Смекни!
smekni.com

1. Россия на рубеже XVII -XVIII веков 4 (стр. 3 из 4)

Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший раскол общества в культурном и в социальном плане, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.

5. Русская культура Петра Великого

Серьезные преобразования в духовной сфере начались еще в XVII веке под влиянием Запада. Эти преобразования значительно ускорились в эпоху Петра Великого.

Существовало два пути приобщения к цивилизации Запада: приглашение иностранных ученых (а это обходилось очень дорого) и отправка русской молодежи для учебы за границу (более дешевый путь). До Петра общение с иностранцами не поощрялось и разрешение на выезд получали лишь две категории людей: члены посольства и гости (то есть верхушка купечества). Теперь выезд за границу не только не запрещался, но даже стал поощряться, а к некоторым применялся в принудительном порядке. В 1696 г. был принят специальный указ о направлении в разные государства на учебу 61 человека, из них 23 принадлежали к княжеским фамилиям.

Сближение с Западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда из-за границы (26 августа 1698 г.) Петр выступил в роли цирюльника - велел принести ножницы и самочинно обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр повторял несколько раз. Был введен металлический бородовой знак - своего рода квитанция об уплате денег за ношение бороды. Указ 1705 г. обязывал все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Нежелавшие бриться платили дифференцированный налог: от 30 до 100 руб. в год (в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения) - огромные по тому времени деньги.

Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения «великого посольства» состоялось шуточное освящение Лефортова дворца. Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати (такой наряд был совершенно неудобен для работы). В тот день царь вновь шокировал многих знатных людей, собственноручно взяв ножницы и начав укорачивать рукава .

В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтана), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного - старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

Пособием для дворянина стало так называемое «Юности честное зерцало» (1717 г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, придерживающегося европейских светских манер. Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка к службе, а счастье - следствие прилежной службы. Дворянскую честь следует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции, ибо дворянин должен проливать кровь только защищая Отечество.

Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. Специальным указом 1718 г. были введены «ассамблеи», которые становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и деловое общение.

Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми или можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев - ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.

Для новой культуры были характерны светскость и «государственный» характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиции пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодержавия. В духовной жизни насаждались идеи западного протестантизма, утверждавшие, что богатство - не грех, а признак избранности Богом. Происходит раскол культуры на две части: прозападная (дворянская) и народная, ориентирующаяся на православные традиции.

Петровские реформы, направленные на европеизацию России, грандиозны по своим масштабам и последствиям. Однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились силовыми методами и закрепляли жесткую систему, основанную на подневольном труде.

6. Наш край и Петр I

К концу XVII века, в связи с военными приготовлениями против турок на Азовском море, нашему краю суждено было сыграть большую роль в оснащении необходимым военным снаряжением армии и флота.

В феврале 1696 года по указу Петра I «в лесных местах, ближайших к Дону: в Воронеже, Козлове, Добром и Сокольске - 26000 работников должны были к весне срубить 1300 стругов, 300 лодок, 100 плотов». С этой целью создаются «кумпанства», которые должны заготовлять материалы в лесах к северу от Воронежа в уездах: Воронежском, Усманском, Белоколодском, Романовском, Сокольском, Добринском и Козловском. «В Сокольску стольник Степан Овцин, да подьячий Иван Наумов, школены, лебедянцы, усманцы, землянцы, да романовцы дворцовыми крестьяны 290 человек, итого 2548 человек, сделали 215 стругов. А мастеровым и работным людям давано у них кормовых денег на день по 4 и по 3 деньги человеку».

В 1700 году по указу царя на реке Липовке было начато строительство Верхних Липских вододействующих заводов. В 1707 - 1712 годах строятся Нижние железоделательные заводы, которые располагались в непосредственной близости от реки Воронеж и питались водами рек Студеновки, Монастырки и отработанными водами Верхних заводов реки Липовки.

Примерно к этому времени и относится открытие в Липецке целебных минеральных источников. Это открытие тесно связано с неоднократным посещением императором Петром I здешних мест. В народе бытует предание, в котором говорится о том, то Петр I, прогуливаясь с генералом Синявиным по берегу речки Липовки, заметил бьющий из-под земли ключ прозрачной воды. Дно и берега ручейка были покрыты буровато-ржавым осадком. Имеющий сведения о минеральных водах Европейских курортов и сам неоднократно посещавший их, будучи за границей, Петр I отдает приказ «устроить на этом месте колодец с дубовым срубом, исследовать состав воды и составить «Дохтурские правила как при оных водах поступать». Минеральную воду рекомендовалось употреблять «добрым порядком», т. е. по указанию докторов. Для самого царя был выстроен деревянный дворец, и при посещении Липецка Петр I останавливался в нем и пользовался «оными водами».

Кроме металлургических заводов, в Липецке строятся «суконная, шляпная, чулочная фабрики, кожевенный завод, бударные мастерские (по изготовлению лодок. - Прим. автора) и другие вспомогательные предприятия. Текстильные предприятия строились несколько позже металлургических Так, суконная фабрика была построена в 1713 году, шляпная - в 1714 году».

На суконной фабрике в течение года изготовлялось около семи тысяч аршин различных тканей: сукна, покромей, байки и других Шляпная фабрика выпускала от 10 до 20 тысяч шляп. Железоделательные заводы за год могли отлить более 600 пушек разного калибра. Кроме пушек, заводы изготовляли якоря, фузии, пистолеты, штыки, шпаги, тесаки, ядра, бомбы, гранаты, а также клещи, молотки, гвоздодеры, тиски, скобы, зубила и другие предметы как для военного снаряжения, так и для хозяйственных нужд.

Для обеспечения заводов рудой были построены четыре рудника: «один на «Липецкой степи», в двух верстах от завода, и три на «Студенецкой земле» - два в шести верстах от завода и один в 35 верстах от завода».