральске – А.А.Сахарнова, Е.Г.Олонина, В.С. Ширявсков.

34 Инициационная (от лат. Initiatio – совершение таинств), связанная с инициациями, посвятительными обрядами, служившими для перевода юношей и девушек в возрастную группу взрослых мужчин и женщин.

35 Характеристике двух основных типов восточнославянских свадебных обрядов посвящена работа: Ефименкова Б.Б. К типологии свадебных ритуалов восточных славян // Музыка русской свадьбы: (проблемы регионального исследования): Тез.докл.науч.-практ.конф. М., 1987. С.8-13.

36 Н.И.Дорофеев считает элементы раздельноречия одним из специфических признаков в протяжных песнях семейских Забайкалья. См.: Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. М., 1989. С.19-21.

37 Приведенные слова Ф.А. Рубцова относятся к смоленским беседным песням, которые тождественны уральским казачьим по своей социаьно-бытовой функции. См.: Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940 гг. / Сост., расшифровка, коммент. Ф.А.Рубцова. Л., 1991. С.146.

38 Те же тенденции отмечает Т.С. Рудиченко в исполнении донских мужских песен. См.: Рудиченко Т.С. Указ. соч. С.26.

Т.И. Калужниковой

Екатеринбург“СФЕРА”1998

СКАРБ – КАЗАЧЬИ ПЕСНИ